10 Тогуздун айы, 2009
Кыр Рус Eng
little middle big
fbgpgp rss
mobile logo
Кыргыз Республикасынын
юстиция министрлиги
search
Урматтуу сайттын көрүүчүлөрү жана достор! Кыргыз Республикасынын Юстиция министрлигинин расмий сайтына кош келиңиздер! Урматтоо менен Кыргыз Республикасынын Юстиция министри Марат Джаманкулов!

Электрондук кабылдама

+996 (312) 65-18-05

Бишкек ш., Жаш Гвардия проспекти 32

ep@minjust.gov.kg

Дү-Жм, 09:00-18:00


Ишеним телефону:

+996 (312) 65-10-10

СУРОО БЕРҮҮ

Слово Кыргызстана: "Государство гарантирует помощь"

none.jpg

Государство гарантирует помощь 11.05.2011 Число лиц, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, неуклонно увеличивается в силу различных причин: рост криминальных преступлений, правонарушений в гражданском обороте, нарушений работодателями трудового и гражданского законодательства в отношении наемных работников, в результате которых страдает в большей степени малоимущее население, не имеющее возможности оплатить услуги квалифицированных адвокатов. Анализ данной проблемы показал, что наши граждане понятия не имеют о том, что в июне 2009 г. принят Закон "О гарантированной государством юридической помощи", в соответствии с требованиями его норм в марте 2011 г. создан Национальный совет. За разъяснениями, какая категория нуждающихся подпадает под действие этого закона, каков порядок получения бесплатной юридической помощи, насколько она эффективна и с другими вопросами, мы обратились к заместителю министра юстиции Жылдыз МАМБЕТАЛИЕВОЙ. - Насколько мне известно, бесплатную юридическую помощь государство начало оказывать еще в 2006 году… - Действительно, такую помощь малоимущим гражданам, хотя не было закона и тарифа на услуги адвокатов правительство не утверждало, мы оказывали с 2006 года за счет республиканского бюджета. В тот период оплата труда адвокатов составляла с вычетом всех налогов примерно 103 сома в сутки. В эту сумму входили расходы на транспорт, проживание (если приходилось выезжать в регионы), канцелярские принадлежности. Адвокат, оказывающий помощь за счет государства, представлял постановление следователя о привлечении его к защите интересов подозреваемого, обвиняемого, решение суда, и по этим документам мы исчисляли затраченное время и выплачивали ему деньги. Последние пять лет так и происходило. Начиная с 2007 года в новых редакциях Конституции, в том числе и последней, за гражданами закреплялось конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи за счет государства. Поэтому мы разработали соответствующий закон, он принят Жогорку Кенешем. Также Министерством юстиции разработан проект, согласно которому предусматривается новая система оплаты труда адвокатов. Если адвокат участвует с момента задержания подозреваемого, предъявления ему обвинения и в судах всех инстанций до вынесения приговора Верховным судом, то оплата полного цикла защиты составляет 4 000 сомов. - Негусто, однако. А мороки выше крыши… Придется ему "хватать" как можно больше дел. Не пострадает ли качество защиты? - Раньше оплата услуг адвоката действительно была несравнимо мизерной, поэтому в адвокаты от государства шли либо начинающие свою карьеру, либо те, у кого не было клиентов из-за низкой квалификации. А статья 40 действующей Конституции не просто гарантирует предоставление помощи, она требует, чтобы эта помощь была квалифицированной. Мы объявили конкурс адвокатов. По его итогам составим реестр адвокатов, которые получат право предоставлять такую помощь. И только адвокаты из этого реестра смогут принимать участие в защите прав граждан. Одним словом, сделали все, чтобы и помощь оказывалась квалифицированно, и адвокаты не страдали. А чтобы они могли работать качественно, ввели для государственного адвоката ограничения: у него может быть не более 10 уголовных дел в месяц. Тем не менее если адвокат возьмется за несколько уголовных дел, то в совокупности сумму получит приличную. Мы рассчитываем в перспективе размер оплаты услуг адвоката довести до уровня заработной платы судьи. - Почему закон, принятый в середине 2009-го, фактически начал применяться только с января 2011 года? - Статьей 32 правительству поручалось провести в течение 2010 г. пилотный проект по апробации положений данного закона. В нем четко оговариваются категории граждан, которые могут получить такую помощь. Право на гарантированную государством юридическую помощь имеют граждане, доход которых ниже уровня минимального годового дохода, и без учета этого дохода. Помощь без учета дохода оказывается: несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, лицам с нарушениями зрения, слуха, речи и психическими расстройствами, военнослужащим срочной службы и лицам, подозреваемым, обвиняемым в особо тяжких преступлениях. В прошлом году в рамках данного проекта закон реализован в двух районах - столичном Свердловском и Ноокатском Ошской области. К нам обратились 84 бишкекчанина и три человека из Ноокатского района. - Почему Ноокатский, а не другой, более крупный район? - Пилотный проект по апробации закона планировали начать в январе 2010 года, но по объективным причинам нам пришлось передвинуть его на июнь, и тогда же Временное правительство утвердило положение о порядке проведения проекта. Уже в ходе его реализации члены ВП высказали мнение, что закон нужно апробировать не только в Бишкеке, но и на юге республики. По каким основаниям был рекомендован Ноокатский район, неизвестно. Если бы нам предоставили право определить район по населенности, количеству уголовных дел, то мы бы выбрали Кара-Сууйский. В Ноокатском районе проект себя не оправдал, к тому же был запущен в сентябре и шел всего три месяца. Согласно статистке, в Свердловском районе г. Бишкека только за 9 месяцев прошлого года возбуждено 2 180 уголовных дел. В этом районе проект себя оправдал. При его запуске мы ориентировались на районы, где совершается наибольшее число таких преступлений, по которым участие адвоката обязательно. Из статистики видно, что обязательное участие защитника необходимо примерно в 48 уголовных делах. Можно было охватить большее количество, если бы не правовой нигилизм граждан, которые не знают о праве на получение юридической помощи. В глубинке немало людей, не имеющих средств нанять адвоката, и им никто не разъясняет, куда обратиться, чтобы получить эту помощь за счет государства. - Для чего и с какой целью создан Национальный совет по гарантированной государством юридической помощи, какова его роль в оказании адвокатами бесплатных правовых услуг? - Пилотный проект помог выявить некоторые проблемы. К примеру, после его окончания наши сотрудники провели мониторинг среди отбывающих наказание в учреждении № 3 департамента исполнения наказаний при ГСИН. Они опросили тех осужденных, кому оказана помощь оплачиваемыми государством адвокатами. Многие высказали неудовлетворенность качеством предоставленной помощи, кроме того, они выразили недоверие адвокатам, привлекаемым следователями, это так называемые свои, "карманные", дежурные адвокаты. Даже если при задержании на подозреваемого или подследственного следователи оказывают психологическое давление, а нередко и физическое, такой адвокат умалчивает о фактах нарушений прав, при расследовании подписывает протокол допроса и все, что нужно следователю, и доказать, что он нарушил нормы закона, становится невозможно. Поэтому следователю невыгодно привлекать адвоката, работу которого контролирует Национальный совет. В начале апреля 2011 г. прошло первое заседание совета. На днях Президент Роза Исаковна Отунбаева встречалась с его членами и поставила перед ними конкретные задачи, они обсудили основные направления работы и механизмы реализации закона. Это особенно важно в призме той работы, которая на государственном уровне ведется в сферах защиты прав человека, судебной практики правоохранительной реформы, прекращения пыток и т.д. В рамках проекта мы уже провели обучающие семинары для следователей и судей, они знают, как должна оказываться гарантированная государством юридическая помощь. - Сможет ли Нацсовет осуществлять надзор за всеми адвокатами? Имею в виду и теми, кому придется работать в глубинке? - Разумеется. Нацсовет в самое ближайшее время разработает критерии оказания юридической помощи, которые будут рассмотрены и утверждены. По данному закону гарантированная государством юридическая помощь предусматривается только по уголовным делам, но правительству поручено рассмотреть вопрос о распространении такой помощи и на гражданские, административные дела. Очень часто к нам обращаются пожилые люди с проблемами, связанными с недвижимостью. Им нужен юрист либо адвокат, который отстаивал бы их интересы. В каждой области от Минюста будет назначен координатор по гарантированной государством юридической помощи. Всем координаторам представим список адвокатов, которые закрепляются за конкретным районом, и они обязаны в любое время дня и ночи прибыть к задержанному гражданину и оказать ему и всем, кто нуждается, юридическую помощь. Координаторы и адвокаты будут нести круглосуточное дежурство. Для этого предусмотрены способы оповещения. Согласно статьям 46 и 94 УПК КР, предусмотрены случаи, когда при задержании лиц участие защитника обязательно, то есть в любом случае, если гражданин задерживается по подозрению в совершении преступления, то с момента задержания мы в обязательном порядке должны предоставить ему адвоката. - А если задержанный, подозреваемый, обвиняемый или подсудимый захочет привлечь к защите своего адвоката? - Бывает, что задержанный не сразу сможет вызвать своего адвоката, а лишь на следующий день он сам или его родственники привлекают к защите другого адвоката. В таком случае адвокату, привлеченному из реестра, будет выплачена сумма только за участие при задержании, это примерно 400 сомов. - Во что обойдется государству реализация закона? - Бюджет по гарантированной государством юридической помощи формируется ежегодно и закладывается в республиканский бюджет. В 2005 г. было заложено 5 миллионов сомов, в 2006 г. только 3 млн., и сегодня он держится на этом уровне. Тогда исходили из расчета оплаты услуг адвоката в размере 125 сомов в день с учетом налогов. На 2011 год мы просили вдвое больше. Правда, Минфин не соглашается с заявленной суммой. Президент пообещала оказать содействие в утверждении бюджета. В дальнейшем его будет формировать Национальный совет, опираясь на затраты, каждый год у нас идет увеличение на 500 000 сомов. Это означает, что люди начинают понимать и больше обращаются за помощью к адвокатам, оплачиваемым за счет государства. - Вы сказали, что в глубинке мало кто знает, что государство бесплатно оказывает гражданам юридическую помощь. Кто же должен вести разъяснительную работу? - Конечно же, Министерство юстиции. Оно решает одну из немаловажных задач - пропаганда среди населения положений закона, доведение до граждан их прав, закрепленных Конституцией, тем самым способствует повышению правовой активности. - И последний вопрос: согласно нормам Уголовно-процессуального кодекса, потерпевший тоже имеет право привлечь адвоката для защиты его интересов. Предусматривает ли закон оказание гарантированной государством юридической помощи такой категории граждан? - Действительно, УПК не препятствует потерпевшему иметь адвоката. Но в рамках данного закона гарантированная государством юридическая помощь предоставляется только подозреваемым, подсудимым и обвиняемым. Сегодня же интересы потерпевших представляет в суде гособвинитель. Но в будущем этот вопрос может быть решен, так как потерпевшие от преступлений нередко малоимущи. Думается, внедрение этого закона должно идти параллельно в связке с реформами правоохранительных и судебных органов. До тех пор пока работа следователей будет оцениваться по проценту раскрываемости, способы и методы получения признательных показаний останутся неизменными. Этот стереотип надо разрушать. Мы должны сделать все возможное, чтобы меньше жаловались на недозволенные методы ведения следствия, и жестко реагировать на такие факты. На недавней встрече с Президентом мы говорили, что необходимо реализацию закона включить в реформы правоохранительных органов и судов. Роза Исаковна очень хорошо знает эту проблему по июньским событиям на юге, где возбуждено более 5 000 уголовных дел - именно там особенно много нуждающихся в юридической помощи. Надо отдать должное международным организациям, недостаточность нашего бюджета они покрыли, предоставив адвокатов. На всех нуждающихся у нас не хватило бы средств. Беседовала Ирина СТЕПКИЧЕВА.
Мөөрү

2011.09.21 15:43:07

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Бул категорияда эч кандай материалдар...

Кыргыз Республикасынын юстиция министрлигинин ишмердигиндеги эң маанилүү маалыматтардын баардыгы журналисттердин материалында: актуалдуу темаларга маек, окуя ордундагы репортаждар, иш чаралардагы видеожазуулар

Кыргыз Республикасынын юстиция Министрлигинин социалдык роликтери Сиздерге негизги адам укуктары жана аларды коргоо, өлкө элинин укуктук маданиятын жана сабаттуулугун жогорулатуу жана юстиция мекемелеринин ишмердиги тууралуу маалымат берет

Кыргыз Республикасынын Юстиция министрлигинин кызматкерлеринин катышуусундагы “Ой-Ордо” ток-шоулары адам укуктарын коргоо, Кыргызстанда мыйзам үстөмдүгүн бекемдөө, укуктук реформаларды өнүктүрүү жана жайылтуу боюнча талкууларды камтыйт

Сиздин акысыз укуктук жардам алууга укугу?уз бар! Сиз акысыз укуктук консультация алуу ?ч?н кайда кайрылса?ыз болот?

Юридикалык жактарды мамлекеттик каттоо жана кайра каттоо жөнүндө типтүү чечимдердин үлгүлөрү

ЖМКны мамлекеттик каттоо (кайра каттоо) жана ишинин токтотулушун каттоо тартиби, документтердин тизмеси жана үлгүлөрү

Юридикалык жактарды каттоонун тартибин жөнгө салган ченемдик актылар

Юридикалык жактарды каттоонун тартибин жөнгө салган локалдык актылар

Кыргыз Республикасынын экономикалык ишмердиктердин түрүнүн мамлекеттик классификатору

Каттоо арызынын формасы

Кабарламалардын формасы

Акы төлөнүүчү мамлекеттик кызматтардын баасынын прейскуранты

Юстиция органдарынын даректери жана маалым даректери

Юридикалык жактарды, филиалдарды (өкүлчүлүктөрдү) мамлекеттик каттоо (кайра каттоо) жана алардын иш-аракетин токтотууну каттоо үчүн документтерди кабыл алуу же кайтарып берүү жөнүндө тил каттар

Юридикалык жактарды, филиалдарды (өкүлчүлүктөрдү) мамлекеттик каттоо (кайра каттоо) жана ишинин токтотулгандыгын каттоо үчүн жыйымдардын өлчөмү

Кайра өзгөртүп түзүү, уюштуруу документтерин, күбөлүктөрдү, мөөрлөрдү жана (же) штамптарды жоготуу (бузуп алуу), жоюу жөнүндө кулактандыруу

Жалпыга маалымдоо каражаттарынын мамлекеттик каттоо (кайра каттоо) жөнүндө күбөлүгү жоголгондугу (бузулгандыгы) жөнүндө кулактандыруу

Аскердик бөлүктөрдүн, бирикмелердин, мекемелердин жана аскердик-окуу жайларынын командирлери (жетекчилери) тарабынан мурастарды жана ишеним каттарды күбөлөндүрүү тартиби жөнүндө НУСКАМА

Кыргыз Республикасынын консулдук мекемелеринин кызмат адамдары тарабынан нотариалдык иш-аракеттерди жүзөгө ашыруу тартиби жөнүндө НУСКАМА

Кыргыз Республикасынын консулдук мекемелеринин кызмат адамдары тарабынан нотариалдык иш-аракеттерди жүзөгө ашыруу тартиби жөнүндө нускаманы бекитүү тууралуу Кыргыз Республикасынын Өкмөт Токтому

Эркиндигинен ажыратуу же камакта кармоо жерлеринин жетекчилери тарабынан керээздерди жана ишеним каттарды күбөлөндүрүүнүн тартиби

Дарылоо мекемелеринде, госпиталдарда жана улгайгандар жана майыптар үйлөрүндө мурастарды жана ишеним каттарды күбөлөндүрүү тартиби жөнүндө НУСКАМА

Жергиликтүү өз алдынча башкаруунун аткаруучу-тескөөчү органдарынын кызмат адамдарынын нотариалдык иштерди жүргүзүүсүнүн тартиби жөнүндө НУСКАМА

Кыргыз Республикасынын мамлекеттик жана жеке нотариустары тарабынан иш кагаздарынын жүргүзүлүшү боюнча НУСКАМА

Кыргыз Республикасынын Жогорку Сотунун Конституциалык Палатасынын Ч Е Ч И М И

"Кыргыз Республикасынын Юстиция министрлигинин алдындагы Жеке нотариат ишин жүргүзүү укугуна лицензия алууга талапкер адамдардан квалификациялык экзамен кабыл алуу боюнча квалификациялык комиссия жөнүндө жобону жана Жеке нотариат ишин жүргүзүү укугуна лицензия алууга талапкер адамды такшалуудан өткөрүү тартибин бекитүү тууралуу" Кыргыз Республикасынын Юстиция министрилигинин 2017-жылдын 8-ноябрындагы № 242 буйругу

Юстиция Министрлигинин аймактык бөлүмүнүн мамлекеттик нотариустун кызматтык нускамасы

Юстиция Министрлигинин аймактык бөлүмүнүн мамлекеттик башкы нотариустун кызматтык нускамасы

Мамлекеттик алым жөнүндө Кыргыз Республикасынын мыйзамы

Нотариат жөнүндө Кыргыз Республикасынын мыйзамы

Мамлекеттик жана жеке нотариустардын нотариалдык ишинин уюштурулушун текшерүүнү өткөрүү тартиби

Жеке нотариат ишин жүргүзүү укугуна лицензия алууга талапкер жактар үчүн экзамендин суроолорунун тизмесин бекитүү тууралуу буйрук


ЧУА маалыматтар базасы

Кененирээк

Кыймылдуу мулккө карата укук талабынын бирдиктүү мамлекеттик реестри

Кененирээк

Юридикалык жактардын, филиалдардын (өкүлчүлүктөрдүн) жана ММК электрондук базасы

Кененирээк

Юридикалык жактарды, филиалдарды (өкүлчүлүктөрдү) жана ММК каттоо

Кененирээк

Апостилдештирүү

Кененирээк

Нотариат жана адвокатура

Кененирээк

Жылнаама

ПнВтСрЧтПтСбВс

Жаңылыктар -

Анонстор -

Сурамжылоо

Жеке жана мамлекеттик нотариустар тарабынан аткарылып жаткан кайсы нотариалдык иш-аракеттер Сизде кѳбүрѳѳк кызыгууну жаратат?


Система Orphus

Сайттын эски версиясы