Присутствовали:
Члены комиссии:
1. Абдрахманов А. Представитель Министерства чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики;
2. Орозалиева Г. Представитель Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики;
3. Кулманбетов С. Представитель Государственного комитета по делам обороны Кыргызской Республики;
4. Мамбетаипова Ч. Представитель Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики;
5. Раимжанова Н. Представитель Министерства внутренних дел Кыргызской Республики;
6. Эралиев А. Представитель Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики;
7. Элгондиев Н. Представитель Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики;
8. Аскеев К. Представитель Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики;
9. Омельченко К. Представитель Министерства образования и науки Кыргызской Республики;
10. Усубалиева Б. Представитель Национального Общества Красного Полумесяца (НОКП);
Приглашенные:
11. Мурзаева А. Представитель Международного Комитета Красного Креста (МККК);
12. Жолдошов Ч. Представитель Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики;
13. Кодуранова А. Заведующий отделом по разработке
проектов НПА и выработке политики в
сферах регистрации населения, прав на
имущество и архива Министерства юстиции Кыргызской Республики;
14. Абдырасулова А. Ведущий специалист Министерства юстиции Кыргызской Республики (секретарь комиссии).
Повестка дня
- 1. Осуществление мероприятий по имплементации норм Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в Гааге 14 мая 1954 года, в национальное законодательство (пункт 1 Плана мероприятий на 2015 год) – докладчик Министерство культуры, информации и туризма (далее-МКИиТ);
- 2. Отчет об исполнении мероприятий, заложенных в Плане мероприятий по имплементации норм международного гуманитарного права на 2015 год, утвержденном Протоколом заседания Межведомственной комиссии при Министерстве юстиции по имплементации Международного гуманитарного права от 17 декабря 2014 года;
- 3. Рассмотрение дополнительных предложений членов Комиссии, предлагаемых для включения в План мероприятий по имплементации норм международного гуманитарного права на 2016 год;
- 4. Иные вопросы.
Поприветствовав членов Межведомственной комиссии по имплементации норм международного гуманитарного права (далее – Комиссия), Кодуранова А. сообщила о невозможности принятия участия председателя Комиссии Н. Таштанова на заседании Комиссии.
В связи с чем, А. Кодурановой был поставлен вопрос членам Комиссии о рассмотрении возможности проведения ею заседания Комиссии. Ввиду отсутствия возражений, члены Комиссии перешли к обсуждению повестки дня.
А. Кодуранова озвучила вопросы Повестки дня и обратилась к членам Комиссии о наличии предложений к повестке дня. Ввиду отсутствия предложений, после единогласного утверждения повестки дня, члены Комиссии перешли к обсуждению повестки дня.
По пункту 1 повестки дня (Осуществление мероприятий по имплементации норм Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в Гааге 14 мая 1954 года, в национальное законодательство (пункт 1 Плана мероприятий на 2015 год – докладчик: МКИиТ) А. Кодуранова предложила рассмотреть данный пункт в рамках отчета об исполнении мероприятий, заложенных в Плане мероприятий по имплементации норм международного гуманитарного права на 2015 год, предусмотренного 2 пунктом повестки дня.
По пункту 2 повестки дня Отчет об исполнении мероприятий, заложенных в Плане мероприятий по имплементации норм международного гуманитарного права на 2015 год, утвержденном Протоколом заседания Межведомственной комиссии при Министерстве юстиции по имплементации Международного гуманитарного права от 17 декабря 2014 года.
По пункту 1Плана (Осуществление мероприятий по имплементации норм Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в Гааге 14 мая 1954 года (КР присоединилась постановлением ЗС Жогорку Кенеша от 8 июня 1995 года 3 № 121-1 и СНП Жогорку Кенеша КР от 10 июня 1995 года П №94-1) в национальное законодательство (разработка и внесение соответствующих проектов нормативных правовых актов в Аппарат Правительства при необходимости), докладчик — Министерство культуры, информации и туризма) представитель МКИиТ А. Эралиев сообщил, что для имплементации норм Конвенции сначала требуется официальный перевод Конвенции на государственный язык.
По этому поводу А. Мурзаева озвучила, что МККК готов оказать помощь по переводу Конвенции на государственный язык. Однако также было отмечено, что перевод должен быть официальным со стороны государства и предложила направить письмо в Национальную комиссию по государственному языку Кыргызской Республики с просьбой перевести данную Конвенцию на государственный язык.
По пункту 2Плана (Проработать вопрос рассмотрения включения курса международного гуманитарного права (МГП) в государственные образовательные стандарты по юридическим направлениям, докладчик – Министерство образования и науки) К. Омельченко в своем докладе озвучил, что по исполнению данного пункта Министерством образования и науки была проведена определенная работа. При этом, в ходе ее исполнения министерство столкнулось с проблемой относительно финансирования работы по разработке программы обязательного включения МГП как предмета для юридических дисциплин, в котором было отказано Министерством финансов. Также, был проведен анализ относительно ведения работы по изучению норм МГП. Работа ведется в рамках предмета международно-публичное право, международное право и во всех направлениях международной правовой специализации. МГП включен во всех правовых направлениях и включен как факультатив, но не включен как обязательный предмет.
На основе вышеизложенного К. Омельченко отметил, что Министерство образования и науки считают нецелесообразным включение МГП как обязательный предмет и предложил чтобы Комиссия по имплементации МГП проводило в республиканском масштабе круглый стол или семинары по вопросам МГП для студентов юридических направлений и военных вузов.
При этом, А. Мурзаевой было высказано, что в Кыргызской Республике отсутствуют эксперты по направлениям МГП, а также то, что МККК своими усилиями уже разработали государственный стандарт.
В результате было принято решение включить данный вопрос в План Комиссии на 2016 год.
По пункту 3 Плана (Работа над новым проектом Уголовного кодекса, разработанного экспертной рабочей группой по разработке проекта в новой редакции Уголовного и Уголовно-процессуальных кодексов, образованной распоряжением Руководителя Аппарата Президента от 1 февраля 2013 года № 24. (в части установления ответственности за совершение военных преступлений), докладчики – Министерство юстиции, Государственный комитет по делам обороны, Государственный комитет национальной безопасности, Министерство внутренних дел) А. Абдырасуловой было отмечено, что распоряжением Руководителя Аппарата Президента Кыргызской Республики от 1 февраля 2013 года № 24 образованы экспертные рабочие группы, в числе которых была образована и экспертная рабочая группа по разработке проекта новой редакции Уголовного кодекса.
В состав обозначенной экспертной рабочей группы был включен, в том числе, и представитель Министерства юстиции, являющийся членом Комиссии по имплементации международного гуманитарного права.
Согласно новой редакции проекта Уголовного кодекса, разработанного в рамках деятельности вышеуказанной экспертной рабочей группы, Глава 53 данного проекта направлена на установление уголовной ответственности за совершение военных преступлений и других нарушений законов и обычаев ведения войны. В частности, данной главой проекта Кодекса предлагается установить ответственность за:
1. Нарушение законов и обычаев войны.
2. Насилие в отношении жителей в районе военных действий.
3. Мародерство.
4. Преступные нарушения норм международного гуманитарного права.
5. Преступное бездействие либо отдание преступного приказа во время военных действий.
6. Незаконное пользование знаками, охраняемыми международными договорами.
7. Наемничество.
Вместе с тем, было также отмечено, что проект Уголовного кодекса проходит соответствующие процедуры, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики, необходимые для принятия проектов нормативных правовых актов.
С данным проектом Кодекса более детально можно ознакомиться на официальном сайте Жогорку Кенеша (www.kenesh.kg).
Также, А. Мурзаева отметила, что нормы данной Главы 53 были разработаны Министерством обороны при поддержке МККК в рамках деятельности Комиссии.
При этом, А. Кодуранова отметила, с учетом того, что представитель Комиссии от Министерства юстиции входила в состав указанной рабочей группы и озвучила, что данная задача стоит в работе Комиссии.
По пункту 4 Плана (Изучение и внесение предложений по вопросу присоединения к Дополнительному протоколу к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся принятия дополнительной отличительной эмблемы (Протокол III) от 8 декабря 2005 года, докладчик – Министерство здравоохранения) представитель отсутствовал.
По пункту 5 Плана (Проведение культурно-просветительских мероприятий о международном гуманитарном праве, докладчик – Национальное Общество Красного Полумесяца) представитель НОКП Б. Усубалиева отметила, что 8 мая 2015 года в городе Бишкек, в отеле HYATT REGENCY был проведен официальный прием партнеров НОКП КР с участием членов Комиссии. Данный прием был приурочен ко Всемирному Дню Красного Креста и Красного Полумесяца.
По пункту 6 Плана (Привлечение экспертов для проведения экспертизы и подготовки нормативных правовых актов по имплементации международного гуманитарного права, докладчик – Министерство юстиции) А. Кодурановой отмечено, что за отчетный период не было выявлено проектов, где необходимо было привлекать экспертов.
По пункту 7 Плана (Взаимодействие с научными кругами (организация круглых столов), докладчик – Министерство юстиции) А. Абдырасуловой было отмечено, что 22 сентября 2015 года в Отеле «Golden Tulip» при содействии Международного Комитета Красного Креста состоялась презентация Сравнительного исследования по вопросам лиц, пропавших без вести и правам их семей для членов Межведомственной комиссии по имплементации международного гуманитарного права.
Презентация предусматривала рассмотрение результатов исследования национального законодательства Кыргызской Республики и международной правовой системы по вопросам пропавших без вести, которое было осуществлено Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики с участием Министерства юстиции Кыргызской Республики. Презентацию представила Лейла Сыдыкова – глава рабочей группы по исследованию.
Также, региональный юридический советник МККК Анастасия Кушлейко представила презентацию Модельного Закона по пропавшим без вести.
Кроме того, отмечено, что 27 ноября 2015 года в Министерстве юстиции при содействии Международного Комитета Красного Креста для членов Комиссии состоялся тренинг на тему: «Имплементация норм Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в Гааге 14 мая 1954 года».
По пункту 8 Плана (Обмен информацией и опытом с межведомственными комиссиями по Международному гуманитарному праву других государств о мерах по имплементации международного гуманитарного права на национальном уровне, докладчик – Министерство юстиции) А. Абдырасулова отметила, что с 18 по 20 марта 2015 года в городе Минск (Беларусь) состоялся Пятый региональный семинар по имплементации международного гуманитарного права, организованный Международным Комитетом Красного Креста в сотрудничестве с Министерством иностранных дел Республики Казахстан. В нем принимали участие представитель Министерства юстиции и член Комиссии Э. Бейшекеев (ГКНБ).
По пункту 9 Плана (Отчет о деятельности Межведомственной комиссии по имплементации норм международного гуманитарного права, докладчик – Министерство юстиции) А. Кодуранова отметила, что по итогам представленных писем членами Комиссии, будет подготовлен итоговый отчет Министерством юстиции и направлен в адрес Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
По пункту 10 Плана (Рассмотрение вопроса о внедрении модельного закона о лицах, пропавших без вести от 25 ноября 2008 года в национальное законодательство (принят на 31 Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, докладчики – Министерство внутренних дел, Министерство юстиции и Министерство иностранных дел) представитель Министерства внутренних дел Н. Раимжанова относительно исполнения данного пункта отметила следующее.
Внедрение модельного закона «О лицах, пропавших без вести» в национальное законодательство обусловливается принятием различных нормативных правовых актов и реализацией комплекса организационно-технических мер, которые затрагивают деятельность многих уполномоченных государственных органов в разных сферах деятельности. Отметила, что полагают рассмотреть вопрос о внесении поправки в следующие нормативные правовые акты.
Необходимо рассмотреть вопрос внесения поправок в Главу 4 Гражданского Кодекса Кыргызской Республики «Граждане (физические лица)», в части включения такого понятия как «родственники лица, пропавшего без вести» и включения под указанное понятие следующих лиц: дети, родившиеся в браке, и внебрачные дети; усыновленные дети, а также пасынки и падчерицы; супруг или супруга, состоящие в законном или фактическом браке; родители (включая мачеху, отчима, усыновителя).
А также, вместе с уполномоченным государственным органом по защите детей разработать проект Закона о внесении изменений и дополнений в Главу 7 «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей» Кодекса Кыргызской Республики «О детях» и в Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) гражданам Кыргызской Республики и иностранным гражданам, в части определения статуса детей, родители которых пропали без вести или сведения об их судьбе отсутствуют.
В Семейном Кодексе не предусмотрено усыновление детей, чьи родители признаны без вести пропавшими. Также, законодательно не закреплена утрата родительских прав у без вести пропавших родителей. Необходимо также, рассмотреть вопрос возможности восстановления родительских прав в случае явки или обнаружения без вести пропавших родителей.
В настоящее время законодательство Кыргызстана не содержит специальных нормативных правовых актов в области поиска, эвакуации, опознавания, идентификации военнослужащих и лиц, пропавших без вести. Одной из проблем безвестно отсутствующих является случаи, когда не представляется возможным идентифицировать личность погибшего человека. В этой связи, необходимо разработать механизмы, способствующие идентификации личности, а также процедуры, связанные с процессом идентификации. В целях предупреждения или минимизации негативных последствий в период вооруженных конфликтов либо иных ситуаций насилия необходимо разработать правовую и институциональную базу в мирное время, с возможностью их быстрой активации в необходимых ситуациях. Например, законодательно закрепить процедуру забора ДНК-анализов и обработки результатов для сравнения с ДНК останков в целях идентификации без возбуждения уголовного дела. Необходимо разработать законопроект «О геномной регистрации», где необходимо определить необходимость забора образцов с неопознанных трупов для единой генетической базы данных. Данный закон также должен регулировать вопросы, связанные со сбором, хранением и защитой генетической информации, что в настоящее время отсутствует. Дополнительно, в целях повышения эффективности идентификации необходимо разработать проект Закона «О государственной дактилоскопической регистрации».
Необходимо отметить, что в действующем законодательстве нет специальных нормативных правовых актов, регулирующих поиск, эвакуацию, опознавание, идентификацию военнослужащих и лиц, пропавших без вести. Указанные меры осуществляются в общем порядке с учетом норм Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики.
В действующем законодательстве по розыску пропавших без вести лиц имеются определенные пробелы. К примеру, в случае обнаружения трупа с признаками насильственной смерти возбуждается уголовное дело, если смерть лица не насильственная, то при неустановленной личности заводится розыскное дело.
В случаях производства розыска без вести пропавшего, без возбуждения уголовного дела действия уполномоченного органа ограничены, так как нет возможности получить сведения, например, по последним телефонным переговорам пропавшего лица, поскольку данные и другие необходимые следственные действия проводятся в рамках возбужденного уголовного дела. В этой связи, считаем необходимым, рассмотреть вопрос законодательного разрешения данной уголовно-процессуальной проблемы, путем возбуждения уголовного дела по истечении 10 дней со дня пропажи лица.
Также, в Модельном законе устанавливается учреждение национального справочного бюро. В этой связи, необходимо в составе межведомственной рабочей группы определить правовой статус вышеотмеченного национального справочного бюро. Разработать институциональные и правовые составляющие указанного бюро. С привлечением уполномоченного органа в сфере финансового регулирования необходимо разрешить вопрос финансирования проекта. Так как, в соответствии со статьей 26 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» нормативные правовые акты, реализация которых влечет финансирование из государственного бюджета, не подлежат принятию до определения по ним источника финансирования.
Дополнительно, необходимо разработать подзаконный акт Положения о Реестре лиц, без вести пропавших, где определить процедуру использования, введения, исключения данных и обмена данными, а также их проверку и обработку. Необходимо разработать систему мер централизации и хранению: сведений об умерших; сведений об интернированных; сведений по умершим, но не идентифицированным лицам; сведений по человеческим останкам и местам захоронений; сведений по регистрации фактов смерти.
Кроме того, следует отметить, что законодательное регулирование прав интернированных лиц в Кыргызской Республике отсутствует. В этой связи, необходимо с учетом международных конвенций разработать Закон, где нужно закрепить положения о правах интернированных лиц и гарантии государства по их выполнению. Соответственно, данный закон будет функционировать лишь в случаях, связанных с ситуациями вооруженного конфликта международного характера.
На основании вышеизложенного, Н. Раимжанова, отметила, что внедрение Модельного закона о лицах, пропавших без вести в национальное законодательство преждевременно и нецелесообразно, до реализации всех правовых и институциональных мер в этой сфере. Учитывая, что вышеуказанные мероприятия охватывают комплекс мер в различных отраслях, указанные меры должны быть реализованы в рамках межведомственной рабочей группы с привлечением всех заинтересованных государственных органов, а также соответствующих Комитетов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Относительно выступления Н. Раимжановой А. Мурзаева отметила, что рекомендация Сравнительного исследования по вопросам лиц, пропавших без вести и правам их семей, которое было осуществлено Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики, являются такими же, как в отчете МВД. Также, отметила, что до этого МВД не считал преждевременным внедрение данного Модельного закона в национальное законодательство, который не должен быть переписан слово в слово, а должен быть адаптирован под законодательство Кыргызской Республики. В законодательстве Кыргызской Республики существуют пробелы касательно прав семей пропавших без вести, т.е. на их права на информацию и административные правовые вопросы. В этой связи, Модельный закон направлен на заполнение таких пробелов.
По пункту 3 повестки дня (Рассмотрение дополнительных предложений членов Комиссии, предлагаемых для включения в План мероприятий по имплементации норм международного гуманитарного права на 2016 год) на основе анализа Плана мероприятий по имплементации норм международного гуманитарного права на 2015 год и по итогам предложений членов Комиссии, были включены в План на 2016 год следующие мероприятия:
1. Осуществление мероприятий по имплементации норм Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в Гааге 14 мая 1954 года (КР присоединилась постановлением ЗС Жогорку Кенеша от 8 июня 1995 года 3 № 121-1 и СНП Жогорку Кенеша КР от 10 июня 1995 года П №94-1) в национальное законодательство (разработка и внесение соответствующих проектов нормативных правовых актов в Аппарат Правительства при необходимости) – ответственный исполнитель Министерство культуры, информации и турризма;
2. Проведение обучающего семинара для членов Межведомственной комиссии по имплементации норм международного гуманитарного права – ответственный исполнитель Министерство юстиции;
При этом представитель К. Омельченко предложил определить в качестве ответственного исполнителя Министерство образования и науки.
3. Внесение в Аппарат Правительства согласованного в установленном порядке проекта Закона «О присоединении Кыргызской Республики к Дополнительному протоколу к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся принятия дополнительной отличительной эмблемы (Протокол III) от 8 декабря 2005 года» – ответственный исполнитель Министерство здравоохранения;
Относительно данного мероприятия А. Кодуранова отметила, что Министерство здравоохранения в своем письме в Министерство юстиции предложили включить данное мероприятие с формулировкой «изучение и внесение предложений по вопросу присоединения к указанному Дополнительному протоколу». При этом Министерство здравоохранения в своем отчете, направленном в Министерство юстиции, указало, что разработан законопроект о присоединении к указанному Дополнительному протоколу.
4. Проведение культурно-просветительских мероприятий о международном гуманитарном праве – Национальное общество Красного Полумесяца;
А. Мурзаева касательно данного мероприятия отметила, что в рамках данной работы будут проведены два мероприятия: 8 мая 2016 года в честь Всемирного Дня Красного Креста и Красного Полумесяца и по защите эмблемы.
5. Взаимодействие с научными кругами (организация круглых столов) – ответственный исполнитель Министерство юстиции;
Также, К. Омельченко предложил в качестве ответственного исполнителя определить Министерство образования и науки.
6. Обмен информацией и опытом с межведомственными комиссиями по Международному гуманитарному праву других государств о мерах по имплементации международного гуманитарного права на национальном уровне — ответственный исполнитель Министерство юстиции и Министерство иностранных дел;
7. Проведение мероприятий по предотвращению нецелевого использования эмблем красного креста и красного полумесяца – Национальное общество Красного Полумесяца и Министерство здравоохранения;
8. Отчет о деятельности Межведомственной комиссии по имплементации норм международного гуманитарного права – ответственный исполнитель Министерство юстиции;
9. Рассмотрение вопроса о внедрении модельного закона о лицах, пропавших без вести от 25 ноября 2008 года в национальное законодательство (принят на 31 Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ) – Министерство внутренних дел, Министерство юстиции и Министерство иностранных дел;
10. Проработать вопрос рассмотрения включения курса международного гуманитарного права в государственные образовательные стандарты по юридическим направлениям – Министерство образования и науки.
По итогам заседания, члены комиссии решили:
- План мероприятий по имплементации норм международного гуманитарного права на 2015 год считать исполненным, с переносом пунктов 1, 2, 5, 7, 8, 9, 10 данного Плана в План на 2016 год.
- Утвердить План мероприятий по имплементации норм международного гуманитарного права на 2016 год, с учетом озвученных предложений членов Комиссии.
Председатель Комиссии Н. Таштанов
Секретарь Комиссии А. Абдырасулова