ПРОТОКОЛ
заседания Межведомственной комиссии при Министерстве юстиции
Кыргызской Республики по инвентаризации нормативных правовых актов
Дата проведения: 30 сентября 2014 года г. Бишкек
Место проведения: Министерство юстиции
Присутствовали:
Министерство юстиции:
Курманбаева А.М. — Начальник Управления по
разработке проектов НПА и экспертизе законопроектов (секретарь комиссии).
Представители государственных органов:
Министерство финансов:
Молдоканова Д. - сотрудник;
Министерство внутренних дел:
Абдырахманов К.С. — начальник отделения УПО;
Министерство транспорта и коммуникаций:
Шаршекеева Н — главный специалист Управления законопроектной деятельности и правовой поддержки;
Министерство чрезвычайных ситуаций:
Абдрахманов А.А. — ведущий специалист Отдела правового обеспечения;
Министерство образования и науки:
Кадыралиева Б.Д. — главный специалист Отдела правового обеспечения;
Министерство здравоохранения:
Худайбергенов Д.А. — и.о. ведущего специалиста юридического сектора;
Министерство труда, миграции и молодежи:
Кулов И.С. — главный специалист Отдела правового обеспечения;
Государственный комитет национальной безопасности:
Бейшекеев Э.К — о/у УПО;
Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства:
Аскеев К.. — главный специалист ОПЗ ИОПО;
Государственное агентство связи:
Джеенкулова А. — ведущий специалист Управления правового обеспечения;
Государственное агентство физической культуры и спорта при Правительстве:
Эгембердиева Ж. — главный специалист Организационного отдела;
Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при
Правительстве:
Муканов Э.Т. — главный специалист Отдела правового обеспечения;
Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве :
Матисаков К.А. - главный специалист Отдела правового обеспечения;
Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве :
Океев С.К — Управление правового
обеспечения и международного
сотрудничества;
Государственная налоговая служба при Правительстве :
Болотбаев Дж.С. — старший инспектор;
Государственная таможенная служба при Правительстве :
Айтбаев Н. — старший инспектор;
Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве
Оболбекова Д.А. — главный специалист;
Государственная служба финансовой разведки при Правительстве:
Кененбаев Ч.Т. — заведующий отделом;
Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве:
Бабалиева З.З. — ведущий специалист;
Государственная служба по контролю наркотиков при Правительстве:
Думанаев М.Н. — инспектор СПО Штаба ГСКН;
Государственная пограничная служба при Правительстве:
Шабданов А. — старший офицер УПО;
Фонд государственных материальных резервов при Правительстве:
Зарнаев Э.Ж. — главный специалист
Юридического отдела;
Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве:
Джаманакунов Д.К. — главный специалист;
Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве:
Джоробеков М.Д. — специалист Юридического управления;
Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при Правительстве:
Алыбекова А.О. — главный специалист Отдела
правового обеспечения;
Социальный фонд:
Турсуналиева А.Т. — главный специалист Отдела
экспертизы и разработки НПА;
Государственная кадровая служба:
Джаманкулов А. — специалист Отдела
нормативно-правового
обеспечения;
Генеральная прокуратура:
Акматалиев - старший прокурор УПР;
Верховный суд:
Астаев Б.А. — главный специалист Отдела по работе с законодательством;
Мэрия г. Бишкек
Абдыманапова Ж.Б. — главный специалист Отдела ПО и ВПО;
Губина Л.В. — заместитель начальника Управления социального развития г. Бишкек;
Ракишев М. — начальник Управления культуры мэрии г. Бишкек;
Федерация профсоюзов Кыргызской Республики:
Омурова А.М. - старший правовой инспектор труда;
Государственная комиссия по делам религий:
Ботоев Ж.Т. — старший инспектор Отдела
правового обеспечения,
кадровой службы;
Кыргызский национальный университет:
Осмонов А.А. — юрист Юридического отдела;
Кыргызская государственная юридическая академия:
Джаманалиева М.Д. — заведующая Сектором научной экспертизы и анализа.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Утверждение повестки дня. Обсуждение рабочего порядка заседания.
2. Рассмотрение проектов нормативных правовых актов (докладчик — Министерство юстиции):
Проекты Законов Кыргызской Республики:
- 1. «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики»;
- 2. «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об охране традиционных знаний»;
- 3. «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об индивидуальном жилищном строительстве в Кыргызской Республике»;
- 4. «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О культуре»;
- 5. «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных пособиях в Кыргызской Республике»;
- 6. «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
- 7. «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об охране атмосферного воздуха»;
Проекты постановлений Правительства:
- 8. «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об условиях и порядке приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Кыргызской Республики» от 26 марта 2003 года № 169»
- 9. «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении положений, регламентирующих приватизацию государственной собственности» от 26 марта 2003 года № 168».
1. Утверждение повестки дня. Обсуждение рабочего порядка заседания.
Курманбаева А.М. – начальник Управления по разработке проектов НПА и экспертизе законопроектов Министерства юстиции, поприветствовав членов комиссии, открыла заседание и предложила перейти к обсуждению вопросов согласно повестке дня.
Курманбаевой А.М. было предложено внести замечания и предложения по повестке дня.
Представителем Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Джоробековым М.Д. было предложено снять с Повестки дня проекты постановлений Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об условиях и порядке приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Кыргызской Республики» от 26 марта 2003 года № 169» и «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении положений, регламентирующих приватизацию государственной собственности» от 26 марта 2003 года № 168». Данную причину представитель обозначенного выше государственного органа объяснил тем, что поскольку вышеуказанными проектами вносятся существенные изменения в нормативные правовые акты, которые регулируют порядок приватизации государственной собственности, Фондом государственного имущества создана рабочая группа по отмеченному вопросу. Следовательно, в целях проведения тщательного анализа изменений, вносимых в вышеуказанные постановления, а также для последующего внесения замечаний и предложений по ним было предложено снять с Повестки дня вышеупомянтуе проекты постановлений Правительтсва.
На заседании был поднят вопрос о целесообразности снятия с Повестки дня двух проектов постановлений Правительства, поскольку на заседании Межведомственной комиссии, состоявшегося 22 апреля текущего года представителем Фонда по управлению государственным имуществом при Правительстве Орозбековой А.Б. была инициирована разработка проекта постановления Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об условиях и порядке приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Кыргызской Республики» от 26 марта 2003 года № 169» Фондом по управлению государственным имуществом, в связи, с чем ею было предложено снять данный проект с рассмотрения. Также, Орозбековой А.Б. было отмечено, что данный проект постановления будет представлен на следующее заседание комиссии. По итогам обсуждения, членами было поддержана инициатива представителя обозначенного государственного органа Орозбековой А.Б., и в этой связи вышеназванный проект постановления Правительства был снят с Повестки дня заседания.
При этом, следует отметить, что Фондом по управлению государственным имуществом до сих пор не был внесен вышеупомянутый проект постановления Правительства.
Между тем, члены комиссии в итоге решили снять с Повестки дня проекты постановлений Правительства «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения об условиях и порядке приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Кыргызской Республики» от 26 марта 2003 года № 169» и «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении положений, регламентирующих приватизацию государственной собственности» от 26 марта 2003 года № 168». Вместе с тем было, отмечено о необходимости внесения на следующее заседание комиссии, доработанных проектов постановлений Правительства, которые были сняты на сегодняшнем заседании и на заседании 22 апреля 2014 года.
По остальным проектам по повестке дня замечания и предложения не поступили.
2. Рассмотрение проектов нормативных правовых актов (докладчик – Министерство юстиции).
1) По проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об индивидуальном жилищном строительстве в Кыргызской Республике».
Главный специалист Управления по разработке проектов нормативных правовых актов и экспертизе законопроектов Ипасова Н выступила с докладом о проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об индивидуальном жилищном строительстве в Кыргызской Республике». В частности, было отмечено, что данный законопроект разработан в целях исключения полномочий и функций государственных органов из указанного Закона. Поскольку, закрепление на законодательном уровне каких-либо норм, касающихся деятельности, полномочий и функций органов исполнительной власти, подчиненных Правительству Кыргызской Республики, противоречит статьям 10 и 11 конституционного Закона «О Правительстве Кыргызской Республики». При этом было отмечено о том, что в соответствии со статьями 10 и 11 конституционного Закона «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство, исходя из полномочий, указанных в настоящем конституционном Законе, вправе распределять функции по их реализации между министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и местными государственными администрациями, путем утверждения положений о них.
Представитель Министерства чрезвычайных ситуаций Абдрахманов АА. предложил в части 5 статьи 1 проекта Закона части 3 и 5 статьи 21 Закона «Об индивидуальном жилищном строительстве в Кыргызской Республике» не исключать, а признать утратившим силу.
Представитель Министерства образования и науки Кадыралиева Б.Д. предложила отложить рассмотрение вопросов по данному законопроекту, в виду отсутствия представителей Госстроя.
По итогам обсуждения членами комиссии было принято решение одобрить данный законопроект с большинством голосов «за». 6 членов комиссии высказали позицию против данного проекта, в связи с тем, что исключение полномочий государственных органов из законов может породить сложность для граждан при руководстве тем или иным нормативным правовым актами.
2) По проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об охране традиционных знаний».
Главным специалистом Управления по разработке проектов нормативных правовых актов и экспертизе законопроектов Пазыловым Э.А. по вышеотмеченному законопроекту было озвучено следующее.
Проектом Закона предлагается исключить полномочия государственных органов, подиченных Правительству, тем самым полномочия Кыргызпатента, содержащиеся в Законе «Об охране традиционных знаний».
Кроме этого, Пазыловым Э.А. было отмечено, что проектом предусматривается соответствующие изменения в статью 15 Закона «Об охране традиционных знаний». Данные попраки обясняется тем, что вышеуказанный Закон устанавливает взимание пошилины за совершение юридически значимых действий с заявителя, владельца свидетельства, за предоставление услуг, которые зачисляются на счет государственного органа. Однако, статья 3 Закона «О государственной пошлине» определяет виды юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина с физических и юридических лиц. А статья 7 упомянутого Закона устанавливает процентное соотношение поступлений в государственный бюджет пошлины при обращении в государственные органы физических и юридических лиц. Также, отмечено, что в Законе «Об охране традиционных знаний» отсутствуют нормы, которые отражены в специальном Законе «О государственной пошлине», регулирующим соответствующую сферу общественных отношений. Таким образом, во избежание коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой было инициированы попраки в статью 15 вышеупомянутого Закона.
Представитель Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Бабалиева З.З. представила в письменном виде замечания и предложения к законопроекту, которые были учтены разработчиком.
По итогам обсуждения членами комиссии было принято решение одобрить данный проект Закона, с учетом предложенных замечаний и предложений.
3) По проекту Закона Кыргызской Республики «О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики».
Главный специалист Управления по разработке проектов НПА и экспертизе законопроектов Сулайманова А. выступила с докладом по проекту Закона «О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики». Сулайманова А. по представленному законопроекту отметила о нижеследующем:
В соответствии со статьей 12 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» преамбула — самостоятельная, не являющаяся обязательной, часть нормативного правового акта, содержащая информацию о причинах, условиях и целях его принятия. Включение нормативных предписаний в преамбулу не допускается, в связи с этим предлагаем преамбулу законопроекта, признать утратившим силу.
Следует отметить, что закрепление на законодательном уровне каких-либо норм, касающихся деятельности, полномочий и функций органов исполнительной власти, подчиненных Правительству Кыргызской Республики, противоречит статьям 10 и 11 конституционного Закона «О Правительстве Кыргызской Республики».
В связи с чем, проектом Закона предлагается внести соответствующие изменения в статьи 8, 12, 13, 26, 38, 41, 46, 74 Закона «О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики», согласно которым полномочия и функции уполномоченных государственных органов исключаются.
Поскольку вопросы возмещения субъектам строительства, понесенных ими убытков в результате неправомерных действий государственного органа или органа местного самоуправления, предоставившего земельный участок под реализацию строительных намерений, разрешаются в порядке, определенном главой 26 Гражданского процессуального кодекса, часть 5 статьи 36 вышеуказанного Закона предлагается признать утратившей силу.
По итогам обсуждения членами комиссии было принято решение одобрить данный проект Закона.
4) По проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О культуре».
По обозначенному проекту Закона выступила с докладом Начальник Управления по разработке проектов нормативных правовых актов и экспертизе законопроектов Курманбаева А.М. В частности было отмечено, что предлагаемым законопроектом вносятся соответствующие поправки в статьи 1, 17, 21 и 38 «О культуре», а также признается утратившей силу статья 15 обозначенного законодательного акта, в виду того, что в перечисленных структурных элементах содержатся нормы, определяющие функции и полномочия государственных органов, подчиненных Правительству. Также законопроектом было предложено внести поправки редакционного характера.
По итогам обсуждения членами комиссии было принято решение одобрить данный проект Закона.
5) По проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных пособиях в Кыргызской Республике».
По обозаченному проекту с докладом выступила представительница Министерства юстиции Шеркулова А.Ш. В частности ею было отмечено, что законопроект направлен на устранение противоречий и пробелов в законодательстве, тем самым предлагется привести в соотвествие со статьей 6 Конституции статьи 1 и 29 Закона «О государственных пособиях в Кыргызской Республике».
Также, Шеркулова А.Ш. отметила, что представленные изменения в вышеуказанный Закон включают в себя исключения из положений Закона полномочий государственных органов исполнительной власти.
Кроме этого, в целях исключения коррупционных положений в абзаце втором части 2 статьи 12 Закона, проектом предложено признать утатившим силу обозначенный абзац части 2 статьи 12 Закона.
По итогам обсуждения членами комиссии было принято решение одобрить данный законопроект.
6) По проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
Начальник Управления по разработке проектов нормативных правовых актов и экспертизе законопроектов Курманбаева А.М. представила проект Закона «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Курманбаевой А.М. было озвучено, что представленный проект Закона также направлен на исключения полномочий министерств и ведомств из положений вышеназванного Закона. Одновременно, проектом предлагается признать утратившими силу части 3 и 4 статьи 11 Закона «О правовой охране топологий интегральных микросхем». Ввиду того, что положения названных частей статьи 11 Закона являются предметом гражданского процессуального кодекса.
По итогам обсуждения членами комиссии было принято решение одобрить данный законопроект.
7) По проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об охране атмосферного воздуха».
Ведущий специалист Управления по разработке проектов нормативных правовых актов и экспертизе законопроектов Турганбаева А.К. отметила, что представленный законопроект разработан в целях устранения противоречий в законодательстве.
Так, Турганбаева А.К. отметила, что Закон «Об охране атмосферного воздуха» регулирует отношения по использованию и охране атмосферного воздуха.
При этом, закрепление на законодательном уровне каких-либо норм, касающихся деятельности, полномочий функций органов исполнительной власти, подчиненных Правительству Кыргызской Республики, противоречит статьям 10 и 11 конституционного Закона «О Правительстве Кыргызской Республики».
Кроме этого, пунктом 11 Плана мероприятий по проведению Года укрепления государственности в Кыргызской Республике, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 марта 2014 года № 177, Министерству юстиции совместно с министерствами и ведомствами было поручено разработать проекты законов, направленных на исключение из законодательных актов положений, определяющих правовой статус, функции и полномочия государственных органов, функционирующих в системе исполнительной власти.
На основании вышеизложенного, проектом Закона предлагается внести соответствующие изменения в Закон Кыргызской Республики «Об охране атмосферного воздуха», в целях исключения полномочий и функции органов исполнительной власти, подчиненных Правительству.
По итогам обсуждения членами комиссии было принято решение одобрить данный законопроект.
Таким образом, по итогам заседания, члены Межведомственной комиссии по инвентаризации НПА решили:
1. Одобрить рассмотренные на заседании Межведомственной комиссии проекты нормативных правовых актов.
2. Министерству юстиции направить одобренные проекты НПА на согласование с министерствами и ведомствами в порядке, установленном Регламентом Правительства, утвержденным постановлением Правительства от 10 июня 2013 года № 341.
Секретарь комиссии А. Курманбаева