Гарант прав и свобод
10.05.2011
Юное поколение считает, что история нашего независимого, самостоятельного и суверенного государства началась после распада СССР, а точнее - 5 мая 1993 года, когда XII сессия Верховного Совета Республики Кыргызстан приняла Конституцию. С этого момента Кыргызстан стал именоваться Кыргызской Республикой. На самом же деле новейшая история кыргызской государственности начала отсчет с 1929 года - с первой Конституции Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики. Затем вместе с народами Союза мы жили по конституциям 1937-го, 1978 годов.
Первая Конституция суверенного Кыргызстана пересматривалась во время правления Аскара Акаева четырежды - в 1994, 1996, 1998 и 2003 годах. При Курманбеке Бакиеве она кардинально редактировалась в ноябре, декабре 2006-го и октябре 2007 года. 14 сентября 2007 года Конституционный суд отменил редакции ноябрьской и декабрьской конституций, в действие вновь вступил Основной закон, принятый 18 февраля 2003 года.
А 21 октября 2007 года состоялся всенародный референдум, на котором электорат проголосовал за новую редакцию Конституции, предложенную К. Бакиевым. Об этапах конституционного устройства Кыргызстана рассказывает
министр юстиции Абылай МУХАМЕДЖАНОВ.
- Первый президент страны Аскар Акаев инициировал в 1993 году принятие новой Конституции суверенного Кыргызстана. С ее введением появились политические партии, общественные движения. В 1995 году состоялись выборы в двухпалатный национальный парламент - Жогорку Кенеш. В феврале 1996 года по итогам референдума в Конституцию был внесен ряд существенных изменений и Кыргызстан превратился в республику с сильным президентским правлением. Следующий референдум состоялся в октябре 1998 года. Тогда решили изменить количество депутатов: Собрание народных представителей увеличилось на 10 мандатов, а Законодательное собрание, наоборот, уменьшилось на такое же количество народных избранников, из них 15 депутатов должны были избираться по партийным спискам. Существенный момент: с депутатов снята неприкосновенность.
В феврале 2000 года прошли выборы в обе палаты Жогорку Кенеша по одномандатным округам и партийным спискам. В выборах по партийным спискам принимали участие девять партий и два избирательных блока. Второй тур выборов состоялся 12 марта, мандаты получили коммунисты, Союз демократических сил "Единство" (избирательный блок), Демпартия женщин, Партия ветеранов Афганистана, Социалистическая партия "Ата Мекен" и Партия "Моя страна", набравшие более 5% голосов избирателей.
Уже через три года референдумом принимается новый проект Конституции - для ликвидации двухпалатного парламента. В феврале 2005 года состоялись выборы в однопалатный парламент, которые закончились катастрофой для Аскара Акаева и его бегством из страны. В октябре 2007 года президент Курманбек Бакиев объявил очередной референдум по принятию новой редакции Конституции. Согласно ей, Жогорку Кенеш состоял уже из 90 депутатов, которые избираются по партийным спискам. В досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша, прошедших в декабре 2007 года, участвовало 12 политических партий.
За неделю до объявления даты парламентских выборов, то есть 15 октября 2007 года, глава государства сообщил о создании партии "Ак Жол" и стал ее председателем. Ход выборов не обошелся без скандала: Социалистическая партия "Ата Мекен", под флагом которой на выборы шла объединенная оппозиция, хоть и заняла по количеству голосов второе место, не смогла преодолеть полупроцентный региональный барьер и оказалась за бортом парламента.
Итак, партия "Ак Жол" получила 71 мандат, Социал-демократическая партия Кыргызстана - 11, Партия коммунистов Кыргызстана - 8 мандатов. Правление акжоловцев закончилось апрельской революцией.
Вышеприведенные мною факты из истории страны - наглядная демонстрация роли и значения Конституции в стабильном развитии общества. Не случайно, что, придя к власти, новый глава государства меняет Конституцию с тем, чтобы создать юридические предпосылки для стабильности страны.
- Не проще ли было изучить и использовать опыт США в создании незыблемой конституции?
- Слово “конституция” по одной версии происходит от латинского constitutio, что в переводе означает “устройство”, по другой - от constanta - “постоянный”, “стабильный”. То, что главный закон назвали конституцией, говорит о том, что люди хотели установить в своем государстве политическую стабильность, избежать разного рода государственных переворотов, восстания и т.п., от которых страдал народ и которые ослабляли государство.
Американскую конституцию называют юридической библией, она вобрала в себя такие нетленные политико-правовые идеи, которые даже спустя 200 лет не потеряли общественной значимости и демократичности. Наверное, потому, что ее авторы изучили сотни книг, историю разных народов, взгляды на государственное строительство мыслителей и философов всех времен. Из массы знаний в проект конституции попало все самое ценное.
В те годы США не входили в число развитых стран мира, были аграрной страной, промышленные товары завозили из Европы, во многих сферах жизни отставали от таких стран, как Англия, Франция и др. Несомненно, на их бурное развитие в последующие годы повлияла лучшая в мире конституция. Установленный в ней порядок позволил создать эффективно действующий государственный аппарат, рационально решать различные вопросы жизнедеятельности народа.
По примеру США конституции стали принимать и другие страны. В настоящее время свои писаные конституции имеет большинство государств мира. Каждое государство принимает конституцию с учетом своих национальных особенностей.
- Мы, кыргызстанцы, хотя и имеем национальную Конституцию, к сожалению, уже не раз испытали нестабильность, бездействие власти, ужасы от бесчинств мародеров в марте 2005-го и апреле 2010 года…
- Случаются и хуже ситуации, когда перевороты или революции перерастают в кровавую гражданскую войну. Обеспечение стабильного развития и предотвращение насильственной смены власти в стране - это главная задача Конституции.
- Принято считать, что гражданская война присуща авторитарным, диктаторским режимам, но мы-то почти 20 лет строим демократическое государство!
- Да, человечество начиная с Римской империи во все времена стремилось к построению демократического государства. Даже определило его основные признаки. Это высшие органы власти государства, сформированные на основе справедливых и честных выборов и подотчетные народу. Государственная власть четко разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, а между ними предусмотрена система сдержек и противовесов. Законодательно закреплены и обеспечиваются основные права и свободы человека.
В настоящее время все развитые страны земного шара построены на демократических принципах, поскольку это обеспечивает стабильное развитие без социальных потрясений и позволяет эффективно решать существующие проблемы. При этом каждая страна, будь то европейская или азиатская, сохранила свою национальную самобытность, культуру и традиции.
Конституция Кыргызской Республики, принятая референдумом 27 июня 2010 года, - это по существу новый Основной закон, которому предшествовали конституции в прежних редакциях. Необходимость совершенствования положений принятой Конституции - результат прежде всего появившихся в Кыргызстане глобальных социально-экономических факторов, которые вкупе с общественными отношениями в сфере защиты прав и свобод личности стали причиной трагических событий 7 апреля 2010 года. Поэтому одной из задач конституционной реформы является установление в Кыргызской Республике действенной системы сдержек и противовесов в органах государственной власти.
Ключевыми изменениями в системе государственного управления, согласно новой Конституции, стали следующие нововведения: формирование правительства парламентом; ответственность правительства перед Жогорку Кенешем; формирование Жогорку Кенеша по пропорциональной системе; численный состав парламента составляет 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет; политической партии предоставляется не более 65 депутатских мандатов, что позволяет избежать узурпации власти одной партией; формирование парламентского большинства как условие деятельности Жогорку Кенеша; гарантии оппозиции - парламентского меньшинства; защита индивидуального мнения и позиции депутата от коллективного давления парламентских фракций.
В Конституции 2010 года блок по правам и свободам человека и гражданина приведен в соответствие с универсальным перечнем и определениями прав, содержащихся в международно-правовых документах - Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах. Но права каждого (любого человека) и права гражданина разграничены. Так, предусмотрено введение специальных мер, направленных на обеспечение равных возможностей для различных социальных групп. Установлен принцип соразмерности ограничения прав; обозначены права и гарантии запрета, не подлежащие ограничению, например, право каждого лишенного свободы на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства. Расширены права граждан на доступ к информации, на проведение мирных собраний, на жилище, на убежище; предусмотрены нормы, гарантирующие права ребенка с учетом принципа обеспечения наилучших интересов ребенка.
Вместе с тем, безусловно, гарантии прав и свобод не могут быть охвачены только перечнем в Конституции - они нуждаются в реальных механизмах их обеспечения и защиты соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Конституция парламентской формы правления предусматривает кардинальные изменения и в механизме народовластия, и в системе управления обществом. Для парламентской оппозиции предусматривается ряд конституционных гарантий. Это должности заместителей торага Жогорку Кенеша, руководителей комитетов по вопросам бюджета и правопорядка, гарантированное количество членов ЦИК и Счетной палаты, выдвигаемых парламентской оппозицией.
- Партия, набравшая наибольшее количество мандатов, формирует правительство, принимает законы. Это огромная сила со всеми вытекающими последствиями…
- Понимаю, что вы имеете в виду. Но мандатов одной партии недостаточно, чтобы самостоятельно изменить конституционный строй, форму правления. Это ограничение также не позволит правящей партии в одиночку преодолевать вето президента на принятые парламентом законы.
- Что изменится в государственном устройстве с прямыми всеобщими выборами президента?
- Всеобщие и прямые выборы президента лучшим образом отвечают идее народного суверенитета и верховенства власти народа. Они позволят главе государства сохранить нейтральную позицию и не зависеть от одной партии. Кроме того, положения новой Конституции направлены на усиление политической автономии государственных органов, с другой стороны - на обеспечение слаженного и бесперебойного функционирования государственных органов, для чего они поставлены в состояние взаимной зависимости. Таких положений в прежних редакциях не было.
- Как отразились конституции на вашей жизни?
- Хороший вопрос! Во-первых, произошел кардинальный поворот в сознании: я, как и все кыргызстанцы, почувствовал гордость от того, что наша маленькая юная страна стала членом ООН, а это означало, что мировое сообщество относится к ней с большим уважением и симпатией. Во-вторых, появилось желание своими руками построить такое государство, в котором народ живет в благоденствии, достатке, радости, счастлив и доволен судьбой.
Беседовала
Ирина СТЕПКИЧЕВА.
Мөөрү
2011.09.21 15:41:17