Home » Имплементация норм международного гуманитарного права » Правовые акты, регулирующие деятельность комиссии » Имплементация норм международного гуманитарного права в Кыргызской Республике

Имплементация норм международного гуманитарного права в Кыргызской Республике

На протяжении всей истории человечества, в мире происходило множество различного рода военных конфликтов.

Так, в середине 20 века после окончания второй мировой войны, длившейся более 5 лет и в котором впервые в истории было применено оружие массового уничтожения (ядерное оружие), мировое сообщество пришло к решению установить для всех стран минимальные нормы гуманности в случаях ведения военных действий.

Таким образом, международное гуманитарное право было заложено в уставе Организаций Объединенных Наций, в котором были отражены вышеобозначенные важные принципы международного права.

Хочется отметить, что международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы применения войны, в качестве инструмента разрешения споров, а также гуманитарной защиты гражданского населения, больных, раненых, военнослужащих и военнопленных, а также ограничивающие методы и средства ведения войны. Основными же источниками международного гуманитарного права являются Женевские конвенции по защите жертв войны 1949 года и два дополнительных протокола, заключенных в 1977 году под эгидой Международного комитета Красного Креста.

Говоря о такой деятельности, как имплементация норм МГП, нужно сказать, что термин «имплементация» представляет собой фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения международно-правовых норм в национальную правовую систему. Поэтому, принятие мер по имплементации норм международного гуманитарного права на национальном уровне является обязанностью государств-участников основных договоров по международному гуманитарному праву.

Общее обязательство государств-участников Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним принимать указанные меры вытекает из принципа pacta sunt servanda, т.е. принципа добровольного выполнения взятых на себя обязательств по международному договору, закрепленного в статье 26 Венской Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1963 года. Это обязательство вытекает также из принципа доброй воли государств, подписавших международные договоры по международному гуманитарному праву и вызвавшихся тем самым соблюдать их положения.

Ввиду чего, уделяется большое внимание внедрению норм международного гуманитарного права в национальное законодательство Кыргызстана. Необходимо сказать, что в настоящее время у нас в республике продолжается изучение вопросов о возможности присоединения Кыргызстана к другим международным конвенциям в сфере гуманитарного права.

Так, в частности, постановлением Правительства от 18 июня 2003 года № 361 Министерству юстиции было поручено создать постоянно действующую межведомственную комиссию по имплементации международного гуманитарного права из компетентных сотрудников министерств и ведомств.

Одной из функций комиссии является рассмотрение вопросов, связанных с реализацией международно-правовых обязательств Кыргызской Республики в области международного гуманитарного права, а ее деятельность базируется на таких принципах как гуманность, недопустимость дискриминации, защита и гуманное обращение с жертвами вооруженных конфликтов, защита гражданского населения, гражданских объектов от военных действий, неприкосновенность медицинского персонала и т.д.

В состав данной Комиссии на сегодняшний день входят представители министерств и ведомств, а также представители Национального общества Красного Полумесяца и Международного Комитета Красного Креста.

Основными задачами Комиссии, согласно Положению о постоянно действующей Межведомственной комиссии по имплементации международного гуманитарного права, утвержденному постановлением Правительства от 18 июня 2003 года № 361, являются:

- содействие приведению законодательства Кыргызстана в соответствие с положениями конвенций и договоров в области МГП;

- изучение и оценка состояния национального законодательства в части его соответствия нормам МГП;

- подготовка предложений по имплементации норм МГП в Кыргызской Республике;

- рассмотрение и подготовка консультативных заключений по проектам международных договоров, актов законодательства Кыргызской Республики в области МГП;

- организация взаимодействия, обмена информацией с Международным Комитетом Красного Креста, другими международными организациями, осуществляющими деятельности в области МГП.

Комиссия организует свою работу в соответствии с утверждаемыми ею регламентом и ежегодными планами. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Так, План мероприятий по имплементации норм международного гуманитарного права на 2013 год, утвержденный протоколом Комиссии от 24 декабря 2012 года, включает ряд мероприятий, направленных на разработку нормативных правовых актов в соответствии со вступившими для Кыргызской Республики в силу международными договорами, а также проведение аналитической работы по изучению возможности присоединения к ряду конвенций, носящих гуманитарный характер.

Например обращаем внимание на пункт 4 данного Плана, где на основе анализа Дополнительных протоколов I и II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, которым предусматривается мероприятие по разработке законопроекта, предусматривающего внесение поправок в уголовное законодательство в части установления ответственности за совершение военных преступлений.

Кроме того, в рамках работы Комиссии на постоянной основе Министерством юстиции организуются и проводятся обучающие мероприятия для членов Комиссии. Такого рода мероприятия производятся при финансовой поддержке Международного Комитета Красного Креста и других международных доноров. Также при содействии Международного Комитета Красного Креста члены Комиссии имеют возможность обмениваться опытом с комиссиями по имплементации других государств.

В заключении еще раз отмечаем, что Женевские конвенции и Дополнительные протоколы прямо указывают на обязательство государств принимать меры по имплементации норм международного гуманитарного права в мирное время.

В этой связи, отмечаем, что работа по внедрению норм международного гуманитарного права в национальное законодательство будет продолжена, и она будет носить постоянный характер.

Таков, наш краткий обзор вопросов международного гуманитарного права, так как мы остановились лишь на основных аспектах данного вопроса, ввиду его обширности и многоплановости.