22 Ноябрь, 2017
Кыр Рус Eng
little middle big
fbgpgp rss
mobile logo
Министерство юстиции
Кыргызской Республики
search
Уважаемые посетители и друзья! Добро пожаловать на официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики!

С уважением, Министр юстиции Кыргызской Республики Уран Ахметов

Электронная приемная

+996 (312) 65-18-05

г. Бишкек, ул. Молодая Гвардия 32

ep@minjust.gov.kg

Пн-Пт, 09:00-18:00


Телефон доверия:

+996 (312) 65-10-10

Задать вопрос

Отчет об исполнении Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы, утвержденного постановления Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 2015 года № 170 по итогам I квартала 2017 года


Наименование субъекта противодействия коррупции: Министерство юстиции Кыргызской Республики

Период предоставления отчетности (число, месяц, год): за 1 квартал 2017 года

ФИО, должность: Зулпуев Эмир Абдиманнапович — Уполномоченный по вопросам предупреждения коррупции

Контактные данные: адрес электронной почты, номер служебного телефона: e.zulpuev.mjkr@gmail.com, 65-65-09

Задачи

Меры/Действия

Ответственный орган/Соиспол- нители

Ожидаемый результат

Дата завершения

 

I. Снижение уровня политической коррупции

 
1Обеспечить открытость и прозрачность финансирования и материального обеспечения деятельности политических партий (не связанную с выборами)1) Внесение изменений и дополнений в ЗаконКыргызской Республики «О политических партиях», предусматривающих:

 

- публикацию политическими партиями детальных отчетов их доходах и расходах;

- установление ответственности за невыполнение требования о публикации финансовых отчетов политическими партиями;

МЮ, Аппарат ПравительстваПубликации в СМИ и на сайтах политических партий информации об источниках финансирования и финансовой отчетности политических партий/доля политических партий, опубликовавших детальные отчеты о доходах и расходах; предусмотрена ответственность за несвоевременное их опубликование в печатных СМИНоябрь 2015 года 
3) внесение изменений и дополнений в Законы Кыргызской Республики «О политических партиях» и «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики«, а также в избирательное законодательство Кыргызской Республики норм, предусматривающих ответственность за нарушение порядка финансирования политических партий;МЮ, ГНС, ЦИК (по согласованию)Предотвращение нарушений политическими партиями порядка финансирования деятельности и избирательных кампаний политическими партиями/доля политических партий, привлеченных к ответственности за нарушения порядка финансирования политических партийИюль 2015 года 
4) проведение консультаций с политическими партиями и институтами гражданского общества по вопросу установления предельного размера членских взносов и разовых пожертвований физических и юридических лиц на обычную (не связанную с выборами) деятельность политических партийМЮПредложены рекомендации о внесении изменений в НПА, предусматривающие целесообразность установления предельного размера членских взносов и разовых пожертвований физических и юридических лиц на обычную (не связанную с выборами) деятельность политических партий.

 

Исключение финансовой зависимости политических партий от субъектов предпринимательства (крупных компаний, финансовых компаний), преследующих получение необоснованных выгод и преференций от крупных корпораций; экстремистских организаций и лиц, чья деятельность направлена на дестабилизацию и подрыв государственных устоев Кыргызской Республики/количество проведенных мер реагирования, выявленные факты и принятые меры

Июль 2015 года 

Отчет о выполнении

Ранее Министерством юстиции во исполнение Программы по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы, одобренной постановлением Правительства от 30 апреля 2013 года № 218 и утвержденной постановлением Жогорку Кенеша от 18 декабря 2013 года № 3694-V, был разработан проект Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Закон «О политических партиях» и Кодекс об административной ответственности) (постановление Правительства об одобрении законопроекта от 15.12.2014 г. № 704).

Задачами законопроекта были установление контроля за финансовой деятельностью политических партий путем введения законодательного ограничения по их финансированию в целях обеспечения принципов прозрачности и законности, определение административной ответственности за нарушение требований законодательства в части финансирования политических партий.

Таким образом,  вышеуказанный законопроект охватывал задачи, обозначенные в подпунктах 1,  3 и 4 пункта 1 Плана.

Законопроект был принят в первом чтении Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 15 апреля 2015 года (депутатами V созыва). При этом, 29 марта 2016 года Комитетом по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша был организован круглый стол по обсуждению вышеуказанного законопроекта. В ходе данного мероприятия депутатами и независимыми экспертами было указано о необходимости переработки Закона «О политических партий» в целом. Далее, согласно заключению вышеуказанного Комитета от 29 марта 2016 года, 14 апреля 2016 года названный законопроект был отклонен Жогорку Кенешем во втором чтении (депутатами VI созыва).

Вместе с тем, с учетом дополнительных консультаций, мнений представителей гражданского общества, государственных органов, полагаем целесообразным возобновить работу по разработке проекта Закона «О политических партиях» в новой редакции, направленного на реализацию данного пункта.

В этой связи, в адрес Центральной комиссии по выборам и проведению референдума, Генеральной прокуратуры, Министерства финансов, Государственного комитета национальной безопасности, Государственного агентства по делам местного самоуправления при Правительстве и Государственной налоговой службы при Правительстве направлено письмо за исх. № МЮ 02-6/3508 от 31 марта 2017 года с просьбой представить кандидатуры для включения в состав рабочей группы по разработке вышеуказанного законопроекта.

 
2

 Внедрить действенные механизмы прозрачности и контроля за целевым использованием средств избирательных фондов и публичную отчетность о финансировании политических партий, кандидатов и избирательных кампаний

1) Разработка и внедрение механизмов привлечения и активного участия представителей гражданского общества в мониторинге финансирования избирательных кампаний;

2) внесение дополнений в Закон Кыргызской Республики «О политических партиях» нормы, предусматривающей обязательный ежегодный аудит;

3) принятие надлежащих законодательных и административных мер по усилению прозрачности финансирования избирательных кампаний при назначении на публичные должности

ЦИК (по согласованию), МЮ

Публикация результатов мониторинга финансирования избирательных кампаний с участием представителей гражданского общества/количество отчетов и принятые меры

Сентябрь 2015 года

 

Отчет о выполнении

Поскольку ответственным исполнителем данного пункта является Центральная избирательная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики, в адрес указанного государственного органа было направлено письмо Министерства юстиции от 17.08.15 г. №02-1/9176  о необходимости организовать исполнение пункта 2 и номинирована кандидатура Зулпуева Э.А., в качестве представителя Министерства юстиции. Однако, со стороны названного государственного органа не была организована какая-либо работа.

Одновременно информируем, что  проектом Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Закон «О политических партиях» и Кодекс об административной ответственности) (постановление Правительства об одобрении законопроекта от 15.12.2014 г. № 704), также предлагалось предусмотреть обязательный ежегодный аудит деятельности политических партий. Однако в ходе рассмотрения проекта Закона Жогорку Кенешем в первом чтении, данная норма была исключена.

 

3

Имплементация норм, предусмотренных законодательством в отношении «публичных должностных лиц» (ПДЛ), в соответствии с международными правовыми инструментариями в сфере противодействия коррупции

Внесение изменений и дополнений в соответствующие НПА, с учетом введения понятия ПДЛ и определить координирующий орган и механизмы межведомственного взаимодействия в отношении ПДЛ

 

МЮ, ГСФР, Генпрокуратура (по согласованию)

 

Снижение коррупционных рисков в отношении ПДЛ, связанных с влиянием на принятие решений/публикации выявленных коррупционных рисков от вмешательства или неправомерных решений ПДЛ

 

Июль 2016 года

 

 

Отчет о выполнении

Ранее Министерством юстиции в адрес Аппарата Правительства было направлено письмо от 14 июля 2016 года №02-2/7271 о нецелесообразности внедрения в национальное законодательство понятия «публичное должностное лицо», ввиду того, что данное определение содержится в различных нормативных правовых актах. Кроме того, Министерством юстиции в адрес Министерства экономики было направлено письмо от 14 октября 2016 года №02-5/6-10542 с просьбой снять с контроля данный пункт Плана.

Вместе с тем, с учетом дополнительных консультаций Министерством юстиции было принято решение о дополнительном анализе данного вопроса, по результатам которого будут определены действующие нормативные правовые акты, требующие пересмотра.

 
4

Расширить зону ответственности должностных лиц за принятие неправомерных решений, в результате которых наносится ущерб экономике и национальным интересам КР

1) Проведение исследований нормативной правовой базы и сложившейся практики ее применения на предмет регрессного возмещения ущерба;

2) внесение изменений и дополнений в соответствующие НПА, предусматривающие ответственность должностных лиц за принятое неправомерных решений

НИСИ, МЮ, ГАС (по согласованию)

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию)

Сокращение бюджетных издержек, регрессное возмещение ущерба от неправомерных действий должностных лиц/количество проведенных мероприятий, выявленные факты, меры реагирования и сумма возмещенного ущерба, сокращение бюджетных расходов от неправомерных решений должностных лиц; снижение в % к предыдущему году

 

Декабрь 2016 года

 

 

Отчет о выполнении

По итогам проведенного анализа действующего законодательства Кыргызской Республики сообщаем, что 13 августа 2015 года № 576 принято постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах возмещения материального ущерба, причиненного должностными лицами государственных органов, в порядке регресса», регулирующее вышеуказанные вопросы.

Так, в соответствии с вышеуказанным постановлением руководители государственных органов исполнительной власти принимают меры по предъявлению обратных требований (регресс) к лицам, действия которых повлекли причинение материального ущерба государственным органам, а также ежеквартально представляют в Государственную кадровую службу Кыргызской Республики информацию о лицах, причинивших материальный ущерб соответствующему государственному органу принятием необоснованного решения об освобождении лица от занимаемой должности.

При этом, Государственной кадровой службе рекомендовано направлять информацию в Аппарат Правительства Кыргызской Республики о принятии соответствующих мер в отношении руководителей государственных органов исполнительной власти, допустивших нарушения по исполнению указанного постановления.

Также, согласно пункту 3 названного постановления Государственной кадровой службе рекомендовано внести в установленном порядке законопроект на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики, направленный на совершенствование законодательства о государственной службе, в части возмещения ущерба в порядке регресса.

Ввиду чего сообщаем, что на сегодняшний день принят Закон «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».

Статьями 33, 36 вышеуказанного Закона предусмотрена материальная ответственность государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, в том числе урегулирован порядок предъявления государственным органом или органом местного самоуправления обратных требований (регресс) к лицу, которым непосредственно совершены неправомерные действия.  Также, согласно указанному Закону, уполномоченный государственный орган создает и ведет базу данных служащих и должностных лиц, причинивших материальный ущерб государству.

Отношения, связанные с правом регресса к лицу, причинившему вред, также регулируются Гражданским кодексом Кыргызской Республики. Так, согласно статье 1009 Гражданского кодекса, государство, возместившее вред, причиненный должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, имеет право регресса к этим лицам, если их вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Ответственность за неправомерные решения должностных лиц также предусмотрена Кодексом Кыргызской Республики об административной ответственности и Уголовным кодексом Кыргызской Республики.

С учетом вышеизложенного отмечаем о наличии  нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, вытекающие из подпунктов 1 и 2  пункта 4 Плана.

В связи с чем, считаем исполненным данный пункт Плана. 

 

5

Пересмотреть положения об иммунитете должностных лиц, обеспечив, чтобы они не препятствовали эффективному расследованию и уголовному преследованию коррупционных преступлений

 

1) Внесение на общественное обсуждение вопроса об отмене неприкосновенности экс-президента;

2) введение ограниченного (функционального) иммунитета для всех должностных лиц, пользующихся неприкосновенностью и пересмотреть исключения в случае задержания в момент совершения преступления;

3) упорядочение процедур снятия неприкосновенности с депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Генерального прокурора Кыргызской Республики и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию), государственные органы

 

Неотвратимость наказания за совершенные коррупционные преступления/разработанные и утвержденные НПА по правоприменению, введен ограниченный (функциональный) иммунитет для должностных лиц, пользующихся неприкосновенностью, упорядочены процедуры снятия неприкосновенности с депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Генерального прокурора Кыргызской Республики и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики

 

Декабрь 2015 года

 

 

Отчет о выполнении

Во исполнение подпункта 1 данного пункта, Министерством юстиции был разработан проект Закона «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики» и в целях проведения общественного обсуждения, проект направлен в Аппарат Правительства для размещения на официальном сайте письмом от 17.09.2015 г. №02-2/10487. При этом, предложений по улучшению положений законопроекта, по итогам его общественного обсуждения не поступало.

Кроме того, из подпунктов 2 и 3 пункта 5 вышеуказанного Плана вытекала разработка проекта Закона, предусматривающего введение ограниченного (функционального) иммунитета для всех должностных лиц, пользующихся неприкосновенностью и пересмотр исключений в случае задержания в момент совершения преступления и упорядочение процедур снятия неприкосновенности с депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Генерального прокурора Кыргызской Республики и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики.

В этой связи, министерством проведен анализ положений нормативных правовых актов на предмет необходимости внесения соответствующих изменений, вытекающих из вышеуказанных вопросов. Кроме того, поскольку Генеральная прокуратура является соисполнителем по пункту 5 Плана мероприятий, Министерством юстиции было направлено письмо от 17.09.2015 г. за №02-1/10431 с просьбой представить предложения по реализации данного пункта.

Следует отметить, что исходя из анализа законодательства Кыргызской Республики, возникает необходимость в пересмотре отдельных положений конституционных законов «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О статусе судей Кыргызской Республики», законов «Об Омбудсмене (Акыйкатчы)», «О прокуратуре Кыргызской Республики», «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», ввиду того, что данные законы предусматривают более расширенные положения касательно неприкосновенности упомянутых должностных лиц, чем это предусмотрено в Конституции.

Между тем, поскольку в соответствии со статьей 85 Конституции Правительство подотчетно Жогорку Кенешу и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных Конституцией, на основании принципа разделения властей Министерством юстиции ранее была выражена позиция, что инициирование изменений со стороны Правительства в законы, которые являются основополагающими для указанных субъектов, является не совсем корректным. Ввиду чего, в адрес Аппарата Правительства было направлено письмо за исх. № МЮ 02-2/14248 от 31.12.2015 года с просьбой ориентировать в дальнейшем продвижении обозначенного вопроса.

Вместе с тем, 28 декабря 2016 года Президентом Кыргызской Республики, по итогам референдума, был подписан Закон «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики», в соответствии с которым в Основной закон страны вносятся концептуальные изменения.

Таким образом, на сегодняшний день перед Министерством юстиции стоит задача по приведению законодательного массива в соответствие с вновь принятыми поправками в Конституцию. Соответственно, в рамках реализации данной задачи, Министерством юстиции, в том числе будут подготовлены предложения по вопросам иммунитета соответствующих должностных лиц.

Ввиду чего в настоящее время Министерством проводится анализ законодательных актов на предмет необходимости внесения поправок в них, в части сокращения объема привилегий должностных лиц до пределов, предусмотренных Конституцией.

 
9Ввести эффективную систему защиты информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции) от произвольного увольнения со службы и притеснений1) Разработка законопроекта о защите информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции);

 

2) определение уполномоченного государственного органа, ответственного за мониторинг, выявление, предупреждение и обеспечение защиты информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции)

МЮ, ГКС (по согласованию), Генпрокуратура (по согласованию)Принят Закон Кыргызской Республики о защите информаторов и определен уполномоченный орган, ответственный за реализацию принятого Закона/количество выявленных фактов увольнения со службы или иных притеснений информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции)Декабрь 2015 года с ежеквартальным обновлением сведений 
Отчет о выполнении

 

В реализацию данного пункта Плана Министерством юстиции, в соответствии с требованиями пункта 48-1 Регламента Правительства, утвержденного постановлением Правительства от 10 июня 2013 года №341, действовавшего на тот период времени, 18 сентября 2015 года было проведено заседание по обсуждению вопроса разработки законопроекта с заинтересованными государственными органами. При этом, в рамках обсуждения был вынесен подготовленный министерством проект  Закона «О лицах, заявивших о возможных фактах коррупции».

В рамках указанного проекта предполагалось предусмотреть закрепление возможности физических лиц,  взаимодействующих со структурами, финансируемыми из государственного бюджета и иными организациями или осуществляющих в них свою трудовую деятельность, сообщать в правоохранительные органы об обнаруженном ими факте коррупции либо сокрытия налогов. В законопроекте планировалось заложить положения, которые позволят людям без опасений заявлять о фактах коррупции в соответствующие органы, поскольку им будет гарантирована государственная защита и гарантия неразглашения сведений о них. Также предлагалось запретить всякое ограничение прав работников и иных лиц, взаимодействующих с государственными структурами, их руководителями, чтобы они смогли осуществить свой гражданский долг полноценно, без всяких последствий для самих себя. Заявление о факте коррупции выражалось бы в сообщении, содержащем информацию о факте хищения государственных средств либо недопоступления  средств в бюджет государства, либо сокрытия налогов. Для того, чтобы заявляемые факты имели под собой реальную основу и не имели цели опорочить какое-либо лицо, устанавливалась обязательность подробного описания о факте коррупции либо сокрытия, в том числе, коррупционных и иных схем, а также предусматривалась ответственность за заведомо ложное сообщение о таком факте.

Вместе с тем, в ходе обсуждения указанного законопроекта, профильными государственными органами было отмечено о нецелесообразности разработки данного проекта Закона.

В первую очередь, было отмечено о неясности определения уполномоченного государственного органа, ответственного за выявление и предупреждение информаторов. Так, отмечалось, что данная формулировка  противоречит  цели  введения системы защиты информаторов, поскольку с учетом того, что задачей ответственного уполномоченного государственного органа является выявление  и  защита  информаторов,   то предупреждение информаторов никоим образом не может быть одной из функций этого органа.

Также заинтересованными государственными органами была отмечена нецелесообразность разработки и продвижения указанного законопроекта, в целом.

Между тем, пунктом 9 Плана предусмотрено введение эффективной системы защиты информаторов (служащих, сообщающих  о фактах коррупции)  от произвольного  увольнения со службы и притеснений.  При этом,  в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии коррупции» установлены основные принципы  противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также основные обязанности государственных и муниципальных служащих об уведомлении о коррупционных    правонарушениях и гарантии государственной защиты таких лиц. В связи с чем, отмечено, что проект такого Закона будет дублировать положения статей 9 и 10 Закона Кыргызской Республики «О противодействии коррупции».

Также отмечалось, что разработка законопроекта повлечет дублирование положений  Закона Кыргызской Республики «О защите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства», направленного на введение системы мер государственной защиты в отношении свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства, включающей меры безопасности и социальной защиты указанных лиц, а также определение основания и порядка их применения

Кроме того, вопросы оказания содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее-ОРД), уже закреплены в статьях 20 и 21 Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности».

Помимо этого, согласно статье 4 Закона Кыргызской Республики «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики» сведения об оказании гражданами Кыргызской Республики добровольной помощи органам национальной безопасности на негласной основе составляют государственную тайну. Кроме того, согласно вышеуказанному Закону информация, составляющая в соответствии с законодательством Кыргызской Республики государственную, служебную и коммерческую тайну, разглашению не подлежит.

Вместе с тем, мониторинг, выявление и защита информаторов включает в себя широкий круг обязанностей, которые, в настоящее время, закреплены за несколькими государственными органами.

Кроме того, действует Закон Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан», направленный на правовое регулирование отношений связанных, с реализацией права каждого на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, закрепленного Конституцией Кыргызской Республики, а также порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

На основании вышеизложенного и ввиду наличия  достаточной правовой  базы, в целях исключения возможного дублирования действующих норм, а также с учетом позиций профильных государственных органов  министерством на имя Премьер-министра  Кыргызской Республики  Т.А. Сариева   было направлено письмо от  28.12.2015 г.  за исх. № 02-7/14132  о целесообразности  исключения данного  пункта из   Плана.

При этом, в письме Аппарата Правительства Кыргызской Республики за № 29-54519 от 21.01.2016 года, направленного в адрес Министерства юстиции указано, что вопрос о целесообразности принятия данного законопроекта будет внесен на рассмотрение межведомственной рабочей группы по разработке рекомендаций по итогам третьего раунда  мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией при Генеральной прокуратуре Кыргызской Республики.

Одновременно, необходимо отметить, что в свое время группой депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был инициирован  аналогичный проект Закона Кыргызской Республики «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях», который также был направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечения защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования, устанавливает правовые и организационные основы защиты данных лиц, а также направлен на укрепление доверия населения к государству и его структурам. Данный законопроект был принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 16 ноября 2016 года, однако был возвращен с Возражением Президента от 29 декабря 2016 года для устранения недостатков и выработки согласованного варианта. Нужно отметить, что идея, заложенная в Законе, была поддержана Президентом, однако имеющиеся недостатки, выраженные в противоречиях и не проработанности самого Закона,  стали причиной не подписания Закона.

В свою очередь, нами предлагалось в рамках образования согласительной группы проработать Закон «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях» с учетом поставленных задач в подпунктах 1 и 2 пункта 9 Плана.

На сегодняшний день образована согласительная  группа и вырабатывается согласительный вариант Закона. Следует отметить, что в состав согласительной группы был включен министр юстиции Ахметов У.Т.

 
13Имплементация отдельных норм Конвенции ООН против коррупции, в части их криминализации в уголовном законодательствеВнесение изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие:

 

- введение уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;

- введение уголовной ответственности за обещание и предложение, а также просьбу и принятие обещания/предложения (взятки или иных вознаграждений) неправомерного преимущества как оконченные составы преступлений в государственном и частном секторе;

- введение в состав преступлений взяточничества в частном секторе, нематериальные выгоды

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию), государственные органыНормативные правовые акты приведены в соответствие с Конвенцией ООН против коррупции/определены подходы, предусмотрены обеспечительные меры, разработаны и направлены в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты законодательных актовИюнь 2015 года — декабрь 2016 года 

Отчет о выполнении

Пунктом 13 Плана предусматривается внесение в уголовное законодательство Кыргызской Республики поправок, предусматривающих введение уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения. Статьей 26 Конвенции ООН против коррупции предусматривается ответственность юридических лиц, согласно которой государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях,  признанных таковыми в соответствии с данной Конвенцией.

Так, Конвенция ООН против коррупции признает преступлениями: подкуп национальных публичных должностных лиц, подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, злоупотребление влиянием в корыстных целях, злоупотребление служебным положением, незаконное обогащение, подкуп в частном секторе, хищение имущества в частном секторе, отмывание доходов от преступлений, сокрытие и воспрепятствование осуществлению правосудия.

Также, вышеназванная Конвенция устанавливает, что при условии соблюдения правовых принципов Государство-участника ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-правовой или административной. Возложение такой  ответственности не наносит ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступления. Каждое Государство-участник, в частности, обеспечивает применение в отношении юридических лиц, привлекаемых к ответственности в соответствии с настоящей статьей, эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие уголовных или неуголовных санкций, включая денежные санкции.

Статьей 91 Гражданского кодекса предусмотрена ответственность юридического лица. Так согласно данной статье юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Финансируемое собственником учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении, денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.

Согласно статье 95 Гражданского кодекса юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, в случае отзыва лицензии у банков, финансово-кредитных организаций или учреждений, для которых осуществление операций, установленных в лицензии, является единственным разрешенным видом деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Исходя из этого, следует, что государственный орган, в том числе органы прокуратуры Кыргызской Республики, имеет право обратиться в суд о ликвидации юридического лица, в случае участия в коррупционных преступлениях.

В соответствии с Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 28 июля 2015 года № 200, в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности была введена статья 505-22, устанавливающая ответственность юридического лица за участие в совершении легализации (отмывания) преступных доходов либо в совершении финансирования террористической или экстремистской деятельности. Так, за участие юридического лица в совершении легализации (отмывания) преступных доходов или в коррупционных преступлениях предусматривается санкция в виде административного штрафа на юридическое лицо — десять тысяч расчетных показателей с конфискацией предметов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, и приостановлением определенного вида деятельности. Необходимость в установлении административной ответственности юридических лиц за причастность к отдельным видам преступлений вытекала из статьи 26 Конвенции ООН против коррупции.

Согласно нормам действующего Уголовного кодекса субъектами преступления признаются только физические лица, а юридические лица не подлежат юридической ответственности.

Вместе с тем, в рамках мер по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике, проводимых на основании Указа Президента Кыргызской Республики от 8 августа 2013 года № 147, был подготовлен  и принят постановлением Жогорку Кенеша КР от 22 декабря 2016 года № 1203-VI  новый Уголовный кодекс Кыргызской Республики.

Одним из новшеств в Уголовном кодексе стало внедрение института ответственности юридического лица. Так, главой 20 Кодекса предусмотрены принудительные меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц, к ним относятся штраф, ограничение прав и ликвидация юридического лица.

Принудительные меры уголовно-правового воздействия применяются в том случае, если деяние совершено от имени или посредством юридического лица физическим лицом к выгоде данного юридического лица, независимо от того, привлечено ли к уголовной ответственности такое физическое лицо. Применение таких мер в отношении юридических лиц не исключает уголовной ответственности физического лица за то же самое деяние.

Уголовный кодекс определил, что принудительные меры уголовно-правового воздействия могут быть применены в отношении юридических лиц, в случае совершения следующих преступлений:

- лжепредпринимательство (статья 213);

- организация финансовых пирамид (статья 214);

- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (статья 215);

- злоупотребление полномочиями в коммерческой или иной организации (статья 233);

- нарушение порядка проведения публичных торгов, аукционов или тендеров (статья 234);

- коммерческий подкуп (статья 237);

- незаконное получение вознаграждения служащим (статья 238);

- незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности (статья 324);

- посредничество во взяточничестве (статья 327);

- дача взятки (статья 328);

- и другие деяния против свободы человека, общественной безопасности, экологической безопасности и природной среды.

Таким образом, информируем, что новый Уголовный кодекс, принятый Жогорку Кенешем от 22 декабря 2016 года охватывает мероприятия, вытекающие из данного пункта Плана.

Учитывая вышеизложенное, считаем исполненным данный пункт Плана.

 

IV. Предотвращение коррупции путем оценки и управления коррупционными рисками

  
15Снизить коррупционные риски в органах государственной власти1) Разработка ведомственных планов по снижению коррупционных зон и рисков;

 

2) внедрение специализированных внутриведомственных систем мониторинга и оценки;

Аппарат Правительства, госорганы, ОМСУ (по согласованию)Утверждены ведомственные планы, согласованные с ОС государственных органов/осуществляется контроль за их выполнениемДекабрь 2015 года 
3) выявление коррупционных зон и рисков в деятельности государственных органов:

 

- пилотные проекты в Аппарат Правительства Кыргызской Республики и Фонде по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики;

- остальные государственные органы и ОМСУ;

Аппарат Правительства, госорганы, ОМСУ (по согласованию)Утвержден перечень коррупционных зон и рисковДекабрь 2015 года 
4) создание базы данных зон повышенного коррупционного риска и коррупционных практикАппарат Правительства, госорганы, ОМСУ (по согласованию)Создана база данныхМарт 2016 года 

Отчет о выполнении

В целях устранения возможных коррупционных зон и рисков в Министерстве юстиции Кыргызской Республики, согласно методике разработки и реализации ведомственной программы и плана мероприятий по противодействию коррупции, утвержденной распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 12 февраля 2014 года № 44-р, разработаны следующие планы:

- План мероприятий по устранению коррупционных зон и рисков в Министерстве юстиции, утвержденный приказом  Министерства юстиции  от 15 сентября 2015 г. № 117;

- согласованный с общественным советом План мероприятий Министерства юстиции по противодействию коррупции на 2016 год, утвержденный приказом Министерства юстиции от 13 июня 2016 года № 118;

- согласованный с общественным советом План мероприятий Министерства юстиции по противодействию коррупции на 2017 год, утвержденный приказом Министерства юстиции от 15 декабря 2016 года № 222.

Вместе с тем,  приказом Министерства юстиции от 9 ноября 2016 года № 199 утверждены перечни коррупционных рисков и коррупционных должностей в Министерстве юстиции Кыргызской Республики, которые направлены в адрес Аппарата Правительства Кыргызской Республики и Секретариата  Совета обороны Кыргызской Республики письмами Министерства от 09.11.16 № 02-2/11342 и 14.12.2016 г. № 02-2/12605.

Также, создана база данных зон повышенного коррупционного риска и коррупционных практик в системе Министерства юстиции.

 

V. Повышение качества проведения антикоррупционной экспертизы НПА (проектов НПА)

 
16Установить обязательность проведения антикоррупционной экспертизы НПА (проектов НПА) с отражением обоснованности, объективности и проверяемости их результатовОсуществление проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА и обеспечение публикования выводов экспертизы; ввести антикоррупционную инвентаризацию действующих правовых актов, в первую очередь в наиболее подверженных коррупции сферах регулирования, с обязательным учетом и рассмотрением секторальных коррупционных рисков; повышение компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу НПА (проектов НПА); обеспечение сотрудничества государственных органов с ИГО при проведении антикоррупционной экспертизы НПА (система общественной антикоррупционной экспертизы)МЮ, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), НКО (по согласованию)Выявление коррупциогенных факторов в проектах НПА и действующих законодательных актах с устранением необоснованно широких пределов усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции/количество НПА; публикация выводов экспертизыИюнь 2015 года 

Отчет о выполнении

В целях внедрения системной антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Министерством юстиции был инициирован проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Закон Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», Закон Кыргызской Республики «О противодействии коррупции», Закон Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики»)», который был одобрен постановлением Правительства от 12 октября 2015 года № 705 и внесен на рассмотрение Жогорку Кенеша. Однако проект Закона был отклонен Жогорку Кенешем.

Министерство юстиции в последней информации, адресованной в Аппарат Правительства, сообщало, что работа по внедрению системной антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов будет начата повторно в 2017 году.

На сегодняшний день, приказом Министерства юстиции от 30 марта 2017 года  № 57 была образована рабочая группа по разработке законопроектов по проведению антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов и их проектов.

Первое заседание рабочей группы  проведено 10 апреля 2017 года.

Кроме того, в рамках проекта Совета Европы и Европейского союза «Усиление мер по предотвращению и противодействию коррупции в Кыргызской Республике» экспертами Совета Европы подготовлен анализ системы антикоррупционной экспертизы Кыргызской Республики. На сегодняшний день, данный документ изучается Министерством юстиции.

Относительно антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов сообщаем, что с января по март 2017 года Министерством юстиции была проведена антикоррупционная экспертиза около 105 проектов нормативных правовых актов.

 

VII. Усиление взаимодействия государственных органов с гражданским обществом и повышение его информированности

 
20Создать соответствующие условия и возможности реализации гражданских инициатив, направленных на реализацию антикоррупционной политики1) Заключение меморандумов по взаимодействию государственного органа и ИГО в сфере предупреждения коррупции;

 

2) создание площадок для участия граждан в обсуждении реализации антикоррупционной политики;

3) проведение анализа основных тенденций развития взаимодействия государственных органов и гражданского общества в сфере противодействия коррупции на современном этапе;

4) внедрение образовательно-просветительских программ для ИГО

МЮ, государственные органы и ОМСУ (по согласованию), НПО (по согласованию), ОС (по согласованию)Приняты ведомственные меморандумы о взаимодействии с институтами гражданского общества, налажена обратная связь и обеспечено активное участие гражданского общества в разработке антикоррупционных мер и политик/формы и достиженияДекабрь 2015 года 

Отчет о выполнении

Министерством юстиции в 2012 году были заключены бессрочные меморандумы о сотрудничестве по вопросам противодействия коррупции с институтами гражданского общества, такими как, Правозащитный центр «Граждане против коррупции» и Антикоррупционный деловой совет Кыргызской Республики.

В связи с чем, считаем исполненным данный пункт Плана.

 
21Повысить и укрепить роль общественных советов (ОС) государственных органов в сфере противодействия коррупции1) Обучение членов ОС государственных органов правовым и институциональных механизмам предупреждения коррупции;

 

2) обеспечение прозрачности деятельности государственных органов;

3) разработка совместных коммуникационных планов взаимодействия;

4) обеспечение общественного контроля за деятельностью госорганов в сфере противодействия коррупции

МЮ, государственные органы и ОМСУ (по согласованию), НПО (по согласованию), ОС (по согласованию)Проведены обучающие семинары и тренинги, внедрены механизмы подотчетности госорганов и взаимодействия государственных органов и гражданского общества в сфере противодействия коррупции, утвержден согласованный коммуникационный план, создан действенный общественный контроль за деятельностью госорганов в сфере противодействия коррупции2015-2017 годы 

Отчет о выполнении

В связи с истечением срок деятельности общественного совета Министерства юстиции, Комиссией по отбору членов общественных советов государственных органов по настоящее время не определен состав общественного совета Министерства юстиции.

 

VIII. Снижение коррупции в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности и предоставления государственных услуг

 
22Установить диалог государственных органов с бизнес-сообществом по повышению их информированности о рисках коррупции и методов противодействия коррупции для частного сектора1) Использование существующих или создание новых площадок для проведения эффективного диалога государственных органов с бизнес-сообществом по повышению его информированности о рисках коррупции;

 

2) разработка процедур обратной связи с бизнес-сообществом, обеспечивающих его участие и возможности представлять предложения во время подготовки проектов НПА, затрагивающих интересы частного сектора;

3) оперативное рассмотрение обращений представителей бизнеса по конкретным случаям коррупционного давления и рейдерства (количество рассмотренных обращений и принятые меры)

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию), Аппарат Правительства, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), НПО (по согласованию), ОС (по согласованию)Обеспечено активное взаимодействие госорганов и бизнес-сообщества, подготовлены и реализованы предложения по улучшению законодательства и правоприменительной практики в части защиты прав частного сектора. Широкое освещение в СМИ мероприятий, проведенных с участием предпринимателей/описание мероприятий проведенных с участием представителей бизнес-сообщества в противодействии коррупцииПостоянно 

Отчет о выполнении

5 апреля 2017 года в отеле «Green-Sity» Министерством юстиции Кыргызской Республики проведена деловая встреча с предпринимателями, где присутствовали руководители отраслевых ассоциаций предпринимателей, представители коммерческих и некоммерческих организаций. Встреча проведена с целью активизации взаимодействия государственного органа с бизнесом, улучшить механизмы работы Министерства юстиции и выработать эффективные меры для разрешения существующих проблем в сфере регистрации юридических лиц.

В ходе встречи была достигнута договоренность о проведении ряда дополнительных встреч по обсуждению проблем и перспектив развития бизнес-среды.

 
26Обеспечить прозрачность в предоставлении государственных услуг1) Внедрение процедур и стандартов предоставления отдельных государственных услуг через интернет;

 

2) обеспечение доступа к данным государственных органов через интернет;

3) внедрение системы электронного документооборота в целях эффективного взаимодействия государственных органов, ОМСУ и общества;

4) публикация информации о стандартах государственных услуг, стоимости за обучение, о государственных и муниципальных платных услугах и фиксированных тарифах на них;

5) размещение перечней платных услуг в общедоступных местах;

6) внедрение механизмов ограничения личных контактов должностных лиц и клиентов (в том числе на основе принципов «единого окна»), а также сокращение установленных форм отчетности и санкций

Аппарат Правительства, государственные органы, ОМСУ (по согласованию)Обеспечена доступность услуг госорганов и ОМСУ для населения, частного сектора и НПО средствами ИКТ; экономия бюджетных средств/количество и виды сокращенных или автоматизированных государственных услуг/публикация перечня платных государственных услуг на местах их предоставления/разработаны процедуры обеспечения онлайновых услуг и повсеместно внедрены принципы единого окнаДекабрь 2016 года — постоянно 

Отчет о выполнении

- информация о стандартах государственных услуг,  государственных платных услугах, оказываемых органами юстиции и фиксированных тарифах на них, размещены на сайте Министерства юстиции и информационных стендах органов юстиции;

- с февраля 2012 года введена в действие новая усовершенствованная автоматизированная электронная база данных юридических лиц, филиалов (представительств), которая позволила существенно автоматизировать, улучшить и упростить работу сотрудников государственных органов, вовлеченных в процесс регистрации юридических лиц по принципу «единого окна»;

- ведется работа по внедрению Единой электронной базы нотариальных документов;

- ведется работа по внедрению «онлайн» регистрации организаций. Определены ее концепция и предварительный бюджет проекта.

 

IX. Антикоррупционное образование, просвещение и пропаганда

 
27Создать информационно-методическую базу по профилактике и предупреждению коррупции5) информационная поддержка работы по антикоррупционному образованию, просвещению и пропагандеMKT, ОТРК (по согласованию), государственные органыИнформированность населения о проводимой работеИюнь 2015 года с обновлением сведений по итогам каждого полугодия 

Отчет о выполнении

Приказом Министерства юстиции от 15 декабря 2016 года №222 утвержден План мероприятий министерства по противодействию коррупции на 2017 год, в котором предусмотрены мероприятия, направленные на антикоррупционное образование населения и пропаганда антикоррупционного поведения сотрудников (проведение лекций и семинаров для сотрудников органов юстиции, студентов ВУЗов и учеников общеобразовательных учреждений по вопросам предупреждения коррупции по всей территории республики). В рамках данного Плана, проведены следующие мероприятия:

- 28.02.2017 года уполномоченным по вопросам предупреждения коррупции проведен семинар по вопросам противодействия коррупции для государственных нотариусов г. Бишкек и Чуйской области, а также сотрудников Чуй-Бишкекского управления юстиции;

- подготовлен видеоролик на тему «Коррупция лишает нас самого важного», который размещен в интернет ресурсах. На сегодняшний день ведется работа по прокрутке ролика на местных телеканалах, а также функционирующих по всей территории страны (ролик выходит в эфир телеканалов «ON1» (он бир), «Пирамида», «Антен ТВ», Исык-Кульской, Нарынской областных телерадиокомпаний, «Баткен ТВ»);

- 3 марта 2017 года организована презентация вышеуказанного видеоролика  для сотрудников министерства. Также, подготовлено техническое задание для 2 новых  социальных роликов на тему противодействия коррупции;

- выпущена Памятка по вопросам противодействия коррупции для служащих органов юстиции в 2000 экземплярах, которыми обеспечены все служащие органов юстиции;

- в целях расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции среди населения состоялись 5 выступлений на телеканалах сотрудников органов юстиции по вопросам противодействия коррупции;

- 28 марта 2017 года уполномоченным по вопросам предупреждения коррупции       Э. Зулпуевым проведены лекции для учеников 9,10 и 11 классов средних школ № 9 и 68 на тему «Будущее Кыргызстана без коррупции». Также, аналогичные мероприятия проведены территориальными органами юстиции – 8 школ, 1-ВУЗ;

- в министерстве юстиции, его подведомственных и территориальных органах утверждены медиа-планы по выступлению сотрудников органов юстиции в СМИ. Министерством направлены циркулярные письма в территориальные органы юстиции о необходимости усилить работу по распространению знаний по вопросам предупреждения коррупции среди населения, в том числе при проведении лекций и семинаров  (Медиа планы дополнены мероприятиями по выступлению в СМИ и публикациями статей по распространению знаний по вопросам предупреждения коррупции среди населения).

- запущен цикл телепроекта «Знай свои права!» на телеканале «Пирамида», в рамках которого состоялось 2 выступления по вопросам предупреждения коррупции;

Кроме того, необходимо отметить, что Министерством юстиции в рамках осуществления правовой пропаганды, расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции среди населения, разработаны Концепция повышения правовой культуры населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы и План мероприятий по ее реализации (утверждены постановлением Правительства Кыргызской Республики от 14 марта 2016 года № 122).

Во исполнение названного Плана мероприятий министерством проведена нижеследующая работа:

- для детей школьного возраста изготавливается 2-й сезон по 5 серий на государственном и официальном языке выпусков телепроекта «Азбука права», которые будет транслироваться на телеканалах и в сети Интернет;

- в целях подготовки сотрудников Министерства юстиции и сотрудников других государственных органов по реализации вышеуказанной Концепции к проведению лекций для учащихся образовательных школ и студентов ВУЗов при содействии Представительства Института по освещению войны и мира (IWPR) проведен практический тренинг-семинар «Эффективные лекции по правовой культуре для молодежи»;

- проведены лекции сотрудниками юстиции по правовым вопросам в 24 школах и ВУЗах;

- совместно с ОТРК запущена телепередача «Судебные слушания», в рамках которого планируется создать сценарий, связанный с антикоррупционным уклоном. В настоящее время ОТРК осуществила съемки по темам «Выдача кредитов», «Раздел имущества» и «Мошенничество по документам квартир»;

Также, приказом министерства от 6 февраля 2017 года № 18 утвержден механизм реализации вышеуказанного Плана, предусматривающий такие мероприятия, как запуск образовательных медиапроектов по повышению уровня правовой культуры граждан через СМИ и интернет пространства, разъяснительные лекции/семинары в общеобразовательных организациях и ВУЗах на правовую тематику и т.п.

 
28

Внедрить антикоррупционное обучение, просвещение и пропаганду

4) проведение регулярных отчетов перед населением руководителей государственных органов и ОМСУ о принимаемых мерах по противодействию коррупции

Государственные органы, ОМСУ (по согласованию)

Информированность населения о проводимой работе

Постоянно

 

Отчет о выполнении

За отчетный период состоялось  37 выступлений руководства Министерства юстиции, сотрудников Центрального Аппарата и территориальных подразделений в следующих теле и радиокомпаниях: ТВ «Пирамида»,  Общественная телерадиокорпорация, ГТРК «ЭлТР», Чуйское областное ТВ «Сары – Озон», Иссык-Кульское областное телевидение, Таласское областное телевидение, Баткенское областное телевидение, Нарынская областная телерадиокомпания, Радио «Манас», Радио «Марал», «Биринчи радио», «Европа плюс», «Волна Иссык-Куля».

 
                   

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Может ли гражданин Кыргызской Республики заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?

Каков размер минимального уставного капитала для акционерного общества?

В какие государственные органы необходимо обратиться для регистрации юридического лица?

Сколько участников требуется, чтобы зарегистрировать закрытое акционерное общество?

В какие сроки осуществляется регистрация коммерческих организаций?

Какие документы необходимы для регистрации общественного фонда?

При каких случаях требуется перерегистрация юридического лица?

С какого момента юридическое лицо считается зарегистрированным?

При каких случаях допускается отказ в регистрации юридического лица?

Что означает осуществление «государственной регистрации по принципу «единого окна»?

Можно ли осуществлять деятельность без регистрации юридического лица?

Иностранный гражданин или юридическое лицо может ли создать юридическое лицо в Кыргызстане?

Когда можно заново подать документы после отказа в регистрации юридического лица?

Что должно содержать решение о создании ОсОО?

Кто такие учредители юридического лица?

В случае изменения местонахождения юридического лица с иностранным участием необходимо ли пройти перерегистрацию?

В какой орган юстиции подаются документы для регистрации юридического лица, филиала, представительства, если его учредителем является юридическое лицо Кыргызской Республики с иностранным участием?

Необходимо ли представление учредительных документов при регистрации юридического лица, филиала, представительства?

Чем отличается филиал от представительства?

Может ли филиал или представительство выступать учредителем юридического лица?

Где можно получить образцы решений о создании юридических лиц, филиалов (представительств)?

Где можно получить информацию о зарегистрированных юридических лицах?

Какой минимальный срок предъявления претензий со стороны кредиторов ликвидируемого юридического лица?

Предусмотрена ли ответственность за непредставление сведений об изменениях руководителя юридического лица?

Существуют ли сроки, в течение которых должна быть представлена в органы юстиции выписка из реестра о том, что иностранное юридическое лицо, выступающее учредителем юридического лица на территории Кыргызской Республики, является действующим по законодательству своей страны?

Порядок проведения регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)


База данных НПА

Подробнее

Карта поставщиков юридических услуг

Подробнее

База данных Юридических лиц и СМИ

Подробнее

Регистрация юридических лиц

Подробнее

Апостилирование

Подробнее

Нотариат и адвокатура

Подробнее

7d4db68a5235974960713fc6bb5a547720170731105642.gif1a006d90a40d69b9a15aeadf2ed1250720170913044224.gif

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Новости -

Анонсы -

Блиц-опрос

Предоставление каких услуг, оказываемых Министерством юстиции, вызывает у Вас наибольший интерес?


Система Orphus

Старая версия сайта