10 Бештин айы, 2009
Кыр Рус Eng
little middle big
fbgpgp rss
mobile logo
Кыргыз Республикасынын
юстиция министрлиги
search
Урматтуу сайттын көрүүчүлөрү жана достор! Кыргыз Республикасынын Юстиция министрлигинин расмий сайтына кош келиңиздер! Урматтоо менен Кыргыз Республикасынын Юстиция министри Марат Джаманкулов!

Электрондук кабылдама

+996 (312) 65-18-05

Бишкек ш., Жаш Гвардия проспекти 32

ep@minjust.gov.kg

Дү-Жм, 09:00-18:00


Ишеним телефону:

+996 (312) 65-10-10

СУРОО БЕРҮҮ

Слово Кыргызстана: "Гарант прав и свобод"

none.jpg

Гарант прав и свобод 10.05.2011 Юное поколение считает, что история нашего независимого, самостоятельного и суверенного государства началась после распада СССР, а точнее - 5 мая 1993 года, когда XII сессия Верховного Совета Республики Кыргызстан приняла Конституцию. С этого момента Кыргызстан стал именоваться Кыргызской Республикой. На самом же деле новейшая история кыргызской государственности начала отсчет с 1929 года - с первой Конституции Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики. Затем вместе с народами Союза мы жили по конституциям 1937-го, 1978 годов. Первая Конституция суверенного Кыргызстана пересматривалась во время правления Аскара Акаева четырежды - в 1994, 1996, 1998 и 2003 годах. При Курманбеке Бакиеве она кардинально редактировалась в ноябре, декабре 2006-го и октябре 2007 года. 14 сентября 2007 года Конституционный суд отменил редакции ноябрьской и декабрьской конституций, в действие вновь вступил Основной закон, принятый 18 февраля 2003 года. А 21 октября 2007 года состоялся всенародный референдум, на котором электорат проголосовал за новую редакцию Конституции, предложенную К. Бакиевым. Об этапах конституционного устройства Кыргызстана рассказывает министр юстиции Абылай МУХАМЕДЖАНОВ. - Первый президент страны Аскар Акаев инициировал в 1993 году принятие новой Конституции суверенного Кыргызстана. С ее введением появились политические партии, общественные движения. В 1995 году состоялись выборы в двухпалатный национальный парламент - Жогорку Кенеш. В феврале 1996 года по итогам референдума в Конституцию был внесен ряд существенных изменений и Кыргызстан превратился в республику с сильным президентским правлением. Следующий референдум состоялся в октябре 1998 года. Тогда решили изменить количество депутатов: Собрание народных представителей увеличилось на 10 мандатов, а Законодательное собрание, наоборот, уменьшилось на такое же количество народных избранников, из них 15 депутатов должны были избираться по партийным спискам. Существенный момент: с депутатов снята неприкосновенность. В феврале 2000 года прошли выборы в обе палаты Жогорку Кенеша по одномандатным округам и партийным спискам. В выборах по партийным спискам принимали участие девять партий и два избирательных блока. Второй тур выборов состоялся 12 марта, мандаты получили коммунисты, Союз демократических сил "Единство" (избирательный блок), Демпартия женщин, Партия ветеранов Афганистана, Социалистическая партия "Ата Мекен" и Партия "Моя страна", набравшие более 5% голосов избирателей. Уже через три года референдумом принимается новый проект Конституции - для ликвидации двухпалатного парламента. В феврале 2005 года состоялись выборы в однопалатный парламент, которые закончились катастрофой для Аскара Акаева и его бегством из страны. В октябре 2007 года президент Курманбек Бакиев объявил очередной референдум по принятию новой редакции Конституции. Согласно ей, Жогорку Кенеш состоял уже из 90 депутатов, которые избираются по партийным спискам. В досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша, прошедших в декабре 2007 года, участвовало 12 политических партий. За неделю до объявления даты парламентских выборов, то есть 15 октября 2007 года, глава государства сообщил о создании партии "Ак Жол" и стал ее председателем. Ход выборов не обошелся без скандала: Социалистическая партия "Ата Мекен", под флагом которой на выборы шла объединенная оппозиция, хоть и заняла по количеству голосов второе место, не смогла преодолеть полупроцентный региональный барьер и оказалась за бортом парламента. Итак, партия "Ак Жол" получила 71 мандат, Социал-демократическая партия Кыргызстана - 11, Партия коммунистов Кыргызстана - 8 мандатов. Правление акжоловцев закончилось апрельской революцией. Вышеприведенные мною факты из истории страны - наглядная демонстрация роли и значения Конституции в стабильном развитии общества. Не случайно, что, придя к власти, новый глава государства меняет Конституцию с тем, чтобы создать юридические предпосылки для стабильности страны. - Не проще ли было изучить и использовать опыт США в создании незыблемой конституции? - Слово “конституция” по одной версии происходит от латинского constitutio, что в переводе означает “устройство”, по другой - от constanta - “постоянный”, “стабильный”. То, что главный закон назвали конституцией, говорит о том, что люди хотели установить в своем государстве политическую стабильность, избежать разного рода государственных переворотов, восстания и т.п., от которых страдал народ и которые ослабляли государство. Американскую конституцию называют юридической библией, она вобрала в себя такие нетленные политико-правовые идеи, которые даже спустя 200 лет не потеряли общественной значимости и демократичности. Наверное, потому, что ее авторы изучили сотни книг, историю разных народов, взгляды на государственное строительство мыслителей и философов всех времен. Из массы знаний в проект конституции попало все самое ценное. В те годы США не входили в число развитых стран мира, были аграрной страной, промышленные товары завозили из Европы, во многих сферах жизни отставали от таких стран, как Англия, Франция и др. Несомненно, на их бурное развитие в последующие годы повлияла лучшая в мире конституция. Установленный в ней порядок позволил создать эффективно действующий государственный аппарат, рационально решать различные вопросы жизнедеятельности народа. По примеру США конституции стали принимать и другие страны. В настоящее время свои писаные конституции имеет большинство государств мира. Каждое государство принимает конституцию с учетом своих национальных особенностей. - Мы, кыргызстанцы, хотя и имеем национальную Конституцию, к сожалению, уже не раз испытали нестабильность, бездействие власти, ужасы от бесчинств мародеров в марте 2005-го и апреле 2010 года… - Случаются и хуже ситуации, когда перевороты или революции перерастают в кровавую гражданскую войну. Обеспечение стабильного развития и предотвращение насильственной смены власти в стране - это главная задача Конституции. - Принято считать, что гражданская война присуща авторитарным, диктаторским режимам, но мы-то почти 20 лет строим демократическое государство! - Да, человечество начиная с Римской империи во все времена стремилось к построению демократического государства. Даже определило его основные признаки. Это высшие органы власти государства, сформированные на основе справедливых и честных выборов и подотчетные народу. Государственная власть четко разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, а между ними предусмотрена система сдержек и противовесов. Законодательно закреплены и обеспечиваются основные права и свободы человека. В настоящее время все развитые страны земного шара построены на демократических принципах, поскольку это обеспечивает стабильное развитие без социальных потрясений и позволяет эффективно решать существующие проблемы. При этом каждая страна, будь то европейская или азиатская, сохранила свою национальную самобытность, культуру и традиции. Конституция Кыргызской Республики, принятая референдумом 27 июня 2010 года, - это по существу новый Основной закон, которому предшествовали конституции в прежних редакциях. Необходимость совершенствования положений принятой Конституции - результат прежде всего появившихся в Кыргызстане глобальных социально-экономических факторов, которые вкупе с общественными отношениями в сфере защиты прав и свобод личности стали причиной трагических событий 7 апреля 2010 года. Поэтому одной из задач конституционной реформы является установление в Кыргызской Республике действенной системы сдержек и противовесов в органах государственной власти. Ключевыми изменениями в системе государственного управления, согласно новой Конституции, стали следующие нововведения: формирование правительства парламентом; ответственность правительства перед Жогорку Кенешем; формирование Жогорку Кенеша по пропорциональной системе; численный состав парламента составляет 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет; политической партии предоставляется не более 65 депутатских мандатов, что позволяет избежать узурпации власти одной партией; формирование парламентского большинства как условие деятельности Жогорку Кенеша; гарантии оппозиции - парламентского меньшинства; защита индивидуального мнения и позиции депутата от коллективного давления парламентских фракций. В Конституции 2010 года блок по правам и свободам человека и гражданина приведен в соответствие с универсальным перечнем и определениями прав, содержащихся в международно-правовых документах - Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах. Но права каждого (любого человека) и права гражданина разграничены. Так, предусмотрено введение специальных мер, направленных на обеспечение равных возможностей для различных социальных групп. Установлен принцип соразмерности ограничения прав; обозначены права и гарантии запрета, не подлежащие ограничению, например, право каждого лишенного свободы на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства. Расширены права граждан на доступ к информации, на проведение мирных собраний, на жилище, на убежище; предусмотрены нормы, гарантирующие права ребенка с учетом принципа обеспечения наилучших интересов ребенка. Вместе с тем, безусловно, гарантии прав и свобод не могут быть охвачены только перечнем в Конституции - они нуждаются в реальных механизмах их обеспечения и защиты соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Конституция парламентской формы правления предусматривает кардинальные изменения и в механизме народовластия, и в системе управления обществом. Для парламентской оппозиции предусматривается ряд конституционных гарантий. Это должности заместителей торага Жогорку Кенеша, руководителей комитетов по вопросам бюджета и правопорядка, гарантированное количество членов ЦИК и Счетной палаты, выдвигаемых парламентской оппозицией. - Партия, набравшая наибольшее количество мандатов, формирует правительство, принимает законы. Это огромная сила со всеми вытекающими последствиями… - Понимаю, что вы имеете в виду. Но мандатов одной партии недостаточно, чтобы самостоятельно изменить конституционный строй, форму правления. Это ограничение также не позволит правящей партии в одиночку преодолевать вето президента на принятые парламентом законы. - Что изменится в государственном устройстве с прямыми всеобщими выборами президента? - Всеобщие и прямые выборы президента лучшим образом отвечают идее народного суверенитета и верховенства власти народа. Они позволят главе государства сохранить нейтральную позицию и не зависеть от одной партии. Кроме того, положения новой Конституции направлены на усиление политической автономии государственных органов, с другой стороны - на обеспечение слаженного и бесперебойного функционирования государственных органов, для чего они поставлены в состояние взаимной зависимости. Таких положений в прежних редакциях не было. - Как отразились конституции на вашей жизни? - Хороший вопрос! Во-первых, произошел кардинальный поворот в сознании: я, как и все кыргызстанцы, почувствовал гордость от того, что наша маленькая юная страна стала членом ООН, а это означало, что мировое сообщество относится к ней с большим уважением и симпатией. Во-вторых, появилось желание своими руками построить такое государство, в котором народ живет в благоденствии, достатке, радости, счастлив и доволен судьбой. Беседовала Ирина СТЕПКИЧЕВА.
Мөөрү

2011.09.21 15:41:17

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Бул категорияда эч кандай материалдар...

Кыргыз Республикасынын юстиция министрлигинин ишмердигиндеги эң маанилүү маалыматтардын баардыгы журналисттердин материалында: актуалдуу темаларга маек, окуя ордундагы репортаждар, иш чаралардагы видеожазуулар

Кыргыз Республикасынын юстиция Министрлигинин социалдык роликтери Сиздерге негизги адам укуктары жана аларды коргоо, өлкө элинин укуктук маданиятын жана сабаттуулугун жогорулатуу жана юстиция мекемелеринин ишмердиги тууралуу маалымат берет

Кыргыз Республикасынын Юстиция министрлигинин кызматкерлеринин катышуусундагы “Ой-Ордо” ток-шоулары адам укуктарын коргоо, Кыргызстанда мыйзам үстөмдүгүн бекемдөө, укуктук реформаларды өнүктүрүү жана жайылтуу боюнча талкууларды камтыйт

Сиздин акысыз укуктук жардам алууга укугуңуз бар! Сиз акысыз укуктук консультация алуу үчүн кайда кайрылсаңыз болот?

25.07.2019-ж. «КАБАР» агенттигиндеги маалымат-жыйын

Юридикалык жактарды мамлекеттик каттоо жана кайра каттоо жөнүндө типтүү чечимдердин үлгүлөрү

ЖМКны мамлекеттик каттоо (кайра каттоо) жана ишинин токтотулушун каттоо тартиби, документтердин тизмеси жана үлгүлөрү

Юридикалык жактарды каттоонун тартибин жөнгө салган ченемдик актылар

Юридикалык жактарды каттоонун тартибин жөнгө салган локалдык актылар

Кыргыз Республикасынын экономикалык ишмердиктердин түрүнүн мамлекеттик классификатору

Каттоо арызынын формасы

Кабарламалардын формасы

Юридикалык жактарды, филиалдарды (өкүлчүлүктөрдү) мамлекеттик каттоо (кайра каттоо) жана ишинин токтотулгандыгын каттоо үчүн жыйымдардын өлчөмү жана акы төлөнүүчү мамлекеттик кызматтардын баасынын прейскуранты

Юстиция органдарынын даректери жана маалым даректери

Юридикалык жактарды, филиалдарды (өкүлчүлүктөрдү) мамлекеттик каттоо (кайра каттоо) жана алардын иш-аракетин токтотууну каттоо үчүн документтерди кабыл алуу же кайтарып берүү жөнүндө тил каттар

Кайра өзгөртүп түзүү, уюштуруу документтерин, күбөлүктөрдү, мөөрлөрдү жана (же) штамптарды жоготуу (бузуп алуу), жоюу жөнүндө кулактандыруу

Жалпыга маалымдоо каражаттарынын мамлекеттик каттоо (кайра каттоо) жөнүндө күбөлүгү жоголгондугу (бузулгандыгы) жөнүндө кулактандыруу

МАМЛЕКЕТТИК КАТТОО ЖОЛ-ЖОБОСУН ӨТКӨРҮҮ ТАРТИБИ ЖАНА ЗАРЫЛ БОЛГОН ДОКУМЕНТТЕРДИН ТИЗМЕГИ

Аскердик бөлүктөрдүн, бирикмелердин, мекемелердин жана аскердик-окуу жайларынын командирлери (жетекчилери) тарабынан мурастарды жана ишеним каттарды күбөлөндүрүү тартиби жөнүндө НУСКАМА

Кыргыз Республикасынын консулдук мекемелеринин кызмат адамдары тарабынан нотариалдык иш-аракеттерди жүзөгө ашыруу тартиби жөнүндө НУСКАМА

Кыргыз Республикасынын консулдук мекемелеринин кызмат адамдары тарабынан нотариалдык иш-аракеттерди жүзөгө ашыруу тартиби жөнүндө нускаманы бекитүү тууралуу Кыргыз Республикасынын Өкмөт Токтому

Эркиндигинен ажыратуу же камакта кармоо жерлеринин жетекчилери тарабынан керээздерди жана ишеним каттарды күбөлөндүрүүнүн тартиби

Дарылоо мекемелеринде, госпиталдарда жана улгайгандар жана майыптар үйлөрүндө мурастарды жана ишеним каттарды күбөлөндүрүү тартиби жөнүндө НУСКАМА

Жергиликтүү өз алдынча башкаруунун аткаруучу-тескөөчү органдарынын кызмат адамдарынын нотариалдык иштерди жүргүзүүсүнүн тартиби жөнүндө НУСКАМА

Кыргыз Республикасынын мамлекеттик жана жеке нотариустары тарабынан иш кагаздарынын жүргүзүлүшү боюнча НУСКАМА

Кыргыз Республикасынын Жогорку Сотунун Конституциалык Палатасынын Ч Е Ч И М И

"Кыргыз Республикасынын Юстиция министрлигинин алдындагы Жеке нотариат ишин жүргүзүү укугуна лицензия алууга талапкер адамдардан квалификациялык экзамен кабыл алуу боюнча квалификациялык комиссия жөнүндө жобону жана Жеке нотариат ишин жүргүзүү укугуна лицензия алууга талапкер адамды такшалуудан өткөрүү тартибин бекитүү тууралуу" Кыргыз Республикасынын Юстиция министрилигинин 2017-жылдын 8-ноябрындагы № 242 буйругу

Юстиция Министрлигинин аймактык бөлүмүнүн мамлекеттик нотариустун кызматтык нускамасы

Юстиция Министрлигинин аймактык бөлүмүнүн мамлекеттик башкы нотариустун кызматтык нускамасы

Мамлекеттик алым жөнүндө Кыргыз Республикасынын мыйзамы

Нотариат жөнүндө Кыргыз Республикасынын мыйзамы

Мамлекеттик жана жеке нотариустардын нотариалдык ишинин уюштурулушун текшерүүнү өткөрүү тартиби

Жеке нотариат ишин жүргүзүү укугуна лицензия алууга талапкер жактар үчүн экзамендин суроолорунун тизмесин бекитүү тууралуу буйрук


ЧУА маалыматтар базасы

Кененирээк

Кыймылдуу мүлккө карата укук талабынын бирдиктүү мамлекеттик реестри

Кененирээк

Юридикалык жактардын, филиалдардын (өкүлчүлүктөрдүн) жана ММК электрондук базасы

Кененирээк

Юридикалык жактарды, филиалдарды (өкүлчүлүктөрдү) жана ММК каттоо

Кененирээк

Апостилдештирүү

Кененирээк

Нотариат жана адвокатура

Кененирээк

Жылнаама

ПнВтСрЧтПтСбВс

Жаңылыктар -

Анонстор -

Сурамжылоо

Жеке жана мамлекеттик нотариустар тарабынан аткарылып жаткан кайсы нотариалдык иш-аракеттер Сизде кѳбүрѳѳк кызыгууну жаратат?


Система Orphus

Сайттын эски версиясы