Home » Отчет об исполнении Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы, утвержденного постановления Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 2015 года № 170 по итогам IV квартала 2016 года

Отчет об исполнении Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы, утвержденного постановления Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 2015 года № 170 по итогам IV квартала 2016 года

Наименование субъекта противодействия коррупции: Министерство юстиции Кыргызской Республики

Период предоставления отчетности (число, месяц, год): за 4 квартал 2016 года

ФИО, должность: Зулпуев Эмир Абдиманнапович — Уполномоченный по вопросам предупреждения коррупции

Контактные данные: адрес электронной почты, номер служебного телефона: e.zulpuev.mjkr@gmail.com, 65-65-09

Задачи

Меры/Действия

Ответственный орган/Соиспол- нители

Ожидаемый результат

Дата завершения

 

I. Снижение уровня политической коррупции

 
1 Обеспечить открытость и прозрачность финансирования и материального обеспечения деятельности политических партий (не связанную с выборами)

 

1) Внесение изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О политических партиях», предусматривающих:

- публикацию политическими партиями детальных отчетов их доходах и расходах;

- установление ответственности за невыполнение требования о публикации финансовых отчетов политическими партиями;

МЮ, Аппарат Правительства

 

Публикации в СМИ и на сайтах политических партий информации об источниках финансирования и финансовой отчетности политических партий/доля политических партий, опубликовавших детальные отчеты о доходах и расходах; предусмотрена ответственность за несвоевременное их опубликование в печатных СМИ

 

Ноябрь 2015 года

 

 
3) внесение изменений и дополнений в Законы Кыргызской Республики «О политических партиях» и «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики«, а также в избирательное законодательство Кыргызской Республики норм, предусматривающих ответственность за нарушение порядка финансирования политических партий; МЮ, ГНС, ЦИК (по согласованию)

 

Предотвращение нарушений политическими партиями порядка финансирования деятельности и избирательных кампаний политическими партиями/доля политических партий, привлеченных к ответственности за нарушения порядка финансирования политических партий

 

Июль 2015 года

 

 
4) проведение консультаций с политическими партиями и институтами гражданского общества по вопросу установления предельного размера членских взносов и разовых пожертвований физических и юридических лиц на обычную (не связанную с выборами) деятельность политических партий

 

МЮ

 

Предложены рекомендации о внесении изменений в НПА, предусматривающие целесообразность установления предельного размера членских взносов и разовых пожертвований физических и юридических лиц на обычную (не связанную с выборами) деятельность политических партий.

Исключение финансовой зависимости политических партий от субъектов предпринимательства (крупных компаний, финансовых компаний), преследующих получение необоснованных выгод и преференций от крупных корпораций; экстремистских организаций и лиц, чья деятельность направлена на дестабилизацию и подрыв государственных устоев Кыргызской Республики/количество проведенных мер реагирования, выявленные факты и принятые меры

Июль 2015 года

 

 

Отчет о выполнении

Ранее Министерством юстиции во исполнение Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, одобренной постановлением Правительства от 30 апреля 2013 года № 218 и утвержденной постановлением Жогорку Кенеша от 18 декабря 2013 года № 3694-V, был разработан проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Закон «О политических партиях» и Кодекс об административной ответственности) (постановление Правительства об одобрении законопроекта от 15.12.2014 г. № 704).

Задачами законопроекта были установление контроля за финансовой деятельностью политических партий путем введения законодательного ограничения по их финансированию в целях обеспечения принципов прозрачности и законности, определение административной ответственности за нарушение требований законодательства в части финансирования политических партий.

Таким образом,  вышеуказанный законопроект охватывал задачи, обозначенные в подпунктах 1,  3 и 4 пункта 1 Плана.

Законопроект был принят в первом чтении Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 15 апреля 2015 года (депутатами V созыва). При этом, 29 марта 2016 года Комитетом по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша был организован круглый стол по обсуждению вышеуказанного законопроекта. В ходе данного мероприятия депутатами и независимыми экспертами было указано о необходимости переработки Закона «О политических партий» в целом. Далее, согласно заключению вышеуказанного Комитета от 29 марта 2016 года, 14 апреля 2016 года названный законопроект был отклонен Жогорку Кенешем во втором чтении (депутатами VI созыва).

В последующем, вышеуказанная информация, с соответствующими выводами представлялась в адрес Министерства экономики, в рамках отчетов по выполнению данного Плана за третий квартал 2016 года, в котором также была указана просьба о снятии с контроля исполнение данного пункта Палана (письмо Министерства юстиции от 14 октября 2016 года №02-5/6-10542).

Вместе с тем, с учетом дополнительных консультаций, мнений представителей гражданского общества, государственных органов, полагаем целесообразным возобновить работу по разработке проекта Закона «О политических партиях» в новой редакции, направленного на реализацию данного пункта. С учетом изложенного, просим рассмотреть вопрос продления срока исполнения вышеуказанного пункта до конца 2017 года, с изменением мер/задач Плана для Министерства юстиции, в части разработки данного проекта Закона.

 
2

 Внедрить действенные механизмы прозрачности и контроля за целевым использованием средств избирательных фондов и публичную отчетность о финансировании политических партий, кандидатов и избирательных кампаний

 

1) Разработка и внедрение механизмов привлечения и активного участия представителей гражданского общества в мониторинге финансирования избирательных кампаний;

2) внесение дополнений в Закон Кыргызской Республики «О политических партиях» нормы, предусматривающей обязательный ежегодный аудит;

3) принятие надлежащих законодательных и административных мер по усилению прозрачности финансирования избирательных кампаний при назначении на публичные должности

ЦИК (по согласованию), МЮ

 

Публикация результатов мониторинга финансирования избирательных кампаний с участием представителей гражданского общества/количество отчетов и принятые меры

 

Сентябрь 2015 года

 

 

Отчет о выполнении

Поскольку ответственным исполнителем данного пункта является Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, в адрес указанного государственного органа было направлено письмо Министерства юстиции от 17.08.15 г. №02-1/9176  о необходимости организовать исполнение пункта 2 и номинирована кандидатура Зулпуева Э.А., в качестве представителя Министерства юстиции. Однако, со стороны названного государственного органа не была организована какая-либо работа.

Одновременно информируем, что  проектом Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Закон «О политических партиях» и Кодекс об административной ответственности) (постановление Правительства об одобрении законопроекта от 15.12.2014 г. № 704), также предлагалось предусмотреть обязательный ежегодный аудит деятельности политических партий. Однако в ходе рассмотрения проекта Закона Жогорку Кенешем в первом чтении, данная норма была исключена.

 

3

Имплементация норм, предусмотренных законодательством в отношении «публичных должностных лиц» (ПДЛ), в соответствии с международными правовыми инструментариями в сфере противодействия коррупции

Внесение изменений и дополнений в соответствующие НПА, с учетом введения понятия ПДЛ и определить координирующий орган и механизмы межведомственного взаимодействия в отношении ПДЛ

МЮ, ГСФР, Генпрокуратура (по согласованию)

Снижение коррупционных рисков в отношении ПДЛ, связанных с влиянием на принятие решений/публикации выявленных коррупционных рисков от вмешательства или неправомерных решений ПДЛ

Июль 2016 года

 

Отчет о выполнении

Ранее Министерством юстиции в адрес Аппарата Правительства было направлено письмо от 14 июля 2016 года №02-2/7271 о нецелесообразности внедрения в национальное законодательство понятия «публичное должностное лицо», ввиду того, что данное определение содержится в различных нормативных правовых актах. Кроме того, Министерством юстиции в адрес Министерства экономики было направлено письмо от 14 октября 2016 года №02-5/6-10542 с просьбой снять с контроля данный пункт Плана.

Вместе с тем, с учетом дополнительных консультаций и всестороннего анализа законодательства Кыргызской Республики на предмет наличия норм, полноценно раскрывающих определение «публичного должностного лица», Министерство юстиции выявило потребность в дополнении национального законодательства и приступило к разработке соответствующего проекта нормативного правового акта, направленного на реализацию данного пункта. С учетом изложенного, просим рассмотреть вопрос продления срока исполнения вышеуказанного пункта до конца 2017 года.

 
4

Расширить зону ответственности должностных лиц за принятие неправомерных решений, в результате которых наносится ущерб экономике и национальным интересам КР

1) Проведение исследований нормативной правовой базы и сложившейся практики ее применения на предмет регрессного возмещения ущерба;

2) внесение изменений и дополнений в соответствующие НПА, предусматривающие ответственность должностных лиц за принятое неправомерных решений

НИСИ, МЮ, ГАС (по согласованию)

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию)

Сокращение бюджетных издержек, регрессное возмещение ущерба от неправомерных действий должностных лиц/количество проведенных мероприятий, выявленные факты, меры реагирования и сумма возмещенного ущерба, сокращение бюджетных расходов от неправомерных решений должностных лиц; снижение в % к предыдущему году

Декабрь 2016 года

 

Отчет о выполнении

По итогам проведенного анализа действующего законодательства Кыргызской Республики сообщаем, что 13 августа 2015 года № 576 принято постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах возмещения материального ущерба, причиненного должностными лицами государственных органов, в порядке регресса», регулирующее вышеуказанные вопросы.

Так, в соответствии с вышеуказанным постановлением руководители государственных органов исполнительной власти принимают меры по предъявлению обратных требований (регресс) к лицам, действия которых повлекли причинение материального ущерба государственным органам, а также ежеквартально представляют в Государственную кадровую службу Кыргызской Республики информацию о лицах, причинивших материальный ущерб соответствующему государственному органу принятием необоснованного решения об освобождении лица от занимаемой должности.

При этом, Государственной кадровой службе рекомендовано направлять информацию в Аппарат Правительства Кыргызской Республики о принятии соответствующих мер в отношении руководителей государственных органов исполнительной власти, допустивших нарушения по исполнению указанного постановления.

Также, согласно пункту 3 названного постановления Государственной кадровой службе рекомендовано внести в установленном порядке законопроект на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики, направленный на совершенствование законодательства о государственной службе, в части возмещения ущерба в порядке регресса.

Ввиду чего сообщаем, что на сегодняшний день принят Закон «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».

Статьями 33, 36 вышеуказанного Закона предусмотрена материальная ответственность государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, в том числе урегулирован порядок предъявления государственным органом или органом местного самоуправления обратных требований (регресс) к лицу, которым непосредственно совершены неправомерные действия.  Также, согласно указанному Закону, уполномоченный государственный орган создает и ведет базу данных служащих и должностных лиц, причинивших материальный ущерб государству.

Отношения, связанные с правом регресса к лицу, причинившему вред, также регулируются Гражданским кодексом Кыргызской Республики. Так, согласно статье 1009 Гражданского кодекса, государство, возместившее вред, причиненный должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, имеет право регресса к этим лицам, если их вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Ответственность за неправомерные решения должностных лиц также предусмотрена Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности и Уголовным кодексом Кыргызской Республики.

С учетом вышеизложенного отмечаем о наличии  нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, вытекающие из подпунктов 1 и 2  пункта 4 Плана.

В связи с чем, просим снять с контроля исполнение данного пункта Плана. 

 

5

Пересмотреть положения об иммунитете должностных лиц, обеспечив, чтобы они не препятствовали эффективному расследованию и уголовному преследованию коррупционных преступлений

1) Внесение на общественное обсуждение вопроса об отмене неприкосновенности экс-президента;

2) введение ограниченного (функционального) иммунитета для всех должностных лиц, пользующихся неприкосновенностью и пересмотреть исключения в случае задержания в момент совершения преступления;

3) упорядочение процедур снятия неприкосновенности с депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Генерального прокурора Кыргызской Республики и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию), государственные органы

Неотвратимость наказания за совершенные коррупционные преступления/разработанные и утвержденные НПА по правоприменению, введен ограниченный (функциональный) иммунитет для должностных лиц, пользующихся неприкосновенностью, упорядочены процедуры снятия неприкосновенности с депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Генерального прокурора Кыргызской Республики и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики

Декабрь 2015 года

 

Отчет о выполнении

Во исполнение подпункта 1 данного пункта, Министерством юстиции был разработан проект Закона «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» и в целях проведения общественного обсуждения, проект направлен в Аппарат Правительства для размещения на официальном сайте письмом от 17.09.2015 г. №02-2/10487. При этом, предложений по улучшению положений законопроекта, по итогам его общественного обсуждения не поступало.

Кроме того, из подпунктов 2 и 3 пункта 5 вышеуказанного Плана вытекала разработка проекта Закона, предусматривающего введение ограниченного (функционального) иммунитета для всех должностных лиц, пользующихся неприкосновенностью и пересмотр исключений в случае задержания в момент совершения преступления и упорядочение процедур снятия неприкосновенности с депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Генерального прокурора Кыргызской Республики и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики.

В этой связи, министерством проведен анализ положений нормативных правовых актов на предмет необходимости внесения соответствующих изменений, вытекающих из вышеуказанных вопросов. Кроме того, поскольку Генеральная прокуратура является соисполнителем по пункту 5 Плана мероприятий, Министерством юстиции было направлено письмо от 17.09.2015 г. за №02-1/10431 с просьбой представить предложения по реализации данного пункта.

Следует отметить, что исходя из анализа законодательства Кыргызской Республики, возникает необходимость в пересмотре отдельных положений конституционных законов «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О статусе судей Кыргызской Республики», законов «Об Омбудсмене (Акыйкатчы)», «О прокуратуре Кыргызской Республики», «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», ввиду того, что данные законы предусматривают более расширенные положения касательно неприкосновенности упомянутых должностных лиц, чем это предусмотрено в Конституции.

Между тем, поскольку в соответствии со статьей 85 Конституции Правительство подотчетно Жогорку Кенешу и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных Конституцией, на основании принципа разделения властей Министерством юстиции ранее была выражена позиция, что инициирование изменений со стороны Правительства в законы, которые являются основополагающими для указанных субъектов, является не совсем корректным. Ввиду чего, в адрес Аппарата Правительства было направлено письмо за исх. № МЮ 02-2/14248 от 31.12.2015 года с просьбой ориентировать в дальнейшем продвижении обозначенного вопроса.

Вместе с тем, 28 декабря 2016 года Президентом Кыргызской Республики, по итогам референдума, был подписан Закон «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики», в соответствии с которым в Основной закон страны вносятся концептуальные изменения.

Таким образом, на сегодняшний день перед Министерством юстиции стоит задача по приведению законодательного массива в соответствие с вновь принятыми поправками в Конституцию. Соответственно, в рамках реализации данной задачи, Министерством юстиции, в том числе будут подготовлены предложения по вопросам иммунитета соответствующих должностных лиц.

 
9 Ввести эффективную систему защиты информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции) от произвольного увольнения со службы и притеснений

 

1) Разработка законопроекта о защите информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции);

2) определение уполномоченного государственного органа, ответственного за мониторинг, выявление, предупреждение и обеспечение защиты информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции)

 

МЮ, ГКС (по согласованию), Генпрокуратура (по согласованию)

 

Принят Закон Кыргызской Республики о защите информаторов и определен уполномоченный орган, ответственный за реализацию принятого Закона/количество выявленных фактов увольнения со службы или иных притеснений информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции)

 

Декабрь 2015 года с ежеквартальным обновлением сведений

 

 

 

 

Отчет о выполнении

В реализацию данного пункта Плана Министерством юстиции, в соответствии с требованиями пункта 48-1 Регламента Правительства, утвержденного постановлением Правительства от 10 июня 2013 года №341, действовавшего на тот период времени, 18 сентября 2015 года было проведено заседание по обсуждению вопроса разработки законопроекта с заинтересованными государственными органами. При этом, в рамках обсуждения был вынесен подготовленный министерством проект  Закона «О лицах, заявивших о возможных фактах коррупции».

В рамках указанного проекта предполагалось предусмотреть закрепление возможности физических лиц,  взаимодействующих со структурами, финансируемыми из государственного бюджета и иными организациями или осуществляющих в них свою трудовую деятельность, сообщать в правоохранительные органы об обнаруженном ими факте коррупции либо сокрытия налогов. В законопроекте планировалось заложить положения, которые позволят людям без опасений заявлять о фактах коррупции в соответствующие органы, поскольку им будет гарантирована государственная защита и гарантия неразглашения сведений о них. Также предлагалось запретить всякое ограничение прав работников и иных лиц, взаимодействующих с государственными структурами, их руководителями, чтобы они смогли осуществить свой гражданский долг полноценно, без всяких последствий для самих себя. Заявление о факте коррупции выражалось бы в сообщении, содержащем информацию о факте хищения государственных средств либо недопоступления  средств в бюджет государства, либо сокрытия налогов. Для того, чтобы заявляемые факты имели под собой реальную основу и не имели цели опорочить какое-либо лицо, устанавливалась обязательность подробного описания о факте коррупции либо сокрытия, в том числе, коррупционных и иных схем, а также предусматривалась ответственность за заведомо ложное сообщение о таком факте.

Вместе с тем, в ходе обсуждения указанного законопроекта, профильными государственными органами было отмечено о нецелесообразности разработки данного проекта Закона.

В первую очередь, было отмечено о неясности определения уполномоченного государственного органа, ответственного за выявление и предупреждение информаторов. Так, отмечалось, что данная формулировка  противоречит  цели  введения системы защиты информаторов, поскольку с учетом того, что задачей ответственного уполномоченного государственного органа является выявление  и  защита  информаторов,   то предупреждение информаторов никоим образом не может быть одной из функций этого органа.

Также заинтересованными государственными органами была отмечена нецелесообразность разработки и продвижения указанного законопроекта, в целом.

Между тем, пунктом 9 Плана предусмотрено введение эффективной системы защиты информаторов (служащих, сообщающих  о фактах коррупции)  от произвольного  увольнения со службы и притеснений.  При этом,  в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии коррупции» установлены основные принципы  противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также основные обязанности государственных и муниципальных служащих об уведомлении о коррупционных    правонарушениях и гарантии государственной защиты таких лиц. В связи с чем, отмечено, что проект такого Закона будет дублировать положения статей 9 и 10 Закона Кыргызской Республики «О противодействии коррупции».

Также отмечалось, что разработка законопроекта повлечет дублирование положений  Закона Кыргызской Республики «О защите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства», направленного на введение системы мер государственной защиты в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, включающей меры безопасности и социальной защиты указанных лиц, а также определение основания и порядка их применения

Кроме того, вопросы оказания содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее-ОРД), уже закреплены в статьях 20 и 21 Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности».

Помимо этого, согласно статье 4 Закона Кыргызской Республики «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики» сведения об оказании гражданами Кыргызской Республики добровольной помощи органам национальной безопасности на негласной основе составляют государственную тайну. Кроме того, согласно вышеуказанному Закону информация, составляющая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики государственную, служебную и коммерческую тайну, разглашению не подлежит.

Вместе с тем, мониторинг, выявление и защита информаторов включает в себя широкий круг обязанностей, которые, в настоящее время, закреплены за несколькими государственными органами.

Кроме того, действует Закон Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан», направленный на правовое регулирование отношений связанных, с реализацией права каждого на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, закрепленного Конституцией Кыргызской Республики, а также порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

На основании вышеизложенного и ввиду наличия  достаточной правовой  базы, в целях исключения возможного дублирования действующих норм, а также с учетом позиций профильных государственных органов  министерством на имя Премьер-министра  Кыргызской Республики  Т.А. Сариева   было направлено письмо от  28.12.2015 г.  за исх. № 02-7/14132  о целесообразности  исключения данного  пункта из   Плана.

При этом, в письме Аппарата Правительства Кыргызской Республики за № 29-54519 от 21.01.2016 года, направленного в адрес Министерства юстиции указано, что вопрос о целесообразности принятия данного законопроекта будет внесен на рассмотрение межведомственной рабочей группы по разработке рекомендаций по итогам третьего раунда  мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики.

Одновременно, необходимо отметить, что в свое время группой депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был инициирован  аналогичный проект Закона Кыргызской Республики «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях», который также был направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечения защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования, устанавливает правовые и организационные основы защиты данных лиц, а также направлен на укрепление доверия населения к государству и его структурам. Данный законопроект был принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 16 ноября 2016 года, однако был возвращен с Возражением Президента от 29 декабря 2016 года для устранения недостатков и выработки согласованного варианта. Нужно отметить, что идея, заложенная в Законе, была поддержана Президентом, однако имеющиеся недостатки, выраженные в противоречиях и не проработанности самого Закона,  стали причиной не подписания Закона.

В свою очередь, сообщаем, что министр юстиции был определен ответственным за представление в Жогорку Кенеше возражения Президента.  Ввиду чего, а также принимая во внимание, что в соответствии со статьей 62 Закона «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» возможно образование согласительной группы для выработки согласованного варианта закона, считаем целесообразным проработать Закон «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях» таким образом, чтобы он охватывал, в том числе задачи, обозначенные в подпунктах 1 и 2 пункта 9 Плана.

 
13 Имплементация отдельных норм Конвенции ООН против коррупции, в части их криминализации в уголовном законодательстве

 

Внесение изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие:

- введение уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;

- введение уголовной ответственности за обещание и предложение, а также просьбу и принятие обещания/предложения (взятки или иных вознаграждений) неправомерного преимущества как оконченные составы преступлений в государственном и частном секторе;

- введение в состав преступлений взяточничества в частном секторе, нематериальные выгоды

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию), государственные органы

 

Нормативные правовые акты приведены в соответствие с Конвенцией ООН против коррупции/определены подходы, предусмотрены обеспечительные меры, разработаны и направлены в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты законодательных актов

 

Июнь 2015 года — декабрь 2016 года

 

 

 

 

Отчет о выполнении

Пунктом 13 Плана предусматривается внесение в уголовное законодательство Кыргызской Республики поправок, предусматривающих введение уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Статьей 26 Конвенции ООН против коррупции предусматривается ответственность юридических лиц, согласно которой государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях,  признанных таковыми в соответствии с данной Конвенцией.

Так, Конвенция ООН против коррупции признает преступлениями: подкуп национальных публичных должностных лиц, подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, злоупотребление влиянием в корыстных целях, злоупотребление служебным положением, незаконное обогащение, подкуп в частном секторе, хищение имущества в частном секторе, отмывание доходов от преступлений, сокрытие и воспрепятствование осуществлению правосудия.

Также, вышеназванная Конвенция устанавливает, что при условии соблюдения правовых принципов Государство-участника ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-правовой или административной. Возложение такой  ответственности не наносит ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления. Каждое Государство-участник, в частности, обеспечивает применение в отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности в соответствии с настоящей статьей, эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие уголовных или неуголовных санкций, включая денежные санкции.

Статьей 91 Гражданского кодекса предусмотрена ответственность юридического лица. Так согласно данной статье юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Финансируемое собственником учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении, денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.

Согласно статье 95 Гражданского кодекса юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, в случае отзыва лицензии у банков, финансово-кредитных организаций или учреждений, для которых осуществление операций, установленных в лицензии, является единственным разрешенным видом деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Исходя из этого, следует, что государственный орган, в том числе органы прокуратуры Кыргызской Республики, имеет право обратиться в суд о ликвидации юридического лица, в случае участия в коррупционных преступлениях.

В соответствии с Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 28 июля 2015 года № 200, в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности была введена статья 505-22, устанавливающая ответственность юридического лица за участие в совершении легализации (отмывания) преступных доходов либо в совершении финансирования террористической или экстремистской деятельности. Так, за участие юридического лица в совершении легализации (отмывания) преступных доходов или в коррупционных преступлениях предусматривается санкция в виде административного штрафа на юридическое лицо — десять тысяч расчетных показателей с конфискацией предметов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, и приостановлением определенного вида деятельности. Необходимость в установлении административной ответственности юридических лиц за причастность к отдельным видам преступлений вытекала из статьи 26 Конвенции ООН против коррупции.

Согласно нормам действующего Уголовного кодекса субъектами преступления признаются только физические лица, а юридические лица не подлежат юридической ответственности.

Вместе с тем, в рамках мер по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике, проводимых на основании Указа Президента Кыргызской Республики от 8 августа 2013 года № 147, был подготовлен  и принят постановлением Жогорку Кенеша КР от 22 декабря 2016 года № 1203-VI  новый Уголовный кодекс Кыргызской Республики.

Одним из новшеств в Уголовном кодексе стало внедрение института ответственности юридического лица. Так, главой 20 Кодекса предусмотрены принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц, к ним относятся штраф, ограничение прав и ликвидация юридического лица.

Принудительные меры уголовно-правового воздействия применяются в том случае, если деяние совершено от имени или посредством юридического лица физическим лицом к выгоде данного юридического лица, независимо от того, привлечено ли к уголовной ответственности такое физическое лицо. Применение таких мер в отношении юридических лиц не исключает уголовной ответственности физического лица за то же самое деяние.

Уголовный кодекс определил, что принудительные меры уголовно-правового воздействия могут быть применены в отношении юридических лиц, в случае совершения следующих преступлений:

- лжепредпринимательство (статья 213);

- организация финансовых пирамид (статья 214);

- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (статья 215);

- злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации (статья 233);

- нарушение порядка проведения публичных торгов, аукционов или тендеров (статья 234);

- коммерческий подкуп (статья 237);

- незаконное получение вознаграждения служащим (статья 238);

- незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности (статья 324);

- посредничество во взяточничестве (статья 327);

- дача взятки (статья 328);

- и другие деяния против свободы человека, общественной безопасности, экологической безопасности и природной среды.

Таким образом, информируем, что новый Уголовный кодекс, принятый Жогорку Кенешем от 22 декабря 2016 года охватывает мероприятия, вытекающие из данного пункта Плана.

Следует отметить, что данный анализ с выводом представлялся в адрес Министерства экономики в рамках отчетов по выполнению данного Плана за период с первого по третьи кварталы 2016 года, включительно.

Учитывая вышеизложенные положения, просим снять с контроля исполнение данного пункта Плана.

 

IV. Предотвращение коррупции путем оценки и управления коррупционными рисками

   
15 Снизить коррупционные риски в органах государственной власти

 

1) Разработка ведомственных планов по снижению коррупционных зон и рисков;

2) внедрение специализированных внутриведомственных систем мониторинга и оценки;

Аппарат Правительства, госорганы, ОМСУ (по согласованию)

 

Утверждены ведомственные планы, согласованные с ОС государственных органов/осуществляется контроль за их выполнением

 

Декабрь 2015 года

 

 
3) выявление коррупционных зон и рисков в деятельности государственных органов:

- пилотные проекты в Аппарат Правительства Кыргызской Республики и Фонде по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики;

- остальные государственные органы и ОМСУ;

Аппарат Правительства, госорганы, ОМСУ (по согласованию)

 

Утвержден перечень коррупционных зон и рисков

 

Декабрь 2015 года

 

 
4) создание базы данных зон повышенного коррупционного риска и коррупционных практик

 

Аппарат Правительства, госорганы, ОМСУ (по согласованию) Создана база данных Март 2016 года

 

 

 

Отчет о выполнении

В целях устранения возможных коррупционных зон и рисков в Министерстве юстиции Кыргызской Республики, согласно методике разработки и реализации ведомственной программы и плана мероприятий по противодействию коррупции, утвержденной распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 12 февраля 2014 года № 44-р, разработаны следующие планы:

- План мероприятий по устранению коррупционных зон и рисков в Министерстве юстиции, утвержденный приказом  Министерства юстиции  от 15 сентября 2015 г. № 117;

- согласованный с общественным советом План мероприятий Министерства юстиции по противодействию коррупции на 2016 год, утвержденный приказом Министерства юстиции от 13 июня 2016 года № 118;

- согласованный с общественным советом План мероприятий Министерства юстиции по противодействию коррупции на 2017 год, утвержденный приказом Министерства юстиции от 15 декабря 2016 года № 222.

Вместе с тем,  приказом Министерства юстиции от 9 ноября 2016 года № 199 утверждены перечни коррупционных рисков и коррупционных должностей в Министерстве юстиции Кыргызской Республики, которые направлены в адрес Аппарата Правительства Кыргызской Республики и Секретариата  Совета обороны Кыргызской Республики письмами Министерства от 09.11.16 № 02-2/11342 и 14.12.2016 г. № 02-2/12605.  Копии вышеуказанных приказов Министерства юстиции прилагаются.

 

V. Повышение качества проведения антикоррупционной экспертизы НПА (проектов НПА)

 
16 Установить обязательность проведения антикоррупционной экспертизы НПА (проектов НПА) с отражением обоснованности, объективности и проверяемости их результатов

 

Осуществление проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА и обеспечение публикования выводов экспертизы; ввести антикоррупционную инвентаризацию действующих правовых актов, в первую очередь в наиболее подверженных коррупции сферах регулирования, с обязательным учетом и рассмотрением секторальных коррупционных рисков; повышение компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу НПА (проектов НПА); обеспечение сотрудничества государственных органов с ИГО при проведении антикоррупционной экспертизы НПА (система общественной антикоррупционной экспертизы) МЮ, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), НКО (по согласованию)

 

Выявление коррупциогенных факторов в проектах НПА и действующих законодательных актах с устранением необоснованно широких пределов усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции/количество НПА; публикация выводов экспертизы

 

Июнь 2015 года

 

 

 

 

Отчет о выполнении

По вопросу внедрения системной антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов сообщаем, что реализация данного мероприятия возможна только после внесения поправок в соответствующие законы. В этой связи, в рамках исполнения указанного пункта Министерством юстиции был разработан проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики «О противодействии коррупции», Закон Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики»)», который был одобрен постановлением Правительства от 12 октября 2015 года № 705 и внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша.

Сутью законопроекта являлось совершенствование системы проведения антикоррупционной экспертизы путем закрепления норм, что антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в соответствии с Типовой методикой, утвержденной Правительством, либо методикой, утвержденной соответствующим нормотворческим органом (должностным лицом), разработанной на основе Типовой методики. Также, в соответствии с указанным законопроектом проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов предлагалось возложить на органы прокуратуры.

Вместе с тем, постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 20 января 2016 года за № 217-VI законопроект был отклонен.

В последующем, в соответствии с пунктом 7 раздела III Протокола заседания Правительства Кыргызской Республики от 22 августа 2016 года №15 Министерству юстиции и Генеральной прокуратуре было поручено в срок до 1 октября 2016 года в адрес Аппарата Правительства внести предложения по совершенствованию системы антикоррупционной экспертизы проектов НПА.

В этой связи, приказом Министерства юстиции от 23 сентября 2016 года № 173 была создана Межведомственная рабочая группа по выработке предложений по совершенствованию механизма проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА, в состав которой включены представители Министерства юстиции, Аппарата Правительства, Генеральной прокуратуры и независимый эксперт.

По итогам деятельности данной рабочей группы Министерством юстиции в адрес Аппарата Правительства было направлено письмо от 30 сентября 2016 года № 02-2/9966 о том, что подготовка и запуск работы по разработке названного проекта планируется на начало 2017 года.

Между тем, 6 октября 2016 года в адрес Министерства юстиции поступило письмо Генеральной прокуратуры от 30 сентября 2016 года № 11/1-3 с предложениями по совершенствованию системы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (в том числе, проектов) на рассмотрение вышеуказанной рабочей группы.

По итогам анализа письма Генеральной прокуратуры и выработки дополнительных предложений со стороны Министерства юстиции, принимая вышеуказанное протокольное поручение Правительства, письмом за исх. № МЮ 02-2/12452 от 9.12.2016 года в адрес Аппарата Правительства внесены дополнительные предложения.

 

Относительно антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов отмечаем, что в соответствии со статьей 20 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; правового статуса общественных объединений, средств массовой информации; государственного бюджета, налоговой системы; экологической безопасности; борьбы с правонарушениями; введения новых видов государственного регулирования предпринимательской деятельности должны подлежать антикоррупционной экспертизе.

В этой связи, согласно Положению о Министерстве юстиции, утвержденному постановлением Правительства от 15 декабря 2009 года № 764 Министерство юстиции осуществляют антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов, вносимых государственными органами на рассмотрение Президента Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики.

Так, в 2016 году Министерством юстиции было проведено около 2300 экспертиз проектов нормативных правовых актов.

 

 

VII. Усиление взаимодействия государственных органов с гражданским обществом и повышение его информированности

 
20 Создать соответствующие условия и возможности реализации гражданских инициатив, направленных на реализацию антикоррупционной политики

 

1) Заключение меморандумов по взаимодействию государственного органа и ИГО в сфере предупреждения коррупции;

2) создание площадок для участия граждан в обсуждении реализации антикоррупционной политики;

3) проведение анализа основных тенденций развития взаимодействия государственных органов и гражданского общества в сфере противодействия коррупции на современном этапе;

4) внедрение образовательно-просветительских программ для ИГО

МЮ, государственные органы и ОМСУ (по согласованию), НПО (по согласованию), ОС (по согласованию)

 

Приняты ведомственные меморандумы о взаимодействии с институтами гражданского общества, налажена обратная связь и обеспечено активное участие гражданского общества в разработке антикоррупционных мер и политик/формы и достижения

 

Декабрь 2015 года

 

 

Отчет о выполнении

Министерством юстиции в 2012 году были заключены бессрочные меморандумы о сотрудничестве по вопросам противодействия коррупции с институтами гражданского общества, такими как, Правозащитный центр «Граждане против коррупции» и Антикоррупционный деловой совет Кыргызской Республики.

В рамках отмеченных меморандумов, 29 июня 2016 года в Министерстве юстиции прошла встреча уполномоченного по вопросам предупреждения коррупции Министерства с  представителями Антикоррупционного делового совета  и объединения гражданского общества против коррупции, где были обсуждены вопросы совместного проведения анонимного анкетирования среди служащих Министерства, его подведомственных и территориальных подразделений с целью выявления отраслевых условий и причин проявления коррупции и коррупционных рисков. В ходе встречи сторонами были обсуждены вопросы взаимодействия в реализации иных мероприятий по противодействию коррупции в рамках существующего меморандума между Министерством юстиции и Антикоррупционным деловым советом.  Данная встреча была организована в целях реализации Плана мероприятий Министерства юстиции по противодействию коррупции на 2016 год, утвержденного приказом Министерства от 13 июня 2016 года № 118.

Также планируется заключить Меморандумы с представителями бизнес-сообщества.

 
21 Повысить и укрепить роль общественных советов (ОС) государственных органов в сфере противодействия коррупции

 

1) Обучение членов ОС государственных органов правовым и институциональных механизмам предупреждения коррупции;

2) обеспечение прозрачности деятельности государственных органов;

3) разработка совместных коммуникационных планов взаимодействия;

4) обеспечение общественного контроля за деятельностью госорганов в сфере противодействия коррупции

МЮ, государственные органы и ОМСУ (по согласованию), НПО (по согласованию), ОС (по согласованию)

 

Проведены обучающие семинары и тренинги, внедрены механизмы подотчетности госорганов и взаимодействия государственных органов и гражданского общества в сфере противодействия коррупции, утвержден согласованный коммуникационный план, создан действенный общественный контроль за деятельностью госорганов в сфере противодействия коррупции

 

2015-2017 годы

 

 

Отчет о выполнении

Комиссией по отбору членов общественных советов государственных органов определен состав общественного совета Министерства юстиции Кыргызской Республики (далее – общественный совет) в количестве 9 человек.

Министерством юстиции в тесном контакте ведется работа с общественным советом, путем принятия участия на его заседаниях, приглашения его членов на заседания коллегии Министерства юстиции, комиссий, а также на организуемые семинары и лекции для сотрудников по темам коррупции.

При этом, следует подчеркнуть, что члены общественного совета могут принимать участие в качестве наблюдателя в заседаниях рабочих групп, комиссий по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей, тендерных комиссий и др., в том числе на коллегии министерства. В связи с чем, отмечаем, что для членов общественного совета созданы необходимые условия по вопросам:

- обеспечения прозрачности деятельности министерства;

- обеспечения общественного контроля за деятельностью министерства в сфере противодействия коррупции.

Так, 17 июня 2016 года в Министерстве юстиции состоялась встреча с членами общественного совета министерства, в которой общественный совет презентовал результаты   мониторинга и оценки деятельности Управления по нотариату и адвокатуре, а также Чуй-Бишкекского управления юстиции.

В ходе встречи были обсуждены выводы и рекомендации, сделанные по итогам проведенной работы, а также вопросы сотрудничества Министерства юстиции с общественным советом в рамках улучшения работы органов юстиции при предоставлении государственных услуг населению. Данная работа проведена по инициативе общественного совета министерства с целью оказания содействия в обеспечении прозрачности деятельности Министерства, а также эффективного взаимодействия органов юстиции с гражданами с соблюдением принципа верховенства права.

В настоящее время, рекомендации общественного совета по улучшению деятельности министерства выполняются (в адрес  общественного совета направлено письмо от 04.01.2017 года № 02-1/63).

Также, 30 июня 2016 года министерством организован семинар для членов общественного совета по правовым и институциональным механизмам предупреждения коррупции, где представлены презентации по темам «Институциональный механизм борьбы с коррупцией: роли и недостатки» и «Методика оценки и управления коррупционными рисками».

29 июля 2016 года по инициативе Министерства юстиции для сотрудников центрального аппарата министерства и Чуй-Бишкекского управления юстиции членом координационного совета общественных советов государственных органов Кыргызской Республики Т. Абдыровым проведена лекция  о роли общественных советов государственных органов в сфере противодействия коррупции.

Вместе с тем, член общественного совета (З. Мамакеева) и представитель гражданского общества (ОО «Достоинство») включены в рабочую группу по разработке детализированного плана по демонтажу системной коррупции в Министерстве юстиции Кыргызской Республики, образованной  приказом Министерства юстиции Кыргызской Республики от 25 марта 2016 года № 57.

Кроме того, в план мероприятий Министерства юстиции Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2016 год, утвержденного приказом Министерства юстиции от 13 июня 2016 года № 118 были заложены мероприятия, которые  реализованы совместно с общественным советом. Также, в плане мероприятий Министерства юстиции по противодействию коррупции на 2017 год, утвержденного приказом министерства от 15 декабря 2016 года №222  заложены мероприятия, выполнение которых планируется  реализовать совместно с общественным советом Министерства.

Кроме того, 11 октября 2016 года общественный совет Министерства юстиции заслушал отчет директора Центральной залоговой регистрационной конторы при Министерстве юстиции о деятельности обозначенной конторы.

14 декабря 2016 года состоялась встреча уполномоченного по вопросам предупреждения коррупции по обсуждению проекта Плана мероприятий министерства по противодействию коррупции на 2017 год. Также, 28 декабря 2016 года состоялась встреча министра юстиции У.Ахметова с членами общественного совета, где были обсуждены вопросы дальнейшего взаимодействия и подписания Порядка взаимодействия министерства с общественным советом.   По итогам встречи, министром юстиции были даны следующие поручения структурным, подведомственным и территориальным подразделениям Министерства:

1)                 обеспечить взаимодействие министерства с общественным советом при проведении процедуры общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Министерством юстиции. В этой связи, необходимо размещать разрабатываемые министерством проекты нормативных правовых актов на официальном сайте министерства;

2)                 своевременно уведомлять общественный совет о предстоящих мероприятиях, в которых должны принять участие члены общественного совета (заседания аттестационно-конкурсной комиссии, комиссии по государственным закупкам, семинары и т.п.);

3)                 наладить обратную связь с общественным советом и своевременно представлять запрашиваемую им информацию.

На сегодняшний день, Министерством юстиции рассмотрен проект Порядка взаимодействия, внесенный общественным советом. Ожидается подписание данного документа министром юстиции и председателем общественного совета по поступлению в адрес Министерства юстиции указанного документа.

 

VIII. Снижение коррупции в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности и предоставления государственных услуг

 
22 Установить диалог государственных органов с бизнес-сообществом по повышению их информированности о рисках коррупции и методов противодействия коррупции для частного сектора

 

1) Использование существующих или создание новых площадок для проведения эффективного диалога государственных органов с бизнес-сообществом по повышению его информированности о рисках коррупции;

2) разработка процедур обратной связи с бизнес-сообществом, обеспечивающих его участие и возможности представлять предложения во время подготовки проектов НПА, затрагивающих интересы частного сектора;

3) оперативное рассмотрение обращений представителей бизнеса по конкретным случаям коррупционного давления и рейдерства (количество рассмотренных обращений и принятые меры)

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию), Аппарат Правительства, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), НПО (по согласованию), ОС (по согласованию)

 

Обеспечено активное взаимодействие госорганов и бизнес-сообщества, подготовлены и реализованы предложения по улучшению законодательства и правоприменительной практики в части защиты прав частного сектора. Широкое освещение в СМИ мероприятий, проведенных с участием предпринимателей/описание мероприятий проведенных с участием представителей бизнес-сообщества в противодействии коррупции

 

Постоянно

 

 

Отчет о выполнении

Во исполнение данной задачи, Министерство юстиции провело переговоры о взаимном сотрудничестве с Союзом предпринимателей Кыргызстана.

Кроме того,  территориальными органами юстиции совместно с территориальными государственными органами  была разработана процедура обратной связи с бизнес-сообществом, согласно которой местные бизнес-сообщества могут принять участие и вносить свои предложения и замечания на проекты нормативных правовых актов органов, принимаемых органами местного самоуправления, затрагивающих интересы частного сектора.

Вместе с тем, на официальном сайте Министерства юстиции размещен «блиц опрос по вопросам коррупции», который направлен на выявление отраслевых причин и условий проявления коррупции в системе Министерства юстиции. Также, в целях установления обратной связи с посетителями Министерства юстиции, в здании Министерства юстиции установлен ящик для приема сообщений о коррупционных фактах. Кроме того, заведен журнал для записи фактов склонения сотрудников к совершению коррупционных правонарушений. Внедрена программа, производящая запись телефонного разговора по «телефону доверия», которая позволит обеспечить оперативное рассмотрение обращений граждан по конкретным случаям коррупционного проявления.

Кроме того, согласно статье 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан и юридических лиц, а также проекты нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, проходят процедуру общественного обсуждения посредством размещения на официальном сайте Правительства и Министерства юстиции.

 
26 Обеспечить прозрачность в предоставлении государственных услуг

 

1) Внедрение процедур и стандартов предоставления отдельных государственных услуг через интернет;

2) обеспечение доступа к данным государственных органов через интернет;

3) внедрение системы электронного документооборота в целях эффективного взаимодействия государственных органов, ОМСУ и общества;

4) публикация информации о стандартах государственных услуг, стоимости за обучение, о государственных и муниципальных платных услугах и фиксированных тарифах на них;

5) размещение перечней платных услуг в общедоступных местах;

6) внедрение механизмов ограничения личных контактов должностных лиц и клиентов (в том числе на основе принципов «единого окна»), а также сокращение установленных форм отчетности и санкций

 

Аппарат Правительства, государственные органы, ОМСУ (по согласованию)

 

Обеспечена доступность услуг госорганов и ОМСУ для населения, частного сектора и НПО средствами ИКТ; экономия бюджетных средств/количество и виды сокращенных или автоматизированных государственных услуг/публикация перечня платных государственных услуг на местах их предоставления/разработаны процедуры обеспечения онлайновых услуг и повсеместно внедрены принципы единого окна

 

Декабрь 2016 года — постоянно

 

 

Отчет о выполнении

Информация о стандартах государственных услуг,  государственных платных услугах, оказываемых органами юстиции и фиксированных тарифах на них, размещены на сайте Министерства юстиции и информационных стендах органов юстиции.

С февраля 2012 года введена в действие новая усовершенствованная автоматизированная электронная база данных юридических лиц, филиалов (представительств), которая позволила существенно автоматизировать, улучшить и упростить работу сотрудников государственных органов, вовлеченных в процесс регистрации юридических лиц по принципу «единого окна».

Размещение электронной базы данных юридических лиц, филиалов (представительств) на официальном сайте Министерства юстиции дало возможность пользователям интернета в любое время и в любой точке нашей планеты просмотреть и использовать данные, содержащиеся в электронной базе данных в своей деятельности (при заключении договоров, поиске определённых субъектов и т.д.).

В связи с изложенным, отмечаем, что в настоящее время процедуры открытия бизнеса максимально упрощены, в результате сокращения количества предоставляемых документов, а также расходов, связанных с регистрацией юридического лица.

Также, министерство осуществляет лицензирование деятельности на право занятия адвокатской и частной нотариальной деятельностью.

Сутью лицензирования адвокатской и нотариальной деятельности является гарантия качества будущих услуг, оказываемых гражданам и юридическим лицам. Посредством лицензирования граждан министерство признает компетентность лица в обеспечении защиты  прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, в том числе и защиты в судебных органах.

В настоящее время назрела необходимость внедрения электронного нотариата  путем создания единой электронной базы данных, что позволит автоматизировать, повысить качество и скорость работы нотариусов.

На сегодняшний день для решения данного вопроса прилагаются усилия по совместной проработке внедрения «электронного нотариата» с Государственным комитетом информационных технологий и связи. Вместе с тем, своевременный и качественный запуск данной инициативы возможен при достаточном финансировании в нужные сроки.

Вместе с тем, следует отметить, что на сегодняшний день прием квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на право занятия частной нотариальной деятельностью осуществляется путем бланочного тестирования, что является возможным основанием возникновения коррупционных проявлений. В этой связи, в соответствии с Планом мероприятий Министерство юстиции по противодействию коррупции на 2017 год, утвержденный приказом министерства от 15 декабря 2016 года №222 планируется  внедрить компьютерное тестирование для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на право занятия частной нотариальной деятельностью.

Вместе с тем, в настоящее время имеется еще один фактор, способствующий возникновению коррупционной составляющей в процессе проведения регистрации юридических лиц, выражающийся в контакте заявителей с сотрудниками, задействованными в осуществлении таких функций.

При этом, во исполнение Плана мероприятий по улучшению позиций Кыргызской Республики в рейтинге Всемирного Банка «Ведение бизнеса» (Doing Business) на 2016-2017 годы, утвержденного Премьер-министром Кыргызской Республики от 12.01.2016 года, министерством ведется работа по внедрению системы онлайн регистрации юридических лиц. Также, данное мероприятие включено в вышеуказанный План мероприятий Министерства юстиции по противодействию коррупции на 2017 год.

 

IX. Антикоррупционное образование, просвещение и пропаганда

 
27 Создать информационно-методическую базу по профилактике и предупреждению коррупции

 

5) информационная поддержка работы по антикоррупционному образованию, просвещению и пропаганде; MKT, ОТРК (по согласованию), государственные органы Информированность населения о проводимой работе

 

Июнь 2015 года с обновлением сведений по итогам каждого полугодия  

Отчет о выполнении

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 марта 2016 года № 122 утверждена Концепция повышения правовой культуры населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы.

Во исполнение Плана мероприятий по реализации вышеуказанной Концепции проведена нижеследующая работа.

По инициативе Министерства юстиции и при содействии проекта ПРООН и Министерства иностранных дел Финляндии «Расширение доступа к правосудию в Кыргызской Республике» изготовлено 8 выпусков телепроекта для детей школьного возраста «Азбука права» на государственном и официальном языках на следующие темы: «Конституция», «Патриотизм», «Быть культурным модно», «Мои права и кто их защищает», «Мои обязанности», «Ребенок и закон», «Моя личная безопасность», «Моя родина — Кыргызстан», которые размещены на телеканалах и в сети Интернет.

6-7 октября 2016 года в конференц-зале гостиницы «Амбассадор» г.Бишкек при содействии Представительства Института по освещению войны и мира (IWPR) в Кыргызстане проведен практический тренинг-семинар «Эффективные лекции по правовой культуре для молодежи» для 20 сотрудников структурных, подведомственных и территориальных подразделений Министерства юстиции. В ходе двухдневного тренинга его участники смогли улучшить свои ораторские и презентационные навыки, а также при поддержке опытных тренеров по эффективным коммуникациям прошли подготовку для дальнейшего проведения лекций для учащихся образовательных школ и студентов ВУЗов.

После полученных навыков сотрудники центрального аппарата Министерства юстиции и его территориальных подразделений провели ряд лекций в школах и ВУЗах.

К примеру, 14, 15 и 18 ноября 2016 года в школах №№ 35, 42 и 50 г.Бишкек прошли лекции на тему «Школьный рэкет» и «Насилие в семье».

23 ноября 2016 прочитана лекция для восьмиклассников школы-гимназии № 48 г. Бишкек на тему: «Уголовная ответственность за нанесение телесных повреждений». Отдельное внимание было уделено вопросам соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, правовые нарушения и их последствия. Кроме того, школьники были ознакомлены с направлениями деятельности Министерства юстиции Кыргызской Республики. В завершении лекции, восьмиклассники приняли участие в правовой викторине на знание Конституции Кыргызской Республики.

14, 15, 16 и 19 декабря 2016 года в школах № № 78, 54, 49, 81 г.Бишкек прошли лекции под девизом «Культурным быть модно» для учеников 8-го и 9-го классов.

Для учащихся средней школы с.Бакай-Ата Таласской области сотрудниками Управления юстиции Таласской области проведены лекции  о правах и обязанностях несовершеннолетних, об их административной и уголовной ответственности.

 

В октябре 2016 года при финансовом содействии проекта ПРООН «Улучшение доступа к правосудию для расширения правовых возможностей в Кыргызской Республике» Министерством юстиции совместно с ОТРК определены 8 тем телепередачи «Судебные слушания». В настоящее время ОТРК осуществила съемки по темам «Выдача кредитов», «Раздел имущества» и «Мошенничество по документам квартир».

Приказом Министерства юстиции от 21 апреля 2016 года № 81 утверждены Положение о проекте «Автобус солидарности» и План мероприятий по внедрению проекта «Автобус солидарности» на 2016 год.

Проект «Автобус солидарности» был запущен в июле 2016 года при содействии проекта ПРООН «Улучшение доступа к правосудию для расширения правовых возможностей в Кыргызской Республике» в Чуйской и Ошской областях. В рамках проекта «Автобуса солидарности» группа юристов выезжают на места на специальном транспортном средстве в виде автобуса и предоставляют консультации по юридическим вопросам (составление исковых и иных заявлений, ходатайств, жалоб в судебные и правоохранительные органы, оформления наследства, взыскания алиментов, семейные и трудовые споры), а также дают разъяснению по законодательству.

К настоящему времени осуществлены выезды в 350 населенных пункта Чуйской, Ошской и Иссык-Кульской областей, в ходе которых проконсультировано около 4000 граждан.

Данный проект планируется реализовывать также в течение 2017 года, а в последующем запустить во всех областях республики.

 

В октябре 2016 года Представительство Института по освещению войны и мира (IWPR) в Кыргызстане в партнерстве с Министерством юстиции и Аппаратом Омбудсмена (Акыйкатчы) объявило национальный конкурс на лучшее журналистское расследование в области прав человека, в том числе с освещением вопросов, связанных с повышением правовой культуры. Все участвующие в конкурсе материалы должны были опубликованы или выйти в эфир в период  с 1 ноября 2016 года по 18 ноября 2016 года.

9 декабря 2016 года в конференц-зале гостиницы «Амбассадор» состоялось торжественное вручение премии победителям с участием министра юстиции Кыргызской Республики.

21 декабря 2016 года  Министерством юстиции были проведены итоги республиканских конкурсов на следующие темы:

- по теме «Правовая культура глазами детей» среди школьников с 1 по 5 класс;

- по написанию эссе на тему «Правовая культура в моей жизни» среди студентов ВУЗов;

-  среди журналистов на лучшее освещение вопросов, связанных с освещением повышения правовой культуры.

В конкурсе среди школьников приняли участие более 400 школьников со всей республики, более 100 студентов из ВУЗов нашей республики и студентов из зарубежных ВУЗов. Кроме того, в конкурсе среди журналистов приняли участие более 70 участников. При этом многие участники представляли по несколько работ для данного конкурса.

Основной целью и задачей проведенных конкурсов было привлечение внимание общественности, журналистов, студентов и школьников к темам, связанных с повышением правовой культуры.

 
28

Внедрить антикоррупционное обучение, просвещение и пропаганду

4) проведение регулярных отчетов перед населением руководителей государственных органов и ОМСУ о принимаемых мерах по противодействию коррупции

Государственные органы, ОМСУ (по согласованию)

 

Информированность населения о проводимой работе

 

Постоянно

 

 

Отчет о выполнении

В целях информирования населения о принимаемых мерах по противодействию коррупции в Министерстве юстиции согласно утвержденному графику от 15 июня 2015 года состоялись выступления и интервью министра юстиции Ж. Мамбеталиевой, заместителя министра юстиции А. Кутуевой и и.о. статс-секретаря Министерства юстиции Н. Таштанова. Также,  6 октября, 9 и 19 декабря 2016 года состоялось выступление Уполномоченного по вопросам предупреждения коррупции Министерства юстиции — Э. Зулпуева на радио «Манас» и «Биринчи радио» по данному вопросу. Планируется выступление на радио «Марал».

Вместе с тем, уполномоченным по вопросам предупреждения коррупции разработана Памятка по ключевым вопросам противодействия коррупции и способов информирования о замеченных фактах коррупции работниками органов юстиции. В связи с чем, 9 декабря 2016 года была проведена презентация вышеуказанной Памятки для сотрудников центрального аппарата Министерства, Чуй-Бишкекского управления юстиции, а также подведомственных подразделений Министерства юстиции. На сегодняшний день, проводится работа по тиражированию Памятки для дальнейшего распространения среди служащих органов юстиции. Также, в рамках внутриведомственного Плана по противодействию коррупции на 2017 года планируется провести ряд лекций для сотрудников органов юстиции по вышеуказанной Памятке.

Вместе с тем, в целях проведения антикоррупционных информационных кампаний  Министерством юстиции осуществляется деятельность в рамках правовой пропаганды населения.

Следует отметить, что в рамках вышеуказанных телепередач планируется создать сценарий, связанный с антикоррупционным уклоном.

Вместе с тем, необходимо отметить, что 18.12.2016 года на безвозмездной основе произведена съемка видеоролика по теме коррупции при поддержке Кыргызско-Турецкого университета «Манас» и Кыргызского национального драматического театра им. Т. Абдумомунова.