12 Декабрь, 2017
Кыр Рус Eng
little middle big
fbgpgp rss
mobile logo
Министерство юстиции
Кыргызской Республики
search
Уважаемые посетители и друзья! Добро пожаловать на официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики!

С уважением, Министр юстиции Кыргызской Республики Уран Ахметов

Электронная приемная

+996 (312) 65-18-05

г. Бишкек, ул. Молодая Гвардия 32

ep@minjust.gov.kg

Пн-Пт, 09:00-18:00


Телефон доверия:

+996 (312) 65-10-10

Задать вопрос

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 2015 года № 170


Об утверждении Плана мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы

(В редакции постановления Правительства КР от 16 июня 2015 года № 364)

В целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции» от 2 февраля 2012 года № 26, дальнейшего укрепления институтов противодействия коррупции, придания системности в устранении коренных причин коррупции, консолидации усилий государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан в сфере противодействия коррупции на 2015-2017 годы, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить План мероприятий государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы (далее — План) согласно приложению.

2. Министерствам, государственному комитету, административным ведомствам и иным органам государственной власти, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления (по согласованию):

- принять исчерпывающие меры по неукоснительному исполнению Плана в установленные сроки;

- ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию об исполнении Плана и ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции в Министерство экономики Кыргызской Республики;

- реализацию Плана мероприятий осуществлять в пределах средств, предусмотренных республиканским бюджетом Кыргызской Республики.

3. Определить Министерство экономики Кыргызской Республики Секретариатом (рабочим органом) Правительства Кыргызской Республики по оценке и мониторингу реализации Плана и ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции.

(В редакции постановления Правительства КР от 16 июня 2015 года № 364)

4. Министерству экономики Кыргызской Республики:

- по итогам каждого полугодия в установленном порядке представлять в Правительство Кыргызской Республики сводный отчет о ходе реализации антикоррупционной политики и Плана для рассмотрения на заседаниях Правительства Кыргызской Республики;

- ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию об исполнении Плана и ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции в секретариат Совета обороны Кыргызской Республики;

- обеспечить организацию и координацию работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам реализации политики по предупреждению коррупции и исполнения Плана во взаимодействии с уполномоченными по вопросам предупреждения коррупции, назначенными в соответствии с распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 28 ноября 2014 года № 531-р.

5. Возложить персональную ответственность за исполнение настоящего постановления на руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

6. Признать утратившими силу:

- постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы» от 30 августа 2012 года № 596;

- п.35 приложения к постановлению Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» от 1 июля 2013 года № 395;

- постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы» от 30 августа 2012 года № 596″ от 11 апреля 2014 года № 209.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел антикоррупционной политики Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

(В редакции постановления Правительства КР от 16 июня 2015 года № 364)

8. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Опубликовано в приложении к газете «Эркин Тоо» «Нормативные акты Правительства Кыргызской  Республики» от 31 марта 2015 года N 5-6 (482-483)

 

Премьер-министр Кыргызской Республики Дж.Оторбаев

 

Приложение

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
государственных органов Кыргызской Республики по выполнению Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики на 2015-2017 годы


п.п.

Задачи

Меры/Действия

Срок реализации

Ответственный исполнитель, соисполнители

Ожидаемые результаты/индикаторы

1

2

3

4

5

6

I. Снижение уровня политической коррупции

1

Обеспечить открытость и прозрачность финансирования и материального обеспечения деятельности политических партий (не связанную с выборами)

1) Внесение изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О политических партиях», предусматривающих:

- публикацию политическими партиями детальных отчетов их доходах и расходах;

- установление ответственности за невыполнение требования о публикации финансовых отчетов политическими партиями;

Ноябрь 2015 года

МЮ, МЭ

Публикации в СМИ и на сайтах политических партий информации об источниках финансирования и финансовой отчетности политических партий/доля политических партий, опубликовавших детальные отчеты о доходах и расходах; предусмотрена ответственность за несвоевременное их опубликование в печатных СМИ

2) осуществление мониторинга финансирования политических партий (в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции);

Ежегодно

ЦИК (по согласованию), ГНС, ГСФР

Контроль за финансированием политических партий/факты выявленных нарушений при финансировании политических партий

3) внесение изменений и дополнений в Законы Кыргызской Республики «О политических партиях» и «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», а также в избирательное законодательство Кыргызской Республики норм, предусматривающих ответственность за нарушение порядка финансирования политических партий;

Июль 2015 года

МЮ, ГНС, ЦИК (по согласованию)

Предотвращение нарушений политическими партиями порядка финансирования деятельности и избирательных кампаний политическими партиями/доля политических партий, привлеченных к ответственности за нарушения порядка финансирования политических партий

4) проведение консультаций с политическими партиями и институтами гражданского общества по вопросу установления предельного размера членских взносов и разовых пожертвований физических и юридических лиц на обычную (не связанную с выборами) деятельность политических партий

Июль 2015 года

МЮ

Предложены рекомендации о внесении изменений в НПА, предусматривающие целесообразность установления предельного размера членских взносов и разовых пожертвований физических и юридических лиц на обычную (не связанную с выборами) деятельность политических партий.

Исключение финансовой зависимости политических партий от субъектов предпринимательства (крупных компаний, финансовых компаний), преследующих получение необоснованных выгод и преференций от крупных корпораций; экстремистских организаций и лиц, чья деятельность направлена на дестабилизацию и подрыв государственных устоев Кыргызской Республики/количество проведенных мер реагирования, выявленные факты и принятые меры

2

Внедрить действенные механизмы прозрачности и контроля за целевым использованием средств избирательных фондов и публичную отчетность о финансировании политических партий, кандидатов и избирательных кампаний

1) Разработка и внедрение механизмов привлечения и активного участия представителей гражданского общества в мониторинге финансирования избирательных кампаний;

2) внесение дополнений в Закон Кыргызской Республики «О политических партиях» нормы, предусматривающей обязательный ежегодный аудит;

3) принятие надлежащих законодательных и административных мер по усилению прозрачности финансирования избирательных кампаний при назначении на публичные должности

Сентябрь 2015 года

ЦИК (по согласованию), МЮ

Публикация результатов мониторинга финансирования избирательных кампаний с участием представителей гражданского общества/количество отчетов и принятые меры

3

Имплементация норм, предусмотренных законодательством в отношении «публичных должностных лиц» (ПДЛ), в соответствии с международными правовыми инструментариями в сфере противодействия коррупции

Внесение изменений и дополнений в соответствующие НПА, с учетом введения понятия ПДЛ и определить координирующий орган и механизмы межведомственного взаимодействия в отношении ПДЛ

Июль 2016 года

МЮ, ГСФР, Генпрокуратура (по согласованию)

Снижение коррупционных рисков в отношении ПДЛ, связанных с влиянием на принятие решений/публикации выявленных коррупционных рисков от вмешательства или неправомерных решений ПДЛ

4

Расширить зону ответственности должностных лиц за принятие неправомерных решений, в результате которых наносится ущерб экономике и национальным интересам КР

1) Проведение исследований нормативной правовой базы и сложившейся практики ее применения на предмет регрессного возмещения ущерба;

Декабрь 2016 года

НИСИ, МЮ, ГАС (по согласованию)

Сокращение бюджетных издержек, регрессное возмещение ущерба от неправомерных действий должностных лиц/количество проведенных мероприятий, выявленные факты, меры реагирования и сумма возмещенного ущерба, сокращение бюджетных расходов от неправомерных решений должностных лиц; снижение в % к предыдущему году

2) внесение изменений и дополнений в соответствующие НПА, предусматривающие ответственность должностных лиц за принятое неправомерных решений

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию)

5

Пересмотреть положения об иммунитете должностных лиц, обеспечив, чтобы они не препятствовали эффективному расследованию и уголовному преследованию коррупционных преступлений

1) Внесение на общественное обсуждение вопроса об отмене неприкосновенности экс-президента;

2) введение ограниченного (функционального) иммунитета для всех должностных лиц, пользующихся неприкосновенностью и пересмотреть исключения в случае задержания в момент совершения преступления;

3) упорядочение процедур снятия неприкосновенности с депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Генерального прокурора Кыргызской Республики и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики

Декабрь 2015 года

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию), государственные органы

Неотвратимость наказания за совершенные коррупционные преступления/разработанные и утвержденные НПА по правоприменению, введен ограниченный (функциональный) иммунитет для должностных лиц, пользующихся неприкосновенностью, упорядочены процедуры снятия неприкосновенности с депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Генерального прокурора Кыргызской Республики и Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики

II. Повышение эффективности правоохранительной деятельности в сфере противодействия коррупции

6

Обеспечить профессиональную неподкупность государственных служащих на основе выявления и устранения уязвимости и рисков, побуждающих или способствующих совершению коррупционных правонарушений

Разработка проекта Закона Кыргызской Республики «О тестировании профессиональной неподкупности государственных служащих» с определением принципов, средств, методов, процедур и правовых последствий тестирования профессиональной неподкупности в государственных органах, подверженных рискам коррупции

Разработать и внести в ЖК Кыргызской Республики, октябрь 2015 года

АКС, МЮ, Генпрокуратура (по согласованию)

Обеспечение профессиональной неподкупности, предупреждения и борьбы с коррупцией в государственных органах; выявление, оценка и устранение уязвимости и рисков, побуждающих или способствующих совершению актов коррупции, актов, смежных с коррупцией, или фактов коррупционного поведения/разработка и принятие законопроекта, количество проведенных мероприятий и принятые меры

7

Совершенствовать методологию сбора и обработки статистики преступлений, связанных с коррупцией, с обеспечением их опубликования

1) Формирование достоверной статистической информации о выявлении, расследовании и судебном рассмотрении коррупционных преступлений и объективной оценке состояния работы в этом направлении;

2) подготовка аналитических отчетов с представлением информации в Министерство экономики Кыргызской Республики для обобщения;

3) создание базы данных по коррупционным преступлениям;

4) предоставление доступа к базе данных на сайте Генпрокуратуры

Декабрь 2015 года

Генпрокуратура (по согласованию), правоохранительные органы

Разработан и утвержден единый перечень преступлений, связанных с коррупцией/принята инструкция по сбору и обработке статистики по коррупционным преступлениям; обеспечена публикация статистических данных по коррупционным преступлениям, отчеты предоставлены в МЭ

8

Обеспечить действенный механизм системы защиты свидетелей, потерпевших, судебных заседателей и других участников уголовного процесса

1) Создание специализированных институций по обеспечению защиты свидетелей, потерпевших, судебных заседателей и других участников уголовного процесса в правоохранительных органах (в пределах бюджетного плана);

2) разработка и внедрение системы защиты свидетелей, потерпевших, судебных заседателей и других участников уголовного процесса, приемлемой в условиях Кыргызской Республики

Декабрь 2015 года с ежеквартальным обновлением сведений

МВД, Генпрокуратура (по согласованию), правоохранительные органы

Созданы специализированные подразделения по обеспечению защиты свидетелей, потерпевших, судебных заседателей и других участников уголовного процесса, разработана правоприменительная практика системы защиты участников уголовного процесса/количество проведенных мероприятий

9

Ввести эффективную систему защиты информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции) от произвольного увольнения со службы и притеснений

1) Разработка законопроекта о защите информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции);

2) определение уполномоченного государственного органа, ответственного за мониторинг, выявление, предупреждение и обеспечение защиты информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции)

Декабрь 2015 года с ежеквартальным обновлением сведений

МЮ, ГКС (по согласованию), Генпрокуратура (по согласованию)

Принят Закон Кыргызской Республики о защите информаторов и определен уполномоченный орган, ответственный за реализацию принятого Закона/количество выявленных фактов увольнения со службы или иных притеснений информаторов (служащих, сообщающих о фактах коррупции)

10

Повысить эффективность межведомственного взаимодействия в предупреждении, выявлении, пресечении коррупционных преступлений

1) Нормативное закрепление и отработка системы межведомственного взаимодействия;

2) проведение совместных целенаправленных оперативно-розыскных мероприятий по пресечению незаконных действий лиц и организаций, причастных к коррупционной деятельности, со стороны правоохранительных органов, при наличии достоверной гласной, негласной оперативной информации;

3) разработать и внедрить действенные механизмы мотивации сотрудников правоохранительных органов

Декабрь 2015 года, обновление информации (1 раз в полгода)

Генпрокуратура (по согласованию), правоохранительные органы

Оперативность процесса проверки поступающей информации конкретным правоохранительным органом в разрезе функциональной ответственности/среднее время от начала расследования до передачи дела в суд или время, в течение которого 90% таких дел передаются в суд; процент дел, возвращенных из суда на дополнительное расследование; недостатки в расследованиях, другим образом выявленные в суде; процент оправдательных приговоров, принят НПА по мотивации сотрудников

11

Предоставить доступ сотрудников правоохранительных органов к банковской тайне, налоговой и таможенной информации до возбуждения уголовного дела, обеспечив при этом гарантии надлежащей защиты персональных данных

Внести изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О банковской тайне»

Декабрь 2015 года

Генпрокуратура (по согласованию), Нацбанк (по согласованию), ГНИ, ГТС, МЭ, МЮ

Повышение эффективности расследования коррупционных преступлений; отсутствие отсылочных и альтернативных норм, дающих возможность вариативности в принятии решений по коррупционным преступлениям/приняты НПА или отработан механизм по обеспечению доступа сотрудников правоохранительных органов к банковской тайне, налоговой и таможенной информации до формального возбуждения уголовного дела

12

Присоединиться к антикоррупционным конвенциям Совета Европы

Ратификация антикоррупционных конвенций Совета Европы об уголовной и гражданской ответственности за коррупционные преступления (включение Кыргызстана в Группу государств против коррупции (ГРЕКО))

Декабрь 2015 года

Генпрокуратура (по согласованию), МИД, МЮ

Ратифицированы антикоррупционные конвенции Совета Европы об уголовной и гражданской ответственности за коррупционные преступления (членство Кыргызстана в ГРЕКО)

13

Имплементация отдельных норм Конвенции ООН против коррупции, в части их криминализации в уголовном законодательстве

Внесение изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие:

- введение уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;

- введение уголовной ответственности за обещание и предложение, а также просьбу и принятие обещания/предложения (взятки или иных вознаграждений) неправомерного преимущества как оконченные составы преступлений в государственном и частном секторе;

- введение в состав преступлений взяточничества в частном секторе, нематериальные выгоды

Июнь 2015 года — декабрь 2016 года

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию), государственные органы

Нормативные правовые акты приведены в соответствие с Конвенцией ООН против коррупции/определены подходы, предусмотрены обеспечительные меры, разработаны и направлены в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты законодательных актов

III. Повышение эффективности судебной системы в сфере противодействия коррупции

14

Усилить гарантии независимости судебной власти

1) Введение ответственности должностных лиц судебной власти за несообщение о фактах вмешательства в деятельность судей;

2) обеспечение внедрения на практике системы автоматического распределения судебных дел, открытость информации о таком распределении и опубликование в интернете судебных решений;

3) повышение прозрачности рассмотрения дисциплинарных материалов на судей;

4) установка в служебных кабинетах судей и в залах судебных заседаний постоянного систем видеонаблюдения, постоянной системы записи разговоров по служебному телефону судей

Декабрь 2015 года с обновлением сведений по итогам каждого полугодия

Верховный суд (по согласованию), Совет судей (по согласованию)

(*) Отчетность в порядке предоставления информации

Созданы гарантии по обеспечению независимости судей, их несменяемости и увольнения/приняты процедуры привлечения судей к дисциплинарной ответственности; инсталлирована программа автоматического распределения судебных дел; упорядочены процедуры пересмотра судебных решений в порядке надзора

IV. Предотвращение коррупции путем оценки и управления коррупционными рисками

15

Снизить коррупционные риски в органах государственной власти

1) Разработка ведомственных планов по снижению коррупционных зон и рисков;

2) внедрение специализированных внутриведомственных систем мониторинга и оценки;

Декабрь 2015 года

МЭ, госорганы, ОМСУ (по согласованию)

Утверждены ведомственные планы, согласованные с ОС государственных органов/осуществляется контроль за их выполнением

3) выявление коррупционных зон и рисков в деятельности государственных органов:

- пилотные проекты в Министерстве экономики Кыргызской Республики и Фонде по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики;

- остальные государственные органы и ОМСУ;

Декабрь 2015 года

МЭ, госорганы, ОМСУ (по согласованию)

Утвержден перечень коррупционных зон и рисков

4) создание базы данных зон повышенного коррупционного риска и коррупционных практик

Март 2016 года

МЭ, госорганы, ОМСУ (по согласованию)

Создана база данных

V. Повышение качества проведения антикоррупционной экспертизы НПА (проектов НПА)

16

Установить обязательность проведения антикоррупционной экспертизы НПА (проектов НПА) с отражением обоснованности, объективности и проверяемости их результатов

Осуществление проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА и обеспечение публикования выводов экспертизы; ввести антикоррупционную инвентаризацию действующих правовых актов, в первую очередь в наиболее подверженных коррупции сферах регулирования, с обязательным учетом и рассмотрением секторальных коррупционных рисков; повышение компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу НПА (проектов НПА); обеспечение сотрудничества государственных органов с ИГО при проведении антикоррупционной экспертизы НПА (система общественной антикоррупционной экспертизы)

Июнь 2015 года

МЮ, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), НКО (по согласованию)

Выявление коррупциогенных факторов в проектах НПА и действующих законодательных актах с устранением необоснованно широких пределов усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции/количество НПА; публикация выводов экспертизы

17

Снизить административную и регулятивную нагрузку государства на предпринимательскую деятельность на основе применения «принципа гильотины»

Проведение автоматизированного систематического анализа НПА, оказывающих влияние на предпринимательскую деятельность и устранение регулятивных барьеров, необоснованных и неприемлемых для рыночной экономики (с обязательным проведением антикоррупционной экспертизы)

Декабрь 2015 года

МЭ, МЮ, государственные органы, проект по регуляторной реформе ОБСЕ (по согласованию)

Создание стабильного законодательства, способствующего развитию бизнес-среды и улучшению инвестиционного климата, а также снижение вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности/количество НПА

VI. Оценка, предотвращение и управление конфликтом интересов

18

Разработать и внедрить правовые и институциональные основы оценки и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1) Разработка проекта Закона Кыргызской Республики «О конфликте интересов» с определением комплекса факторов, влияющих на успешность управления конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе;

Октябрь 2015 года

МЭ

Принят Закон Кыргызской Республики «О конфликте интересов»

2) определение ключевой структуры по формированию и реализации политики и процедур в области конфликта интересов;

Декабрь 2015 года

ГКС (по согласованию), МЭ

Подготовлен проект НПА

3) обеспечение четких и реалистичных описаний обстоятельств и отношений, которые могут приводить к ситуациям конфликта интересов;

Октябрь 2015 года

Уполномоченный орган, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), предприятия с государственной долей участия

Разработан перечень типичных ситуаций, приводящих к конфликту интересов/количество выявленных фактов конфликта интересов и принятые по ним меры

4) возложить функции по обеспечению декларирования публичных и частных интересов сотрудников органов государственной власти на статс-секретарей или руководителей аппаратов государственных органов

Декабрь 2015 года

ГКС (по согласованию), МЭ

Внесены изменения и дополнения во Временное положение о порядке проведения мониторинга соблюдения законодательства в сфере государственной службы в государственных органах, предусматривающие мониторинг состояния декларирования публичных и частных интересов государственными служащими/осуществляется мониторинг

VII. Усиление взаимодействия государственных органов с гражданским обществом и повышение его информированности

19

Создать механизмы по активизации деятельности общественности, направленной на решительные действия по борьбе с коррупцией, нарушениями прав и свобод граждан Кыргызской Республики

1) Распространение практики создания антикоррупционного форума на региональном уровне;

2) проведение в регионах встреч с активистами местных НПО, СМИ, депутатами местных кенешей и работниками ОМСУ для изучения проблем борьбы с коррупцией на местах;

3) активизация участия граждан на местах по обсуждению хода реализации антикоррупционной Программы Правительства Кыргызской Республики путем проведения общественных слушаний

Декабрь 2015 года

ГАМСУМО, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), ОС (по согласованию), НПО (по согласованию)

Антикоррупционные форумы в регионах, постоянно действующая диалоговая площадка с участием руководителей государственных органов, ОМСУ, представителей гражданского сектора и независимых экспертов, активизация граждан на местах по обсуждению антикоррупционных мер/количество проведенных мероприятий

20

Создать соответствующие условия и возможности реализации гражданских инициатив, направленных на реализацию антикоррупционной политики

1) Заключение меморандумов по взаимодействию государственного органа и ИГО в сфере предупреждения коррупции;

2) создание площадок для участия граждан в обсуждении реализации антикоррупционной политики;

3) проведение анализа основных тенденций развития взаимодействия государственных органов и гражданского общества в сфере противодействия коррупции на современном этапе;

4) внедрение образовательно-просветительских программ для ИГО

Декабрь 2015 года

МЮ, государственные органы и ОМСУ (по согласованию), НПО (по согласованию), ОС (по согласованию)

Приняты ведомственные меморандумы о взаимодействии с институтами гражданского общества, налажена обратная связь и обеспечено активное участие гражданского общества в разработке антикоррупционных мер и политик/формы и достижения

21

Повысить и укрепить роль общественных советов (ОС) государственных органов в сфере противодействия коррупции

1) Обучение членов ОС государственных органов правовым и институциональных механизмам предупреждения коррупции;

2) обеспечение прозрачности деятельности государственных органов;

3) разработка совместных коммуникационных планов взаимодействия;

4) обеспечение общественного контроля за деятельностью госорганов в сфере противодействия коррупции

2015-2017 годы

МЮ, государственные органы и ОМСУ (по согласованию), НПО (по согласованию), ОС (по согласованию)

Проведены обучающие семинары и тренинги, внедрены механизмы подотчетности госорганов и взаимодействия государственных органов и гражданского общества в сфере противодействия коррупции, утвержден согласованный коммуникационный план, создан действенный общественный контроль за деятельностью госорганов в сфере противодействия коррупции

VIII. Снижение коррупции в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности и предоставления государственных услуг

22

Установить диалог государственных органов с бизнес-сообществом по повышению их информированности о рисках коррупции и методов противодействия коррупции для частного сектора

1) Использование существующих или создание новых площадок для проведения эффективного диалога государственных органов с бизнес-сообществом по повышению его информированности о рисках коррупции;

2) разработка процедур обратной связи с бизнес-сообществом, обеспечивающих его участие и возможности представлять предложения во время подготовки проектов НПА, затрагивающих интересы частного сектора;

3) оперативное рассмотрение обращений представителей бизнеса по конкретным случаям коррупционного давления и рейдерства (количество рассмотренных обращений и принятые меры)

Постоянно

МЮ, Генпрокуратура (по согласованию), МЭ, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), НПО (по согласованию), ОС (по согласованию)

Обеспечено активное взаимодействие госорганов и бизнес-сообщества, подготовлены и реализованы предложения по улучшению законодательства и правоприменительной практики в части защиты прав частного сектора. Широкое освещение в СМИ мероприятий, проведенных с участием предпринимателей/описание мероприятий проведенных с участием представителей бизнес-сообщества в противодействии коррупции

23

Содействовать бизнес-сообществам и общественным организациям при внедрении этических стандартов и добросовестного управления

1) Содействие бизнес-сообществу в разработке этических стандартов и добросовестного управления;

2) проведение обучения применению корпоративных правил соблюдения добросовестности в бизнесе;

3) продвижение корпоративных правил (compliance) с надлежащим учетом передовой международной практики и стандартов, в частности Приложения 2 к Рекомендации Совета ОЭСР от 26.11.2009 года

Декабрь 2015 года

МЭ, ТПП (по согласованию), бизнес-ассоциации (по согласованию)

Наличие корпоративных этических стандартов/количество и тематика проведенных обучающих семинаров/внедрение правил и систем комплайенс (compliance)

24

Расширение возможности формирования массива финансовых показателей субъектов экономической деятельности в целях противодействия коррупционным правонарушениям

1) Расширение сферы и совершенствование механизма обмена информацией на уровне баз данных государственных органов;

2) разработка и реализация дополнительных возможностей ИСНАК по использованию аналитических данных ГНС и третьих сторон, в том числе путем сопоставления данных;

3) создание аналитического подразделения, использующего современные методики аналитической работы

Декабрь 2016 года

ГНС, ГТС, СФ, ГРС, МЭ, МВД, ГСФР, НСК, государственные органы и ОМСУ (по согласованию)

Функционирует информационный банк, реализован комплекс организационных и методологических мер по выявлению и оценке скрытых и незаконных объемов производства товаров и услуг во всех секторах и отраслях экономики; организована работа по взаимодействию госорганов/результаты проведенных мероприятий

25

Ввести механизмы и процедуры применения санкций к организациям различных форм собственности, участвующим в коррупционной деятельности

1) Разработка проектов НПА, предусматривающих санкции за коррупционную деятельность, в том числе запрет на получение кредитов, отзыв лицензий, введение моратория на заключение контрактов по государственным поставкам;

2) составление и сопровождение «черного списка» организаций различных форм собственности, участвующих в коррупционной деятельности

Постоянно

МФ, МЭ, ГНС, ГТС, МЮ

Устранение коррупционных схем в сфере предпринимательства/количество выявленных нарушений с описанием принятых санкций/наличие перечня организаций участвующих в коррупционной деятельности

26

Обеспечить прозрачность в предоставлении государственных услуг

1) Внедрение процедур и стандартов предоставления отдельных государственных услуг через интернет;

2) обеспечение доступа к данным государственных органов через интернет;

3) внедрение системы электронного документооборота в целях эффективного взаимодействия государственных органов, ОМСУ и общества;

4) публикация информации о стандартах государственных услуг, стоимости за обучение, о государственных и муниципальных платных услугах и фиксированных тарифах на них;

5) размещение перечней платных услуг в общедоступных местах;

6) внедрение механизмов ограничения личных контактов должностных лиц и клиентов (в том числе на основе принципов «единого окна»), а также сокращение установленных форм отчетности и санкций

Декабрь 2016 года — постоянно

МЭ, государственные органы, ОМСУ (по согласованию)

Обеспечена доступность услуг госорганов и ОМСУ для населения, частного сектора и НПО средствами ИКТ; экономия бюджетных средств/количество и виды сокращенных или автоматизированных государственных услуг/публикация перечня платных государственных услуг на местах их предоставления/разработаны процедуры обеспечения онлайновых услуг и повсеместно внедрены принципы единого окна

IX. Антикоррупционное образование, просвещение и пропаганда

27

Создать информационно-методическую базу по профилактике и предупреждению коррупции

1) Разработка учебно-методической литературы и пособий по антикоррупционному образованию, просвещению и пропаганде;

Декабрь 2015 года

МОН, М3, МКТ, АГУП (по согласованию)

Утвержденная учебно-методическая литература и пособия по антикоррупционному образованию, просвещению и пропаганде

2) издание учебно-методической литературы и пособий по антикоррупционной тематике;

Март 2016 года

МОН, М3, АПТО, образовательные учреждения

Наличие изданной учебно-методической литературы и пособий

3) создание электронной базы учебно-методической литературы и пособий по антикоррупционной тематике;

Июнь 2016 года

АГУП (по согласованию), МЭ, МОН

Создана единая база методических материалов по антикоррупционному образованию, просвещению, и пропаганде

4) повышение квалификации работников образования по продвижению антикоррупционного образования, антикоррупционного просвещения, антикоррупционной пропаганде;

Июнь 2016 года

МОН, МЭ

Количество проведенных обучающих семинаров, курсов

5) информационная поддержка работы по антикоррупционному образованию, просвещению и пропаганде;

Июнь 2015 года с обновлением сведений по итогам каждого полугодия

MKT, ОТРК (по согласованию), государственные органы

Информированность населения о проводимой работе

6) разработка и утверждение программ антикоррупционного просвещения и пропаганды

Июнь 2015 года с обновлением сведений по итогам каждого полугодия

МКТ, МЭ

Утвержденная целевая программа антикоррупционной пропаганды для различных групп

28

Внедрить антикоррупционное обучение, просвещение и пропаганду

1) Принятие соответствующих НПА по внедрению антикоррупционных курсов в учреждениях дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования (элективные и факультативные курсы, модули в рамках предметов, дисциплин правовой направленности), направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения;

Август 2016 года

МОН, М3, АПТО, образовательные учреждения

Формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям у сотрудников и учащихся учреждений среднего, высшего и среднего профессионального образования, снижение уровня коррупции в образовательной сфере/количество коррупционных правонарушений в % к предыдущему году. Представление отчетов о выполненных мероприятиях. Регулярно проводятся круглые столы, конференции, лекции, семинары, брифинги на антикоррупционную тематику/количество, региональная охваченность, тематика/выпуск

2) реализация образовательно-просветительских программ в учреждениях дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования (элективные и факультативные курсы, модули в рамках предметов, дисциплин правовой направленности), направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения;

Март 2017 года

МО

3) организация публичных выступлений, лекций, обсуждения, направленные на формирование антикоррупционного мировоззрения;

Постоянно

МКТ, МО, ИГО (по согласованию), государственные органы

4) проведение регулярных отчетов перед населением руководителей государственных органов и ОМСУ о принимаемых мерах по противодействию коррупции;

Постоянно

Государственные органы, ОМСУ (по согласованию)

Информированность населения о проводимой работе

5) разработка программ курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по антикоррупционной политике;

6) организация проведения курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по разработанной программе

Постоянно

АГУП (по согласованию), ГКС (по согласованию)

Количество государственных и муниципальных служащих, прошедших курсы повышения по основам антикоррупционной политики

X. Утверждение высоких этических норм, обеспечение добросовестности и снижение уровня коррупции на государственной и муниципальной службе

29

Внедрить антикоррупционные механизмы в кадровой политике

1) Проведение кадровых ротаций в целях предупреждения возникновения коррупционных связей;

2) изучение и анализ участков работы конкретных государственных служащих, где существует высокая вероятность возникновения коррупционных правонарушений;

Постоянно

ГКС (по согласованию)

Проведены ротации/утвержден Кодекс этики/количество опубликованных результатов проведенного анализа на сайте ГКС/количество внедренных антикоррупционных норм и требований

3) анализ нареканий и жалоб граждан в отношении государственных служащих; предотвращать и устранять нарушения правил служебного поведения;

4) внедрение программ и кодекса этических стандартов и принципов добросовестности;

5) мониторинг выявления и урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

6) внести изменения и дополнения в постановление Правительства Кыргызской Республики «О вопросах декларирования, публикации и анализа сведений о доходах, имуществе и обязательствах государственного служащего, а также его близких родственников» от 25 декабря 2012 года № 855, предусматривающие осуществление государственным органом полного анализа и мониторинга деклараций государственных и муниципальных служащих, занимающих административные должности;

7) разработка и внедрение антикоррупционных норм и требований в целях совершенствования государственной и муниципальной службы

МЭ, ГКС (по согласованию), службы УЧР государственных органов

30

Ограничить право поступления на государственную службу для лиц, совершивших коррупционные правонарушения

Внести изменения и дополнения в законы Кыргызской Республики «О государственной службе» и «О противодействии коррупции», предусматривающие лишение права занимать государственные и муниципальные должности лицам, совершившим коррупционные правонарушения

Июнь 2015 года, с обновлением сведений по итогам каждого полугодия

МЭ, ГКС (по согласованию)

Подготовлены проекты НПА/стигматизация и лишение права занимать государственные и муниципальные должности на срок не менее чем на 10 лет лицам совершивших должностные (коррупционные) преступления

31

Повысить эффективность системы декларирования имущества и доходов государственных и муниципальных служащих путем контроля расходов

Разработать НПА, предусматривающие введение обязательного декларирования расходов и регламентирующие порядок проверки таких деклараций

Декабрь 2015 года

МЭ, ГКС (по согласованию), государственные органы

Обеспечен контроль расходов государственных и муниципальных служащих, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местного кенеша/введены действенные санкции за неподачу декларации об имуществе и доходах, а также за предоставление заведомо ложных или неполных сведений/количество обнародованных фактов и принятые меры

32

Обеспечить профессиональный уровень за счет усовершенствования системы отбора кадров на высшие государственные должности

1) Разработка и внедрение специальных процедур отбора и оценки знаний кандидатов, включая их способности и компетенции;

2) создание центра оценки и развития при ГКС

Декабрь 2015 года

ГКС (по согласованию), государственные органы, ОМСУ (по согласованию), ОС (по согласованию)

Оценка знаний кандидатов осуществляется с учетом способностей и компетенции/создан центр оценки и развития при ГКС

33

Принять четкие процедуры приема, рассмотрения и принятия решений по жалобам и заявлениям граждан, связанным с коррупционными правонарушениями

1) Инвентаризация и обновление ведомственных административных регламентов по осуществлению приема граждан; своевременному рассмотрению в полном объеме устных и письменных обращений граждан;

2) внедрение эффективных механизмов поощрения граждан за предоставление достоверной информации о коррупционных проявлениях и других правонарушениях, с обеспечением необходимого уровня конфиденциальности

1 полугодие 2015 года, с последующим информированием о прогрессе

АКС, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), ОС (по согласованию) Генпрокуратура (по согласованию), правоохранительные и контролирующие органы

Наличие и соблюдение ведомственных административных регламентов; уверенность граждан в компетентном и объективном рассмотрении их обращений; понятные и прозрачные правила их рассмотрения; повышение авторитета государственных органов Кыргызской Республики; участие граждан в предотвращении коррупционных проявлений/количество и результативность

XI. Снижение коррупционных проявлений при осуществлении государственных закупок и эффективный внутренний аудит

34

Обеспечить основной орган, отвечающий за государственные закупки, достаточными ресурсами, необходимыми для выполнения его функций, а также обеспечить выполнение существующих правил и требований, дополнив их эффективной системой внутреннего контроля/в закупочных организациях

1) Предоставление услуг по непрерывному обучению должностных лиц закупочных организаций вопросам добропорядочности в сфере государственных закупок;

2) обеспечение публичного доступа к информации по тендерной документации, протоколов вскрытия и процедур, а также о произведенных закупках методом из одного источника, с определением перечня услуг оказываемых на платной основе;

3) обеспечение баланса между принципом конфиденциальности и потребностью обеспечить публичный доступ к информации о закупках, в частности обеспечить предоставление по запросу любого лица тендерной документации, протоколов о процедурах закупок и основной информации о закупках из одного источника;

4) изучение и внедрение лучших практик рассмотрения жалоб по вопросам государственных закупок, с привлечением квалифицированных экспертов в каждой отрасли

1 полугодие 2015 года, с ежеквартальным обновлением сведений о достигнутых результатах

МФ, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), ОС (по согласованию), ГААР

Проводится непрерывное обучение по вопросам добропорядочности в сфере государственных закупок; система закупок основывается на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений; создана эффективная система внутреннего контроля, включая эффективную систему обжалования, для обеспечения юридических средств оспаривания и средств правовой защиты в случае несоблюдения правил или процедур; меры регулирования, в надлежащих случаях, вопросов, касающихся персонала, который несет ответственность за закупки/количество выявленных фактов и принятые меры по их устранению

35

Внедрить стандарты внутреннего аудита Кыргызской Республики

Осуществление переподготовки специалистов по внутреннему аудиту по основным принципам внутреннего аудита, Стандартам внутреннего аудита Кыргызской Республики, применению руководства по внутреннему аудиту, аудиту государственных закупок финансового управления активами, расходования средств, бюджетному учету и т.д.

1 полугодие 2015 года, с ежеквартальным обновлением сведений о достигнутых результатах

МФ, государственные органы, ОМСУ (по согласованию)

Развитие системы внутреннего аудита в государственном секторе и ОМСУ. Доля государственных органов, в которых созданы службы внутреннего аудита

XII. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционных мер

36

Разработать процедуры, обеспечивающие вовлечение широкой общественности в разработку и мониторинг реализации антикоррупционных мер путем расширения достоянных форм сотрудничества

1) Разработка и внедрение постоянных форм сотрудничества (Антикоррупционный форум, координационный совет при Генпрокуратуре, общественные советы при государственных органах и др.) между гражданским обществом и государственными органами;

2) внедрение практики проведения общественных консультаций и слушаний, публикации законопроектов с предоставлением возможности подачи комментариев в режиме онлайн

Постоянно

Генпрокуратура (по согласованию), МЭ, государственные органы, ОМСУ (по согласованию), ОС (по согласованию), НПО (по согласованию)

Вовлеченность широкой общественности в разработку, реализацию и мониторинг антикоррупционных мер (тематика, формы и достижения); наличие согласованных коммуникационных планов, обратная связь

37

Внедрить систему регулярного мониторинга и оценки реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики с привлечением институтов гражданского общества и донорских организаций

1) Внедрение практики осуществления регулярного мониторинга реализации антикоррупционных мер на государственном и ведомственном уровне;

2) разработка механизмов мониторинга и оценки реализации государственными органами антикоррупционной политики (планов) представителями институтов гражданского общества;

3) формирование критериев и показателей эффективности реализации мер антикоррупционного мониторинга;

4) внедрение механизмов и критериев, направленных на оценку эффективности реализуемых мер и достижению поставленных индикаторов через систему верификации и валидации

В соответствии с календарными планами в течение 2015-2017 годов

МЭ, Генпрокуратура (по согласованию), государственные органы, ОМСУ (по согласованию), ОС (по согласованию), НПО (по согласованию)

Обеспечено широкое обнародование отчетов о реализации положений Государственной стратегии антикоррупционной политики в цепом и планов действий по ее реализации в частности, включая альтернативные отчеты подготовленные со стороны ИГО, ОС, МО и гражданского и экспертного сообщества; функционирование национальной комплексной системы механизмов противодействия коррупции; наличие действенной системы оценки реализации госорганами антикоррупционных мер

Список сокращений

АКС

Антикоррупционная служба Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики

АПТО

Агентство по профессионально-техническому образованию при Министерстве труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики

АРВ

Анализ регулятивного воздействия

АДС

Антикоррупционный деловой совет Кыргызской Республики (общественная организация)

Аппарат Правительства

Аппарат Правительства Кыргызской Республики

АГУП

Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики

ВУЗы

Высшие учебные заведения Кыргызской Республики

ВТО

Всемирная торговая организация

ГААР

Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики

ГАГМР

Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики

ГААСЖКХ

Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики

ГАМСУМО

Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве Кыргызской Республики

Генпрокуратура

Генеральная прокуратура Кыргызской Республики

ГКС

Государственная кадровая служба Кыргызской Республики

ГНС

Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики

Государственная стратегия антикоррупционной политики

Государственная стратегия антикоррупционной политики Кыргызской Республики

Государственные органы

Данный термин применяется в случае, когда число заинтересованных исполнителей превышает 5 и более государственных органов

Госфиннадзор

Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики

ГРЕКО

Группа государств по борьбе с коррупцией, созданная Советом Европы

ГРС

Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики

ГСБЭП

Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая полиция)

ГСИН

Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики

ГСКН

Государственная служба по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики

ГСФР

Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики

ГТС

Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики

ГУБДД

Главное управление безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики

ЕБРР

Европейский банк реконструкции и развития

ЖК Кыргызской Республики

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики

ИКТ

Информационно-коммуникационные технологии

ИГО

Институты гражданского общества

ИСНАК

Интегрированная система налогового администрирования Кыргызстана

МВД

Министерство внутренних дел Кыргызской Республики

МИД

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики

Минздрав

Министерство здравоохранения Кыргызской Республики

Минфин

Министерство финансов Кыргызской Республики

Минюст

Министерство юстиции Кыргызской Республики

МКТ

Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики

МТММ

Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики

МО

Международные организации

МОН

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

МСР

Министерство социального развития Кыргызской Республики

МТК

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики

МЭ

Министерство экономики Кыргызской Республики

МЭП

Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики

Нацстатком

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики

Нацбанк

Национальный банк Кыргызской Республики

НИСИ

Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики

НПА

нормативные правовые акты

НПО

неправительственные организации

ОМСУ

органы местного самоуправления

ОС

общественные советы при государственных органах Кыргызской Республики

ОТРК

Общественная телерадиовещательная корпорация Кыргызской Республики

ОЭСР

Организация экономического сотрудничества и развития

ПДЛ

Публичное должностное лицо (ст.2 Конвенции ООН против коррупции)

ПКР

Правительство Кыргызской Республики

Правоохранительные органы

Генеральная прокуратура Кыргызской Республики, Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики, Министерство внутренних дел Кыргызской Республики, Государственная служба по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики, Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая полиция), Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики, Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики

Президент

Президент Кыргызской Республики

СМИ

Средства массовой информации

Счетная палата

Счетная палата Кыргызской Республики

УИС

Уголовно-исполнительная система Кыргызской Республики

УЧР

Служба управления человеческими ресурсами (отдел кадров)

FATF

Межправительственная комиссия по борьбе с отмыванием капиталов (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF)

ФУГИ

Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики

ЦИК

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики

ЮНСИТРАЛ

Юридический орган системы Организации Объединенных Наций в областе права международной торговли

 

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Может ли гражданин Кыргызской Республики заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?

Каков размер минимального уставного капитала для акционерного общества?

В какие государственные органы необходимо обратиться для регистрации юридического лица?

Сколько участников требуется, чтобы зарегистрировать закрытое акционерное общество?

В какие сроки осуществляется регистрация коммерческих организаций?

Какие документы необходимы для регистрации общественного фонда?

При каких случаях требуется перерегистрация юридического лица?

С какого момента юридическое лицо считается зарегистрированным?

При каких случаях допускается отказ в регистрации юридического лица?

Что означает осуществление «государственной регистрации по принципу «единого окна»?

Можно ли осуществлять деятельность без регистрации юридического лица?

Иностранный гражданин или юридическое лицо может ли создать юридическое лицо в Кыргызстане?

Когда можно заново подать документы после отказа в регистрации юридического лица?

Что должно содержать решение о создании ОсОО?

Кто такие учредители юридического лица?

В случае изменения местонахождения юридического лица с иностранным участием необходимо ли пройти перерегистрацию?

В какой орган юстиции подаются документы для регистрации юридического лица, филиала, представительства, если его учредителем является юридическое лицо Кыргызской Республики с иностранным участием?

Необходимо ли представление учредительных документов при регистрации юридического лица, филиала, представительства?

Чем отличается филиал от представительства?

Может ли филиал или представительство выступать учредителем юридического лица?

Где можно получить образцы решений о создании юридических лиц, филиалов (представительств)?

Где можно получить информацию о зарегистрированных юридических лицах?

Какой минимальный срок предъявления претензий со стороны кредиторов ликвидируемого юридического лица?

Предусмотрена ли ответственность за непредставление сведений об изменениях руководителя юридического лица?

Существуют ли сроки, в течение которых должна быть представлена в органы юстиции выписка из реестра о том, что иностранное юридическое лицо, выступающее учредителем юридического лица на территории Кыргызской Республики, является действующим по законодательству своей страны?

Порядок проведения регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)


База данных НПА

Подробнее

Карта поставщиков юридических услуг

Подробнее

База данных Юридических лиц и СМИ

Подробнее

Регистрация юридических лиц

Подробнее

Апостилирование

Подробнее

Нотариат и адвокатура

Подробнее

7d4db68a5235974960713fc6bb5a547720170731105642.gif1a006d90a40d69b9a15aeadf2ed1250720170913044224.gif

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Новости -

Анонсы -

Блиц-опрос

Предоставление каких услуг, оказываемых Министерством юстиции, вызывает у Вас наибольший интерес?


Система Orphus

Старая версия сайта