12 Декабрь, 2017
Кыр Рус Eng
little middle big
fbgpgp rss
mobile logo
Министерство юстиции
Кыргызской Республики
search
Уважаемые посетители и друзья! Добро пожаловать на официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики!

С уважением, Министр юстиции Кыргызской Республики Уран Ахметов

Электронная приемная

+996 (312) 65-18-05

г. Бишкек, ул. Молодая Гвардия 32

ep@minjust.gov.kg

Пн-Пт, 09:00-18:00


Телефон доверия:

+996 (312) 65-10-10

Задать вопрос

Концепция развития института нотариата в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы


Утверждена приказом МЮ КР
от 31.07.2015 года № 95
 
 
 
 
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НОТАРИАТА
В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
на 2015-2017 годы
  1. Введение
  1. Текущее состояние, правовые проблемы современного нотариата, основные составляющие реформы нотариата и совершенствование законодательства в сфере нотариальной деятельности
  1. Единый республиканский нотариальный архив
  1. Экономическое обеспечение нотариальной деятельности
  1.  Государственное регулирование нотариальной деятельности
  1. 1.                  Введение
 
Настоящая концепция определяет основные базовые принципы, цели, задачи и направления перспективного развития нотариата в Кыргызской Республике.
Концепция направлена на развитие системы координации нотариальной деятельности Кыргызской Республики, включая разработку комплексных мер по совершенствованию действующего законодательства в сфере нотариата.
При разработке концепции учтены, проанализированы и обобщены правовые проблемы, а также предложения, поступившие от нотариусов  ОО «Нотариальная палата».
  1. 2.                  Текущее состояние, правовые проблемы современного нотариата, основные составляющие реформы нотариата и совершенствование законодательства в сфере нотариальной деятельности
Кыргызстан, поставив своей целью интегрироваться в мировое хозяйство и провозгласив принципы следования идеям открытой экономики, не может не признать объективности процессов реформы в системе нотариата. Так, в условиях вступления нашего государства в рыночные отношения, появились экономические предпосылки в необходимости реформ в области нотариата.
Кроме этого, на необходимость принятия новых реформ в области нотариата  способствовало само социально — экономическое преобразование в стране. Становление в Кыргызстане рыночных отношений обусловило закономерный переход от государственной и общественной собственности к частной, что потребовало принятие новых законов. А законодательное закрепление частной собственности, в свою очередь, обусловило потребность в более усовершенствованном нотариате.
Стоит учитывать особый характер нотариальных функций, связанных с правоустанавливающей, удостоверительной и юрисдикционной деятельностью. Идет постепенное «размывание» компетенции нотариата, когда присущие ему полномочия стали передаваться другим органам исполнительной власти на основании закона либо инструкций.
Основные правовые проблемы нотариата, отражающие его организацию и функционирование, сводятся к необходимости определения места нотариата в системе гражданской юрисдикции, недооценки потенциала нотариата во взаимодействии с правоохранительной и судебной системой, рационализации нотариальных процедур.
Правовые проблемы нотариата носят достаточно общий характер, отражая в целом правовую ситуацию в Кыргызской Республике. Современное законодательство, в том числе и о нотариате, носит переходный период, поскольку принято в период «ломки» старых правовых институтов. К числу основных проблем можно отнести следующие:
1) Недостаточное использование позитивного потенциала нотариата при осуществлении судебной реформы в сфере гражданской юрисдикции.
Исторически и функционально нотариальное производство связано с гражданским судопроизводством, имея много общих черт и признаков. Так, и судья, и нотариус осуществляют публично-правовые функции, закон в равной мере обеспечивает независимость и беспристрастность судьи и нотариуса при решении конкретного юридического дела.
Вместе с тем, основное различие между данными правовыми институтами в рамках гражданской юрисдикции производится (помимо вытекающего из принципа разделения властей и связанного с ним места судебной власти в системе государственных органов) по критерию спорности либо бесспорности права. При наличии спора гражданская юрисдикция осуществляется судом, при ее отсутствии — нотариусом. Например, на данном критерии основаны такие нотариальные действия как удостоверение сделок и соглашений о разделе имущества между супругами, наследниками, брачных контрактов, удостоверение фактов, удостоверение соглашений об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество, о включении в число наследников по закону лица, не имеющего возможности представить доказательства о родственных отношениях и т.д.
В настоящее время подведомственность судов определена четко в законе, в то время как публично-правовая компетенция нотариуса недостаточно отражена по наиболее важным видам юридических действий, требующих независимой, профессиональной и ответственной юридической оценки.
2) Недостаточное использование потенциала системы нотариата в правоохранительной сфере.
Нотариат в силу своего публично-правового характера, жесткой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости исследования достаточно широкого круга доказательств является одним из эффективных средств снижения криминальности в сфере собственности, прежде всего в отношении собственности, подлежащих регистрации. В адрес нотариата высказывается критика, порой и обоснованная, об упущениях и ошибках конкретных нотариусов при совершении сделок с недвижимостью и транспортом.
Но, если бы не было системы нотариата, если бы при существующей степени криминальности и беспечности наших граждан сделки совершались в простой письменной форме, без нотариального удостоверения, гарантирующего соблюдение прав всех участников нотариального производства, тогда степень криминальности была бы несравненно выше, и серьезнее отзывалась бы на политических проблемах.
Следует учитывать и то обстоятельство, что ни одна правовая и организационная система не способна работать со 100% КПД, но если эффект от ее существования значительно выше, чем расходы на нее, то существование такой системы оправдано. Ведь содержание правоохранительной системы достаточно затратно, а развитие нотариата позволяет переложить часть правоохранительных мероприятий на самих участников гражданского оборота.
Поэтому следует разработать полноценную и работающую систему взаимодействия нотариата с правоохранительными органами, по встраиванию нотариата в данную систему, естественно учитывая специфические средства и способы нотариальной деятельности.
3) Недостаточная разработанность процедурно-процессуальных составляющих нотариальной деятельности.
Следует более детально продумать процедуры нотариальной деятельности, которые позволят нотариусу осуществлять его публично-правовые функции, выявляя истинную волю сторон.
В настоящее время в Кыргызской Республике отсутствует база подготовки и переподготовки нотариусов, тогда как в целях обеспечения единства нотариальной практики, соблюдения законности при совершении нотариальных действий, направленных на защиту прав и законных интересов, необходимо проводить работу по повышению профессионального уровня и квалификации нотариусов.
Вопросы материально-технического обеспечения нотариальных контор, создания соответствующих архивных помещений, экономической составляющей в деятельности частного нотариуса до сих пор остаются нерешенными.
Нотариат, также  как и правосудие, исторически известная и сложившаяся форма гражданской юрисдикции. Нотариату в целом, также как и отдельному нотариусу, свойственны по своему профессиональному менталитету такие необходимые качества как консерватизм, осторожность.
Нотариат вечен и присущ любому обществу, где имеется гражданский оборот, собственность, существуют вопросы ее правовой передачи и наследования.
Поэтому при реформе нотариата следует исходить из сложившихся исторических и правовых традиций, которые сложились в нотариате за годы его функционирования в Кыргызской Республике в новых условиях, после начала приватизации и изменения отношений собственности.
Основные направления реформы нотариата, способы и подходы решения поставленных ранее проблем и вопросов сводятся в основном к следующему:
а) Полное использование предупредительного и профилактического потенциала нотариата как средства, обеспечивающего проведение судебной реформы.
В странах латинского нотариата нотариус выступает как беспристрастный и независимый арбитр, играющий роль предупредительного правосудия, позволяющего избавить суды и другие государственные органы от появления конфликтов. Если суды выполняют функции последующего контроля, включаясь в отношения гражданского оборота, когда конфликт уже налицо, то нотариат выполняет функции предварительного юридического контроля на этапе согласования условий сделки. Тем самым снижается количество споров в судах, вопросы бесспорного характера разрешаются в нотариальном производстве, не загружая суды.
С этой целью данное положение следует использовать при подготовке проекта нового закона о нотариате и изменений в гражданское законодательство.
Развитие нотариата в данном направлении будет способствовать предварительному контролю за законностью действий участников гражданского оборота, снижению количества споров в судах, экономя тем самым столь необходимые средства для проведения судебной реформы.
б) Развитие координации органов правоохранительной системы Кыргызской Республике с нотариатом.
Такое взаимодействие, отраженное в рамках закона, будет способно решить целый ряд задач. Во-первых, снизить уровень криминальности в гражданском обороте в сфере собственности, во-вторых, облегчить раскрытие преступлений, в-третьих, способствовать снижению уровня преступности, обеспечить юридическую безопасность граждан и организаций. Так, с этой целью представляется необходимым:
- создание единого информационного банка данных обо всех активных участниках преступлений в сфере собственности, реестра украденных паспортов и иных документов, удостоверяющих личность, угнанных автомобилей;
- создание и представление в распоряжение государственных органов банка данных по отменным или измененным доверенностям на распоряжение недвижимостью и транспортом;
- переход в рамках области на оформление договоров отчуждения недвижимости и доверенностей на распоряжение недвижимостью только на специальных бланках с высокой степенью защиты, по аналогии с используемыми в настоящее время при оформлении доверенностей на право распоряжения транспортом и справок, выдаваемых органами регистрации прав на недвижимое имущество;
- создание банка данных о лицах психически больных, либо признанных недееспособными судом, являющихся одновременно собственниками недвижимости;
- создание банка данных по наследственным делам.
в) Необходимо расширение полномочий частных нотариусов и повышение их статуса до уровня государственных служащих и судей, исходя из принципа, что нотариус является должностным государственным служащим, выполняющим государственные функции, имеющим право использования государственной символики. В настоящее время частные нотариусы находятся на положении юристов третьего сорта, чьи действия может поставить под сомнение адвокат или судья. Предполагается, что частные лица и организации должны обращаться к услугам нотариуса во всех случаях возникновения хозяйственных отношений и изменений прав на недвижимость и другие материальные ценности, создания новых предприятий, заверения их устава, заключение сделок, и другое, при этом проверку правоспособности сторон должен осуществлять сам нотариус. Решение нотариусов должны рассматриваться на уровне решений суда.
Наделяя частных нотариусов столь широкими  полномочиями, нужно жестко ограничить возможности лиц, претендующих на получение этого статуса. Для занятия нотариальной деятельностью предлагается усилить меры, предъявляемым к профессиональным знаниям и опыту претендента на право занятия нотариальной деятельности, повысить квалификационные требования и сроки обучения к стажерам путем внедрения компьютерного тестирования, а также внести возрастные ограничения – с 25 до 70 лет.
Более того, прошедшая проверка показала, что назрела необходимость усиления мер, предъявляемым к профессиональным знаниям и опыту не только претендентов на право занятия нотариальной деятельностью, но и  к действующим нотариусам, деятельность которых должна проверяться как минимум каждые два года путем сдачи компьютерного тестирования.
Как видно, основные правовые проблемы нотариата, отражающие его организацию и функционирование, сводятся к необходимости определения места нотариата в системе гражданской юрисдикции, недооценке потенциала нотариата во взаимодействии с правоохранительной системой, рационализации нотариальных процедур.
Противоречивые законодательные решения во многом являются следствием того, что институт нотариата в нашей стране, его возможности не до конца поняты и не оценены в полной мере.
На основе вышеизложенного и в соответствии со сформулированными задачами нотариата, как правового института, обеспечивающего защиту прав граждан и юридических лиц в обязательственной сфере, можно предложить следующие изменения в законодательстве.
Необходима разработка отдельного подзаконного акта, регламентирующего порядок проведения служебного расследования в отношении частного нотариуса, на действия которого поступила жалоба. При этом в число членов комиссий по проведению служебных расследований следует включать наряду с сотрудниками соответствующего управления по вопросам нотариата и государственных нотариусов, и представителей ОО «Нотариальная палата».
Кроме того, в целях повышения культуры обслуживания нотариусами граждан, качества работы  нотариусов необходимо разработать Кодекс профессиональной этики нотариусов, поскольку нареканий в адрес нотариусов становится все больше.
Нотариус несет ответственность за последствия, связанные с совершением им нотариального действия, в том числе риск возмещения вреда. Признание сделки незаконной либо недействительной предполагает ответственность нотариуса. При наличии виновного лица, он отвечает солидарно с ним.
Предоставление нотариусу исключительных прав неотделимо от ответственности за наступление неблагоприятных для участников гражданских правоотношений последствий.
Введение имущественной ответственности нотариуса не предполагает совершение нотариальных действий никем, кроме нотариусов.
В этой связи, в перспективе полномочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий должны быть прекращены. Так как должностные лица органов местного самоуправления не несут предусмотренную законодательством  ответственность и не подчиняются тем же правилам, которым подчиняются нотариусы, то есть не несут обязанность по возмещению вреда и т. д.
Согласно статистическому отчету Ф-23 всего должностными лицами айыл окмоту за 2014 год совершено 18 445 нотариальных действий и взыскана по ним государственная пошлина в сумме 283 770 сомов.
Между тем следует отметить, что за указанный период должностными лицами айыл окмоту Таласской и Баткенской областей нотариальные действия не совершались.
В этой связи, учитывая, что  нотариат является институтом, обеспечивающим охрану и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, принимая во внимание то, что в настоящее время делегирование полномочий должностным лицам органов исполнительной власти потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета, Министерство юстиции, намерено рассмотреть вопрос об исключении статьи  30 Закона Кыргызской Республики «О нотариате», предусматривающей совершение нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти.
Одновременно необходимо обеспечить доступность совершения нотариальных действий в населенных пунктах, где отсутствуют нотариальные конторы. Например, это может быть обеспечено за счет выездного приема граждан, либо сохранения существующей системы по закреплению нотариуса одной из районных государственных нотариальных контор за таким населенным пунктом.
Как известно, одним из самых распространенных объектов преступных посягательств на собственность граждан является недвижимость. Необходимо законодательное введение обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. Участие нотариуса в сделках с недвижимостью поможет предотвратить махинации на рынке жилья.
При этом необходимо закрепить обязательность исполнения запросов нотариуса, когда он затребует сведения, необходимые для проверки личности обратившегося лица, принадлежности ему соответствующего имущества, объекта недвижимости, транспортного средства и т.д. у соответствующего регистрирующего органа.
Предполагается внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О нотариате» в целях приведения его в соответствие с Законом Кыргызской Республики «О национальном архивном фонде Кыргызской Республики», Указом Президента Кыргызской Республики «Об утверждении Реестра государственных должностей Кыргызской Республики и Реестра муниципальных должностей Кыргызской Республики» от 26 июня 2013 года УП № 145.
Так, согласно статье 2 Закона Кыргызской Республики «О национальном архивном фонде Кыргызской Республики» основными видами архивов являются государственные, ведомственные архивы, архивы юридических лиц негосударственных форм собственности и личные архивы физических лиц.
Под государственным архивом понимается государственное архивное учреждение, осуществляющее прием и постоянное хранение архивных документов в интересах пользователей.
Под ведомственным архивом понимается архив государственного предприятия, учреждения и организации или их структурное подразделение, хранящее документы на протяжении определенного срока на своем предприятии, в учреждении и организации.
Под архивом юридических лиц негосударственных форм собственности понимается их архив, осуществляющий прием и постоянное хранение архивных документов.
Между  тем, постановлением Правительства Кыргызской Республики «О создании Республиканского нотариального архива Министерства юстиции Кыргызской Республики» от 20 октября 2003 года № 669 предусмотрено создать  Республиканский нотариальный архив и разработать Положение о Республиканском нотариальном архиве Министерства юстиции Кыргызской Республики.
В этой связи, проектом Закона предлагается заменить слова «государственный нотариальный архив» на слова «ведомственный нотариальный архив».
В настоящее время возникла необходимость в реформировании нотариата, главными целями которого является повышение роли и правового статуса нотариусов в сфере гражданского оборота, повышение качества нотариальных услуг, прозрачности нотариальной деятельности и формирование достоверной и современной отчетности о нотариальных действиях, а также значительное усиление ответственности нотариусов за совершаемые ими действия.
Данная реформа определяет порядок создания и функционирования Единой информационной системы нотариата — системы, предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия. В единую информационную систему нотариата будут включаться сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, что позволит сформировать полную базу данных всех зарегистрированных нотариально заверенных документов.
В частности, в рамках реформы нотариата необходимо формирование электронных реестров удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний, удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей, открытых наследственных дел, удостоверенных брачных договоров, уведомлений о залоге движимого имущества. Предположительно, это позволит обеспечить юридическую безопасность заключаемых гражданами сделок, и упростит процедуру розыска наследниками завещаний, а также банковских вкладов наследодателя.
Отдельный комплекс норм нового закона касается регистрации уведомлений о залоге движимого имущества и порядка выдачи выписок из реестра уведомлений о залоге такого имущества. Данные нормы призваны защитить права добросовестных приобретателей имущества, которое является предметом залога в случаях злоупотребления залогодателями своими правами. Например, обеспечить права приобретателей автомобилей, находящихся в залоге у кредитных учреждений.
Учитывая, участившиеся случаи различного рода преступлений (угоны, ДТП, незаконное завладение) с автотранспортными средствами, включить в Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений  в Закон Кыргызской Республики «О нотариате», норму об обязательном нотариальном удостоверении доверенностей на право пользования, управления и распоряжения с/без права отчуждения автотранспортными средствами, с последующей государственной регистрации в органах ГАИ КР в течение определенного срока.
Кроме того, Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений  в Закон Кыргызской Республики «О нотариате» должен включать в себя требование, касающееся помощников нотариусов, которые не вправе  совершать нотариальные действия в отсутствие самих нотариусов. Предполагается, что за установление подобного факта будут применяться жесткие меры в виде приостановления срока действия лицензии либо ее отзыва. При этом факт совершения нотариального действия помощником нотариуса может быть донесен до сведений Министерства юстиции со стороны физических и юридических лиц.
На следующем этапе роль нотариата в улучшении гражданского оборота возрастет еще больше. Добиться этого планируется в рамках реализации масштабных поправок в Гражданский кодекс Кыргызской Республики, в Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений  в Закон Кыргызской Республики «О нотариате» и другие нормативные правовые акты, регулирующие нотариальную деятельность. Одним из результатов принятия данных законодательных поправок должно стать расширение перечня сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.
Нотариусам должны быть переданы в сопровождение вообще все сделки с недвижимым имуществом. Так, согласно поправкам в Гражданский кодекс Кыргызской Республики, договор купли-продажи объектов недвижимости заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и не требует обязательного нотариального удостоверения. В связи  с чем, в настоящее время обозначенные договоры подлежат государственной регистрации.
Заверять сделку потребуется в тех случаях, когда хотя бы одной из ее сторон будет являться физическое лицо. При этом нотариальное удостоверение сделки будет не просто формальной процедурой по нынешнему образу и подобию, но станет подразумевать под собой проверку законности содержания сделки, а также мониторинг наличия прав сторон сделки на ее совершение.
В соответствии же с новым законопроектом о нотариате при удостоверении сделок с недвижимым имуществом нотариус сможет беспрепятственно и так же самостоятельно получать необходимую для совершения сделок с недвижимостью информацию от государственных органов, в том числе через удаленный доступ к электронным базам данных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его технический учет.
До удостоверения сделок с недвижимым имуществом нотариус будет проверять принадлежность недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве, а также наличие или отсутствие обременений, запрещения на отчуждение, ареста недвижимого имущества или иных запретительных или охранительных мер, препятствующих совершению сделки.
Причем для подтверждения принадлежности недвижимого имущества и установления иных юридически значимых фактов нотариус будет обязан получить выписку из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, давность которой не может превышать 10 календарных дней в случае получения данной выписки непосредственной в регистрационном органе и 1 календарный день до удостоверения сделки в случае получения сведений из соответствующего реестра по каналам удаленного доступа.
Что касается ответственности нотариуса за совершаемые действия, то по новым правилам нотариус будет нести имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству, или неправомерного отказа в совершении нотариального действия, а также разглашения нотариальной тайны.
Возмещение вреда станет осуществляться за счет страхового возмещения по заключенному договору страхования риска профессиональной ответственности нотариуса, а при его недостаточности — за счет имущества нотариуса в пределах разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Причем, имущественный вред, причиненный нотариусом умышленно, будет возмещаться исключительно за счет средств, принадлежащего ему имущества.
Кроме того, нотариус не может быть привлечен к имущественной ответственности по оспоримой нотариально удостоверенной сделке, признанной впоследствии судом недействительной, если в действиях нотариуса не установлен факт отступления от правил нотариального производства.
В целях повышения экономического обеспечения деятельности нотариуса, учитывая то, что деятельность нотариата возможно путем укрепления его материальной базы при  материальной финансовой гарантированности, целесообразно перераспределить размер взимаемой государственной пошлины, в частности абзаце третьем и четвертом статьи 7 Закона Кыргызской Республики «О государственной пошлине», заменить цифры «90 и 10» на «70 и 30»  соответственно. Указанное изменение также необходимо и для реализации принципа независимости и беспристрастности нотариуса при осуществлении нотариальной деятельности, а также для обеспечения нотариусов  современной материально-технической базой.
 
  1. Единый республиканский нотариальный архив
Нотариус имеет нотариальный архив, который в отличие от архива, например, адвоката или частного юриста, не является его собственностью, а в силу характера деятельности нотариуса имеет публичный, а не частный характер.
Нотариальный архив позволяет объективному расследованию и рассмотрению дел следственными и судебными органами.
В архиве нотариальной конторы хранятся все документы об удостоверенных нотариусом сделках вместе с представленными сторонами сделки документами, включая завещания, наследственные дела, как завершенные, так и находящиеся в нотариальном производстве, другие документы. При этом срок их хранения после сдачи в архив государственных нотариальных контор составляет 10 лет, а после сдачи в республиканский архив — 75 лет, то есть содержание его достаточно затратно. Нотариус обязан обеспечить его безопасность, на нем лежит обязанность по содержанию архива, охране от посторонних лиц (поскольку вся информация нотариального архива является нотариальной тайной), обеспечению безопасности документов, обработке, выдаче соответствующих копий, справок, дубликатов.
В то же время, имеются проблемы ограниченной площади в помещении нотариуса, соответствующих условий хранения. Также не исключены и имели место факты умышленного уничтожения нотариальных актов в целях избежания ответственности.
В этой связи представляется важным на этапе реформ создание Единого республиканского нотариального архива, где будут систематизированы нотариальные документы и обеспечено надлежащее хранение всех нотариальных документов по республике.
Кроме того, планируется внесение дополнения в Закон «О нотариате» и другие нормативные правовые акты, регулирующие нотариальную деятельность, в части привлечения к дисциплинарной ответственности нотариусов за ненадлежащее хранение архивных документов и несвоевременную передачу их в соответствующий архив для последующего хранения.
При этом необходимо предусмотреть норму ответственности нотариуса за не сдачу архивных документов, поскольку нередки случаи, когда нотариус не сдав документы в архив, прекращает осуществление нотариальной деятельности.
  1. 4.                  Экономическое обеспечение нотариальной деятельности
Нотариусы являются важным источником поступления средств в местный бюджет и специальный счет Министерства юстиции.При этом нотариус должен нести не только бремя ответственности за работу нотариальной конторы, но и полную имущественную ответственность за свои действия перед лицами, в отношении которых были совершены нотариальные действия, права и интересы которых были затронуты в связи с их осуществлением. Соответственно это предполагает у нотариуса наличие материальных возможностей по возмещению причиненных его действиями убытков.
В то же время, частный нотариус работает в режиме полного самофинансирования, когда все затраты, связанные с ведением дел и функционированием нотариальной конторы он несет самостоятельно, без каких-либо дотаций со стороны бюджета.
Размеры государственной пошлины, взимаемой нотариусом при совершении нотариальных действий, определяются не произвольно нотариусом, а устанавливаются государством  (Закон Кыргызской Республики «О государственной пошлине».) Нотариус жестко связан этими ставками, размер сумм которых отражается одновременно в реестре нотариальных действий и удостоверительной надписи нотариуса в документе.
Ставки пошлины определяется на основании принципа «социального равновесия», в соответствии с которым нотариальные действия, требующие больших затрат времени, но с низкой стоимостью, либо вообще освобожденные от уплаты пошлины государством, как бы «субсидируются» за счет иных действий с высокой стоимостью.
Нотариус в силу публично-правового характера своей деятельности обязан соблюдать положения законодательства, предоставляющее льготы либо полностью освобождающее заинтересованных лиц от уплаты государственной пошлины.
Бесплатное либо льготное для заявителя совершение нотариального действия на самом деле покрывается за счет доходов нотариуса, поступающих от взимания государственной пошлины по иным нотариальным действиям. При этом в основном оформляются бесплатно наследственные дела, которые наиболее трудоемки и связаны с исследованием значительного фактического и документального материала. К нотариусам обращается значительное число граждан — инвалидов и участников войны, инвалидов труда, реабилитированных лиц и иных категорий граждан, которым правовая помощь оказывается бесплатно.
Нотариальная деятельность подлежит обязательному страхованию также за счет средств самих нотариусов.
Одновременно необходимо решение вопросов об учете всех затрат нотариусов, что позволит увидеть истинную картину доходов, расходов и реальной отдачи от нотариальной деятельности для общества и нотариуса.
В связи с вышеизложенным предполагается целесообразным рассмотрение вопроса о перераспределении размера взимаемой частными нотариусами государственной пошлины: 70 процентов в бюджет государства и 30 процентов – в распоряжение нотариуса.
В целом, нотариат весьма экономичен для граждан, поскольку размер ставок государственной пошлины, а также льготы при совершении нотариальных действий определяются государством.
При этом необходимо активизировать работу нотариусов по активной пропаганде деятельности нотариата и преимуществах нотариальной формы заверения документов.
Деятельность нотариуса должна быть понятной для общества и восприниматься им. В связи с этим, кроме ответственности за причиненный вред, нотариус должен обеспечить такой уровень взаимодействия с иными государственными и муниципальными органами, который бы исключал необходимость обращения граждан к иным, кроме нотариуса, органам в связи с принятием нотариального акта. Это позволит достичь поставленной задачи более широкого использования позитивного потенциала нотариусов, а также реформы финансирования нотариата.
 
  1. 5.                   Государственное регулирование нотариальной деятельности
Вопросы неприспособленности государственного нотариата условиям современного гражданского оборота и рынка, незаинтересованности нотариусов государственных нотариальных контор в результате своей работы, а именно в количестве и качестве совершенных нотариальных действий, необходимости дополнительного бюджетного финансирования государственного нотариата требуют решения и принятия соответствующих мер со стороны Министерства юстиции.
В этой связи следует провести мониторинг деятельности государственных нотариальных контор, анализ финансовых затрат. В рамках такого мониторинга возможна ликвидация понятий «государственный нотариус» и «частный нотариус», в результате, по опыту других стран, нотариальная деятельность осуществлялась бы «нотариусами».
Необходимо регулирование нотариального округа деятельности нотариуса в целях исключения концентрации нотариусов в городах республиканского значения, в которых в силу повышенной деловой активности возможно получение больших доходов, и одновременно – недостатка нотариусов в сельской местности.
С другой стороны, практика показывает, что частный нотариус зачастую отказывается от совершения нотариальных действий с низкой доходностью, что не может позволить себе государственный нотариус. Малообеспеченные слои населения, граждане, которые освобождены от уплаты госпошлины при совершении нотариальных действий, в подавляющей части обслуживаются государственными нотариальными конторами. В связи с этим, на данном этапе, необходимо уделять большее внимание материально-техническому оснащению государственных нотариальных контор, проведению обучения на систематической основе, использовать различные инструменты мотивации государственных нотариусов.
Также представляется важным, в свете наибольшего использования потенциала нотариуса, создание условий для предоставления государственными нотариусами большего количества платных услуг. Разумеется, для внедрения данного предложения необходимо изучение спроса граждан, а также сочетание с качественным предоставлением бесплатных услуг.
При этом следует отметить, что в настоящее время в целях улучшения качества предоставления разработаны проекты стандартов государственных услуг, оказываемых государственными нотариусами («Выезд нотариуса для совершения нотариального действия по вызову физических и юридических лиц», «Разработка проектов нетиповых документов для совершения нотариального удостоверения», «Прием и хранение нотариальных документов частных нотариусов в архив государственной нотариальной конторы»), которые находятся на стадии рассмотрения  Правительством Кыргызской Республики.
В то же время, имеющиеся случаи участия нотариусов в рейдерских и иных мошеннических сделках, требуют изменения существующего персонального состава нотариата. Ответственность за соответствие персонального состава нотариата требованиям к профессии должна быть возложена на органы юстиции, которым должны быть даны необходимые полномочия.
Действующая система выдачи лицензии на право занятия нотариальной деятельностью по результатам сдачи квалификационного экзамена не позволяет дать полную оценку профессиональным и деловым качествам претендентов. В связи с этим необходимо пересмотреть условия выдачи лицензии на право занятия нотариальной практикой.
В этой связи, в настоящее время в целях совершенствования процедуры проведения квалификационного экзамена для претендентов на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью, а также в целях обеспечения прозрачности проведения квалификационного экзамена на предмет проверки профессиональных навыков, знаний, способности применения норм законодательства, исключения коррупционных схем и человеческого фактора ведется разработка проекта Положения о Квалификационной комиссии по вопросам нотариальной деятельности, согласно которому предлагается замена бланочного тестирования компьютерным.
Кыргызское законотворчество поступательно идет по пути повышения привлекательности для граждан нотариальной формы сделок с недвижимостью, в первую очередь, с точки зрения безопасности и обеспечения гарантии своих прав. Можно сказать, что общество начало постепенно осознавать, что частная собственность нуждается в тщательном юридическом оформлении. В этом обороте недвижимости роль нотариуса будет возрастать. Таким образом, государственные органы  стараются обеспечить превентивные действия для правовой защиты имущественных отношений. Весьма привлекательно широкое внедрение и применение электронных юридических технологий в Кыргызской Республике, которые позволяют значительно упростить и ускорить обмен юридически значимыми нотариальными документами между разными странами.
Кыргызский нотариат также нуждается в пересмотре действующих правовых норм и приведении их в соответствие с происходящими изменениями в гражданском правовом обороте и частно-публичных отношениях.
Кроме того, предполагается, что будет приветствоваться и поощряться стремление нотариусов самостоятельно повышать свою квалификацию, в том числе разработка научных трудов, публикации статей по совершенствованию института нотариата, издание книг и т. д.
В заключении хочется отметить, что, несмотря на позитивные результаты, полученные вследствие реформирования нотариата за последнее десятилетие, в настоящее время можно констатировать, что нотариальная система Кыргызской Республики достигла критической точки развития, когда она более не отвечает современным требованиям стабильного и поступательного развития страны. Замкнутость нотариата, его «традиционализм» и негативные проявления консерватизма нотариальной практики привели к формированию в нашей стране в основном отрицательного отношения к нотариальной профессии. Поэтому главная мысль настоящей концепции сводится к тому, что условием сохранения института нотариата в сложившемся виде в правовой системе Кыргызской Республики, является активный поиск нотариуса своего места в системе гражданской юрисдикции, содействие в проведении судебной реформы, обеспечение выполнения правоохранительных и фискальных функций государства, естественно с учетом специфики нотариального производства.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Может ли гражданин Кыргызской Республики заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?

Каков размер минимального уставного капитала для акционерного общества?

В какие государственные органы необходимо обратиться для регистрации юридического лица?

Сколько участников требуется, чтобы зарегистрировать закрытое акционерное общество?

В какие сроки осуществляется регистрация коммерческих организаций?

Какие документы необходимы для регистрации общественного фонда?

При каких случаях требуется перерегистрация юридического лица?

С какого момента юридическое лицо считается зарегистрированным?

При каких случаях допускается отказ в регистрации юридического лица?

Что означает осуществление «государственной регистрации по принципу «единого окна»?

Можно ли осуществлять деятельность без регистрации юридического лица?

Иностранный гражданин или юридическое лицо может ли создать юридическое лицо в Кыргызстане?

Когда можно заново подать документы после отказа в регистрации юридического лица?

Что должно содержать решение о создании ОсОО?

Кто такие учредители юридического лица?

В случае изменения местонахождения юридического лица с иностранным участием необходимо ли пройти перерегистрацию?

В какой орган юстиции подаются документы для регистрации юридического лица, филиала, представительства, если его учредителем является юридическое лицо Кыргызской Республики с иностранным участием?

Необходимо ли представление учредительных документов при регистрации юридического лица, филиала, представительства?

Чем отличается филиал от представительства?

Может ли филиал или представительство выступать учредителем юридического лица?

Где можно получить образцы решений о создании юридических лиц, филиалов (представительств)?

Где можно получить информацию о зарегистрированных юридических лицах?

Какой минимальный срок предъявления претензий со стороны кредиторов ликвидируемого юридического лица?

Предусмотрена ли ответственность за непредставление сведений об изменениях руководителя юридического лица?

Существуют ли сроки, в течение которых должна быть представлена в органы юстиции выписка из реестра о том, что иностранное юридическое лицо, выступающее учредителем юридического лица на территории Кыргызской Республики, является действующим по законодательству своей страны?

Порядок проведения регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)


База данных НПА

Подробнее

Карта поставщиков юридических услуг

Подробнее

База данных Юридических лиц и СМИ

Подробнее

Регистрация юридических лиц

Подробнее

Апостилирование

Подробнее

Нотариат и адвокатура

Подробнее

7d4db68a5235974960713fc6bb5a547720170731105642.gif1a006d90a40d69b9a15aeadf2ed1250720170913044224.gif

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Новости -

Анонсы -

Блиц-опрос

Как часто Вы пользуетесь базой данных законодательства - Централизованным банком данных правовой информации (ЦБД) на нашем сайте?


Система Orphus

Старая версия сайта