22 Ноябрь, 2017
Кыр Рус Eng
little middle big
fbgpgp rss
mobile logo
Министерство юстиции
Кыргызской Республики
search
Уважаемые посетители и друзья! Добро пожаловать на официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики!

С уважением, Министр юстиции Кыргызской Республики Уран Ахметов

Электронная приемная

+996 (312) 65-18-05

г. Бишкек, ул. Молодая Гвардия 32

ep@minjust.gov.kg

Пн-Пт, 09:00-18:00


Телефон доверия:

+996 (312) 65-10-10

Задать вопрос

Концепция повышения правовой культуры населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы


Приложение 1

 

Утверждена

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 14 марта 2016 года № 122

 

 

Концепция

повышения правовой культуры населения

Кыргызской Республики на 2016-2020 годы

 

Введение

 

Кыргызская Республика находится на этапе глубинных реформ, нацеленных на устойчивое развитие. Основные направления политического, экономического и социального развития страны закреплены в Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (далее — НСУР), утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11.

Достижение стратегического видения, заявленного в НСУР, требует реализации нескольких обязательных условий, среди которых важное место занимает: «Установление законности, основанной на принципах уважения, защиты и обеспечения прав человека во всех сферах общественной, политической и экономической жизни страны является главным фактором стабильности, устойчивости государства и успешного развития Кыргызстана. Нарушение законности и пренебрежение законными интересами граждан дважды привело к смене власти в Кыргызстане.

Поэтому важнейшим направлением работы всех ветвей государственной власти становится формирование действительно правового государства, укрепление правовой системы государства, обеспечение верховенства права и законности во всех сферах жизни».

Положения НСУР получили развитие в Программе Правительства по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013-2017 годы (далее — ППУР), утвержденной постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 18 декабря 2013 года № 3694-V, одной из целей которой заявлено: «Обеспечить конституционные гарантии обществу через достижение верховенства закона». Для достижения этой цели ППУР предусматривает наряду с другими реализацию такой задачи, как правовое просвещение и воспитание граждан.

В Кыргызстане и государственные структуры, и само общество заинтересованы в формировании высокой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя для этих целей правовое обучение и воспитание.

Правовое обучение и воспитание следует понимать как систематическую и целенаправленную деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса формирования у граждан определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение, использование и применение юридических норм.

Повышение правовой культуры населения через систему правового обучения и воспитания признается более эффективной и успешной по сравнению с ужесточением наказания за несоблюдение правовых норм.

В этой связи политическим курсом Кыргызской Республики в правовой сфере на 2016-2020 годы является повышение уровня правовой культуры населения.

 

Содержательные и организационные рамки Концепции

 

Концепция повышения правовой культуры населения Кыргызской Республики на 2016-2020 годы (далее — Концепция) исходит из НСУР и ППУР и является курсом государства в правовой сфере на ближайшие годы, основанная на общепризнанных принципах и нормах международного права, положениях Конституции и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, в центре которых находится человек, его права и свободы.

Концепция является руководящим документом, реализация которого должна привести к обеспечению неукоснительного соблюдения прав и свобод человека. В документе изложен системный подход органов государственной власти к повышению правовой культуры, включающей правовое обучение и воспитание населения, формирование современного правового сознания и поведения личности.

Концепция является основополагающим документом, включающим видение будущего, цели, направления, приоритеты, задачи и меры государственной политики, направленные на формирование правовой культуры общества. Ее реализация будет направлена на исключение такого явления, как неуважение к закону и власти.

Важной характеристикой Концепции является учет культурных, исторических, гендерных и других особенностей современного общества Кыргызской Республики, приверженность правам человека и нацеленность на результаты, обеспечивающие устойчивое развитие страны.

Все предусматриваемые меры политики, а также конкретные действия будут обеспечиваться необходимыми финансовыми и иными ресурсами. Для их осуществления будут вовлечены все заинтересованные стороны — органы государственной власти и местного самоуправления, институты гражданского общества.

Концепция предусматривает механизм мониторинга и оценки промежуточных и конечных результатов, а также обеспечения прозрачности и открытости процесса реализации.

Опыт работы по развитию правовой сферы, приобретенный в предыдущие годы и учтенный в данном документе, обуславливает переход от узкого вопроса правовой пропаганды к развитию правовой культуры, которая рассматривается как критерий образованности населения, показатель того, насколько в обществе обеспечиваются, осуществляются и защищаются права отдельного человека.

Концепция позволит организовать усилия сторон, деятельность которых направлена на развитие различных аспектов правовой культуры. Координирующая роль Концепции является условием получения результатов и системного эффекта.

Концепция и План ее реализации учитывают то, что полноценное достижение конкретных и перспективных целей в развитии такого сложного комплекса, как правовая культура, будет возможно только при лидирующей роли государства и его тесном взаимодействии с гражданским обществом. Именно поэтому в Концепции предусмотрены меры по использованию инструментов государственного/муниципального социального заказа, с помощью которых будет обеспечиваться единство и эффективность государственной политики в этой сфере.

 

i. Видение и цели

 

Видение

 

Реализация Концепции должна привести к такой степени знания и понимания права, уважения к праву, осознанию необходимости его использования, соблюдения и исполнения, которые необходимы для устойчивого развития страны, а также к тому, что высокий уровень правовой культуры станет неотъемлемой характеристикой гражданина и общества в целом.

В перспективе Кыргызская Республика будет характеризоваться тем, что:

  1. Права человека и гражданина защищены, а сам он становится правовой личностью, что подразумевает компетентность и правопослушность субъекта права и правоотношений, обладание высоким уровнем позитивного правового сознания, активной гражданской позицией, способностью к правовому саморегулированию.
  2. Политические, управленческие и региональные представители органов государственной власти и местного самоуправления являются образцом политической культуры для всех жителей страны.

 

Стратегические цели и задачи

 

Настоящая Концепция нацелена на достижение такого уровня правового сознания и правовой культуры населения, которая предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение навыками реализации права. Полученные в ходе правового обучения и воспитания знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем — в привычку соблюдать законодательство, проявлять правовую и политическую активность.

К 2020 году ожидается создание необходимых условий для правомерного поведения личности, отвечающие интересам и потребностям общества.

Для реализации стратегической цели необходимо будет проводить проактивную политику по формированию правового менталитета, который обусловливает успешность реализации (соблюдение, использование, исполнение и применение) норм права в обществе.

 

IIАнализ и оценка уровня правовой культуры

 

Несмотря на усилия государства в сфере повышения уровня правовой культуры населения, в Кыргызстане сохраняется низкий уровень правовой культуры, высокий уровень правового нигилизма и неуважение к праву. Низкая регуляторная роль права становится одной из причин социальных и политических конфликтов, делает невозможным разрешение большого спектра проблем в правовом поле, вынуждает граждан искать решения вне рамок, установленных законом.

Ситуация усугубляется низким уровнем правовой культуры населения, преобладанием склонности населения к незаконным методам решения проблем.

Правовой культуре Кыргызстана свойственны:

- правовой инфантилизм, который выражается в правовой безграмотности или отсутствии оценочного правового мышления;

- правовой нигилизм, выражающийся в отрицательном отношении к праву и оправданию беззакония;

- правовая индифферентность, которая выражается в отсутствии интереса населения к правовым явлениям, нежелании использовать предоставленные законом права, отказе от сотрудничества с правоохранительными органами в борьбе с преступностью и склонности к противоправному поведению.

С приобретением независимости Кыргызская Республика провозгласила себя правовым и демократическим государством. Основополагающие начала формирования правового государства нашли свое отражение в Конституции и иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики. Однако принятием правовых актов не может завершиться процесс построения правового государства. Это, безусловно, долгая и трудоемкая процедура, требующая утверждения должного отношения к праву в правосознании индивида. Следовательно, формирование правового государства неотделимо от процесса развития правовой культуры населения.

Правовая культура зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, то есть от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, соблюдение правовых предписаний, а также от того, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, юридическим средствам и способам защиты прав, свобод и законных интересов.

Анализ современного состояния правовой культуры в Кыргызской Республике характеризуется незнанием гражданами своих прав, неумением и нежеланием реализовать, а также защищать свои права и свободы в установленном законом порядке.

Несвоевременное решение данной проблемы может повлечь за собой негативные правовые явления, которые в конечном итоге приводят к нижеперечисленным последствиям:

- сознательное и прямое нарушение законов и других нормативных правовых актов;

- массовое неисполнение и нарушение правовых норм;

- распространение в обществе антиправовых норм, оправдывающих неправомерное поведение личности;

- массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;

- понижение авторитета судебных и правоохранительных органов;

- неуважение и недоверие к органам государственной власти и местного самоуправления;

- отсутствие качественной правоприменительной практики;

- коррупция;

- наличие угрозы национальной безопасности Кыргызской Республики и другие.

Для преодоления правового нигилизма необходимо выделить следующие направления:

- повышение правовой культуры граждан;

- совершенствование правовой системы государства;

- профилактика правонарушений, прежде всего преступлений;

- укрепление законности и правопорядка на территории государства;

- повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;

- массовое правовое просвещение и воспитание населения.

Правовая безграмотность населения постепенно приводит к отсутствию навыков в отстаивании своих законных интересов, маргинализирует население, делает его более уязвимым в современных условиях, а также создает питательную среду для развития коррупции и повышения социальной напряженности. Эти и другие причины требуют модернизации основных форм и методов правовой пропаганды, осуществляемой органами государственной власти.

В настоящей Концепции предусмотрено, что правовое обучение и воспитание населения должно охватить всех субъектов права и обеспечить формирование идеологических и нравственных основ демократического и правового государства путем развития у граждан чувства уважения к закону, что непременно должно стать одним из концептуальных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В условиях сегодняшней реальности возникла объективная потребность в правовом воспитании граждан, которое должно обеспечить передачу, накопление и усвоение знаний, принципов и норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Правовое воспитание неразрывно связано и реализуется через правовое образование как способ непосредственного получения знаний. При этом правовое обучение в рамках настоящей Концепции рассматривается как способ формирования теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развития правовых интересов, правового мышления, формирования научного правового мировоззрения.

Одним из основополагающих форм правового обучения и воспитания граждан является проведение праворазъяснительной работы. В этой связи разъяснение норм законодательства Кыргызской Республики с использованием различных форм и методов информационно-пропагандистской работы должно стать основой правового обучения и воспитания граждан, которая обеспечит формирование у гражданина таких качеств, как патриотизм, законопослушность, чувство человеческого достоинства, уважение прав и интересов других лиц. При этом праворазъяснительная работа должна опираться на серьезную теоретическую базу. В связи с чем необходимо проводить целенаправленные научные исследования по актуальным проблемам формирования правовой культуры населения, а также создать платформу для обсуждения вопросов правового обучения и воспитания граждан. Такой подход позволит создать основу для восприятия права как социальной ценности, необходимой каждому человеку и обществу в целом.

В 2013 году проводились научно-практические исследования правовой культуры граждан и роли правовой пропаганды Национальным институтом стратегических исследований Кыргызской Республики (далее — НИСИ). Важным моментом данного исследования является то, что на сегодняшний день доминирует узкое понимание права и правовой культуры общества. И пересмотр этого понимания позволит обеспечить реальное, конструктивное и устойчивое развитие правовой культуры. При этом отмечается, что улучшение правовой культуры будет коллективным достижением общества. В этой связи в исследовании подчеркивается, что сила правовой культуры в данном случае определяется не столько знанием граждан сводов писаных правил и законов, сколько пониманием общественно-культурного контекста права. Также слабость правовой культуры в Кыргызстане, согласно заключению исследователей, соответствует характеру постсоветского состояния страны, ее социальным, экономическим и политическим условиям. При этом усиление правовой культуры граждан должно происходить путем воспитания у них способностей признавать и уважать друг друга и общество в целом, нести ответственность за свое поведение перед обществом. Кроме того, согласно указанному анализу, пропаганда права должна быть, по сути, пропагандой хорошей жизни граждан, которая возможна лишь в обществе с сильной правовой культурой. Она предполагает комфортную, стабильную жизнь, где никому не нужно опасаться за себя и близких, в которой никто не будет препятствовать достижению материальных благ законными путями.

Проблемы правовой культуры, согласно данным проведенного исследования НИСИ, очень разнообразны и многоаспектны. Они включают проблемы правовой культуры на уровне политических лидеров и групп, высших институтов власти, в плоскости Конституции Кыргызской Республики и конституционных реформ, в рамках законодательства и законодательных институтов и др. При этом отмечается, что все члены общества постоянно сталкиваются с законом в самых разных обстоятельствах, которые можно разделить на три группы:

- бытовые обстоятельства, когда граждане сталкиваются с законом в повседневной жизни;

- политические обстоятельства, когда они имеют отношение с правом в политических и иных коллективных спорных вопросах;

- обстоятельства правосудия, когда право и граждане сталкиваются определения соответствия действий граждан нормативным правилам.

Вместе с тем отмечается, что обозначенные обстоятельства должны основываться на трех основополагающих принципах взаимоотношений: признания друг друга, умеренности и ответственности.

Немаловажным фактором формирования правовой культуры населения являются также исторические предпосылки становления и развития рассматриваемого института. В этой связи следует отметить, что правосознание кыргызского народа формировалось посредством уважения и неукоснительного соблюдения обычаев, которое обеспечивалось мерами общественного воздействия. Под обычным правом понимали нормы, которые сложились силою бытовых отношений независимо от верховной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Правовые обычаи кыргызов не были закреплены в каких-либо документах и основывались на устных традициях, которые передавались из поколения в поколение в виде кратких изречений и пословиц. Нормы права кыргызов содержались в народном сознании в форме нравственно-правовых убеждений, и в силу неоднократного применения данные нормы входили в привычку, выступая регулятором общественных отношений. При этом нормы обычного права кыргызов соблюдались подавляющим большинством добровольно, причем мерой воздействия являлось общественное мнение и порицание. Тем самым уровень правосознания и правовой культуры личности выражался в уважении и подчинении нормам обычного права.

Толкователями норм обычного права выступали судьи-бии. В кыргызском обществе существовала поговорка «У честного судьи нет родни, а у судьи, имеющего родню, нет совести», в которой выражается требование к судье быть беспристрастным. На гуманистическое содержание и демократизм обычного права кыргызов обратил внимание Ч.Валиханов. В своих трудах он подчеркнул: «… обычное право киргизов по той же аналогии высшего развития с низшим, на которое мы так любим ссылаться, имеет более гуманных сторон, чем законодательство, например, мусульманское, китайское и русское по Русской правде. В киргизских законах нет тех предупредительных и устрашающих мер, которыми наполнены и новейшие европейские кодексы. У киргизов телесные наказания никогда не существовали. А законы родовые, по которым члены рода ответствуют за своего родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы.».

Несмотря на неписаный характер, сформировавшиеся на протяжении столетий нормы обычного права неукоснительно соблюдались каждым членом рода.

В постсоветский период законодатель вновь обратил внимание на обычное право кыргызов. Так, статья 37 Конституции Кыргызской Республики гласит: «В Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством». Эта норма детализируется в законодательном закреплении правовых институтов, свойственных системе обычного права кыргызов. Например, такой вид наказания, как тройный айып, уголовная ответственность за скотокрадство, суды аксакалов. Вместе с тем, обычаи и традиции, противоречащие законодательству Кыргызской Республики, запрещены (например, Уголовным кодексом Кыргызской Республики установлена уголовная ответственность за принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак).

В настоящее время среди населения распространено мнение о криминализации государства. Сложно говорить как о доверии властям, так и о главенстве права, при наличии отдельных случаев коррупции в чиновническом аппарате. Также на проблемы формирования правовой культуры влияют такие факторы, как снижение ценности других социальных регуляторов: морали, нравственности. Преступность, нарастание равнодушия по отношению к противоправному поведению со стороны общей массы населения — все это осложняет правовое воспитание молодого и воздействие на взрослое поколение. В этой связи формирование правовой культуры детей школьного возраста должна стать первостепенной задачей настоящей Концепции.

Правовая культура школьника включает правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. Правовая культура школьника, являясь сложным интегративным понятием, включает в себя не только идентификацию уровня собственного правосознания, но и представления об идеале правомерного поведения. Однако анализ уровня правовой культуры несовершеннолетних детей позволяет сделать вывод, что правосознание учащихся необходимо целенаправленно формировать.

Формирование правосознания школьников представляет собой целенаправленную правовоспитательную деятельность, в процессе которой происходит усвоение несовершеннолетними правовых ценностей, знаний, умений, норм поведения в сфере права. В этой связи уже в начальной школе необходимо организовать целенаправленное, систематическое и постепенное «погружение» учащихся в правовые нормы и предоставлять возможность их практического применения. Подростки имеют представления об основных законах и иных нормативных правовых актах, нормах поведения, но современная действительность показывает, что на практике эти представления не совсем однозначны. Так, от школьников часто можно услышать: «Это мое право», «Вы нарушаете мои права!» или «Какое Вы имеете право?», что в некоторой степени отражает уровень владения правовыми знаниями. Но о правах тех, кто находится рядом с ними — одноклассников, сверстников, педагогов и др., школьниками не всегда придается этому значение.

При целенаправленном формировании индивидуального правосознания школьника большое значение имеет правовое воспитание. Оно одновременно является важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения несовершеннолетних. Правовое воспитание — это организованное, систематическое, воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки правомерного поведения.

Цель правового воспитания несовершеннолетних заключается именно в формировании их правосознания, в обеспечении на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Достижение этой цели осуществляется путем: а) усвоения школьниками определенной суммы знаний о правовых нормах; б) организованного правового просвещения во внеклассной и внешкольной работе и т.п. При этом необходимо выделить следующие требования к организации правового воспитания школьников:

- наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;

- стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;

- активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;

- связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

- обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

- учет психологических особенностей школьников.

Основой правового воспитания учащихся, в свою очередь, должно стать правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию школьниками общественных явлений, способствуют развитию их социальной активности, дают возможность ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование понятийного аппарата — одна из важнейших задач правового просвещения школьников, и только так можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность адекватно и объективно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.

Проведенный анализ состояния правовой культуры, в том числе правового обучения и воспитания — факторов, влияющих на формирование правосознания личности, в настоящее время находятся в числе актуальных и требуют решения указанных проблем. При этом при проведении реформ в обозначенной сфере институт правовой культуры не должен пониматься в узком смысле, а должен быть воспринят как позитивное (положительное) отношение каждого к праву.

 

iii. Проблемы и выбор модели развития

 

Необходимость разработки настоящей Концепции возникла в связи с целями развития страны, закрепленных в стратегических документах государства, в центре которых находится человек, его права и свободы.

Правовой менталитет закладывает первичный фундамент и формирует индивидуальные особенности процесса познания и формирования правовых установок личности, лежит в основе правосознания, посредством приобретения опыта, его анализа, формирования собственных правовых убеждений.

Правовой менталитет как устойчивое мировоззрение кыргызстанцев в отношении права, характера его действия и роли в обществе формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, таких, как исторический опыт народа, уровень образования граждан, географические особенности, способы хозяйствования, полиэтнический состав населения, глобальные и региональные процессы.

События 2005 и 2010 годов стали следствием неэффективности многих проводимых реформ в сфере государственно-правового строительства, большинства управленческих решений, принимаемых без соотношения с правовым менталитетом и без системных действий для его изменения.

Актуальным на сегодняшний день является то, что уровень правосознания и правовой культуры в современном Кыргызстане не соответствует потребностям развития страны.

Принимаемые ранее меры по повышению правовой культуры оказались недостаточными и не привели к существенным изменениям правового менталитета кыргызстанцев. Одна из причин такого положения — недостаточный уровень правовой пропаганды, правового обучения и воспитания, особенно в сельской местности.

Сегодня в Кыргызстане нормы права не в полной мере отражают традиции и обычаи кыргызского народа, существовавшие и действующие в настоящее время. Это делает действующее законодательство оторванным от правовой ментальности, а значит — не всегда эффективным, так как, с точки зрения народа, некоторые управленческие и судебные решения принимаются несправедливо.

Существующая практика правового обучения и правового воспитания недостаточна, меры, прописанные в ведомственных документах, ограничены. В результате у граждан нет правильной правовой модели законопослушного поведения. В жизни они чаще всего руководствуются собственной интуицией, недостоверными или некомпетентными советами.

При программировании действий в сфере правовой культуры следует учитывать то, что кыргызскому народу присущи неприятие авторитаризма и приверженность на осознанном уровне базовым демократическим ценностям.

Становится очевидным, что достижению этих целей препятствует ряд проблем, требующих незамедлительного решения:

  1. Низкое доверие граждан к системе государственного управления и местного самоуправления, как следствие нарушения их прав и свобод, не позволяет вовлекать их в полной мере к усилиям по проведению реформ, направленных на обеспечение верховенства права.
  2. Существующие содержание и способы правовой пропаганды, правового обучения и воспитания широких слоев населения не воспринимаются в полной мере, так как ограничены и несовременны для большинства населения, что оказывает определяющее воздействие на правовой менталитет.
  3. Существующий уровень межведомственной и межсекторальной координации по повышению правовой культуры не обеспечивает получения множественных результатов и устойчивости изменений.
  4. Используемые подходы к ресурсному обеспечению работ по развитию отдельных элементов правовой культуры таких, как правовые пропаганда, обучение и воспитание, требуют пересмотра с точки зрения достаточности и эффективности.

Решение проблем требует использования программно-целевого подхода, который позволит реализовать намеченные цели и создаст основудля реализации масштабных работ в долгосрочной перспективе.

Суть программно-целевого подхода состоит в четком определении целей, разработке программ и планов для оптимального достижения поставленных целей, выделении необходимых ресурсов для их осуществления, организации руководства их выполнением.

Опыт использования данного подхода показывает свои преимущества перед другими управленческими инструментами по управлению изменениями.

iv. Приоритеты, задачи и меры

 

4.1.         Развитие правового обучения и воспитания

 

В рамках приоритета «Развитие правового обучения и воспитания» предполагается систематизация и расширение правового обучения и воспитания.

Данная задача предусматривает выполнение следующих мероприятий: (а) включение знакомства с правами человека и отраслями права на доступном для детей уровне в курс «Родиноведение» для начальной школы (1-4 классы), в курс «Человек и общество» для основного общего образования (5-7 классы) материалов по вопросам права, уважения к праву/верховенства права, а также разработка и внедрение пакета обучающих материалов для учащихся 9-11 классов, методического пособия для учителей по вопросам уважения к праву/верховенства права; (б) запустить образовательные медиапроекты по повышению правовой культуры граждан через СМИ; (в) ежегодно проводить олимпиаду для учащихся (школьников) по основам права; (г) внедрить в воспитательные планы общеобразовательных организаций мероприятия по ненасильственному разрешению конфликтов; (д) внедрить программы по правовому воспитанию детей, содержащихся в детских учреждениях интернатного типа, а также правовому и религиозному просвещению лиц, находящихся в местах лишения свободы.

 

4.2.                  Повышение эффективности правовой пропаганды

 

В рамках приоритета «Повышение эффективности правовой пропаганды» предполагается выполнение следующих задач: (а) повышение эффективности правовой пропаганды; (б) укрепление доверия граждан к государству и его институтам, эффективности правовой системы; (в) пропаганда правомерного поведения человека и гражданина.

Для реализации первой задачи предполагается выполнение следующих мер: (а) разработать методическое пособие по правовой пропаганде населения; (б) внедрить государственный социальный заказ по повышению правовой культуры граждан в регионах; (в) разработать медиаплан по повышению правовой культуры населения; (г) проводить анализ состояния правовой культуры в стране; (д) создать праворазъяснительные разделы (рубрики) на ведомственных сайтах государственных и муниципальных органов, в которых разместить (обнародовать) необходимую правовую информацию.

Для реализации второй задачи запланированы следующие меры: (а) разработать ведомственные планы мероприятий по повышению коэффициента индекса доверия населения к государственным и муниципальным органам; (б) дополнить положения о министерствах, ведомствах функцией по проведению мероприятий по правовой пропаганде населения согласно курируемым отраслям и ввести практику отчетности по осуществлению данной функции; (в) включить в планы действий/обязательств руководителей министерств и ведомств проведение широкой информационной кампании о проделанной работе, а также осуществление выступлений в СМИ с разъяснением нормативных правовых актов по курируемым отраслям; (г) внедрить практику проведения разъяснительных лекций в общеобразовательных организациях (школах) и высших учебных заведениях (вузах) на правовую тематику.

Для реализации третьей задачи необходимо осуществить следующие меры: (а) разработать и выпустить медиапродукты для наглядного подтверждения эффективности правовых способов разрешения споров (конфликтов); (б) внедрить практику распространения положительных примеров правового поведения граждан через СМИ и интернет- пространство; (в) внедрить практику предоставления правовой информации и консультации посредством «Автобуса солидарности»; (г) разработать типовой план мероприятий и методические пособия по профилактике правонарушений для общественно-профилактических центров; (д) учредить ежегодную премию для журналистов за лучшее освещение подходов к повышению правовой культуры; (е) создать и транслировать социальные ролики по правовой тематике.  

 

v. Оценка рисков

 

Выделяются следующие риски, которые могут возникнуть в ходе реализации Концепции:

- сокращение в ходе реализации Концепции предусмотренных объемов бюджетных средств, что потребует внесения изменений в План реализации Концепции, пересмотра целевых значений показателей и, возможно, отказа от реализации отдельных мероприятий;

- потеря с течением времени значимости отдельных мероприятий;

- длительный срок реализации Концепции и, как следствие, возрастание неопределенности и отклонения от запланированных целевых показателей;

- неэффективность организации и управления процессом реализации мероприятий Концепции;

- низкая эффективность использования бюджетных средств;

- недостаточный уровень исполнительской дисциплины исполнителей Концепции и Плана по ее реализации.

Меры управления рисками:

- проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения Концепции с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора ее мероприятий. Совершенствование механизмов реализации Концепции исходя из изменений во внутренней и внешней среде;

- мониторинг и на основе его результатов оперативное реагирование и внесение изменений в Концепцию, нивелирующих или снижающих воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей;

- разработка и внедрение эффективной системы контроля реализации мероприятий, а также эффективности использования бюджетных средств;

- проведение регулярной, в том числе внешней оценки результативности и эффективности реализации Концепции;

- принятие решений, направленных на достижение эффективного взаимодействия уполномоченного органа и участников реализации Концепции.

 

vi. Оценка ресурсов

 

Для успешной реализации Концепции будут мобилизованы все доступные источники финансирования.

Общая стоимость Концепции (потребность в финансировании мер и задач) на период с 2016 года по 2020 год составляет 101,3 млн сомов. Возможности в целом оцениваются на уровне — 42,2 млн сомов (41,7 %). Не покрываемая финансированием часть составляет 59,1 млн сомов, или 58,3 %.

Подтвержденное финансирование мероприятий Концепции (42,2 млн сомов) складывается из:

- средств республиканского бюджета — 28,7 млн сомов;

- средств местных бюджетов — 5,6 млн сомов;

- средств донорских организаций — 8,0 млн сомов.

Объем подтвержденного финансирования из средств государственного бюджета в основном представляет собой оценочную стоимость трудозатрат сотрудников различных министерств и административных ведомств, которые будут принимать участие в реализации Концепции.

Вместе с тем для реализации Концепции в полном объеме необходимо выделение дополнительного финансирования из средств республиканского бюджета в объеме 35,3 млн сомов за период с 2017 года по 2020 год. Основная часть этой суммы (33,2 млн сомов) необходима для реализации первого раздела «Развитие правового обучения и воспитания».

В разрезе основных разделов сложились следующие показатели:

1) требуемый объем финансирования для развития правового обучения и воспитания оценивается в 81,5 млн сомов. Общие возможности финансирования составляют 29,3 млн сомов, в том числе: из государственного бюджета — 25,9 млн сомов (20,5 млн сомов из республиканского бюджета и 5,4 млн сомов из местного бюджета) и из средств донорских организаций — 3,4 млн сомов. Таким образом, финансирование этого раздела, покрывается на 35,9 % от потребности. Остальная часть средств в сумме 52,2 млн сомов должна быть изыскана, в том числе: из средств республиканского бюджета (33,2 млн сомов) и донорских организаций (19,0 млн сомов).

Недостающий объем средств из республиканского бюджета складывается из:

- разработки, перевода и тиражирования вариативных модулей для повышения квалификации воспитателей детских садов по общим вопросам права и правам ребенка — 2,8 млн сомов в 2018-2020 годах;

- тиражирования обучающих материалов:

а) по правам человека и отраслям права для 1-4 классов (включаются в курс «Родиноведение») — 12,4 млн сомов в 2019 году;

б) по вопросам уважения к праву/верховенства права для 9-11 классов — 10,7 млн сомов в 2018 году.

Проведение курсов по повышению квалификации для учителей по основам права (расходы участников на проживание, транспорт) — 5,5 млн сомов за период с 2018 года по 2020 год (ежегодно по 1,8 млн сомов).

Разработка программ по правовому воспитанию детей и правовому просвещению лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также проведения соответствующих тренингов — 1,7 млн сомов в 2017-2018 годах;

2) на финансирование раздела по повышению качества правовой пропаганды населения требуется 19,8 млн сомов. Подтвержденные возможности составляют 13,0 млн сомов, или 65,4 % от потребности. Около 6,8 млн сомов предстоит изыскать, в том числе из средств республиканского бюджета (2,1 млн сомов в 2020 году для проведения социологических опросов в рамках работы по анализу состояния правовой культуры в стране) и донорских организаций (4,7 млн сомов).

Таким образом, реализация приоритетов, задач и мер Концепции требует финансовых ресурсов на общую сумму 101,3 млн сомов, из которых обеспечены подтвержденным финансированием 41,7 %, или 42,2 млн сомов.

 

vii. Мониторинг и оценка реализации Концепции

 

Регулярный мониторинг и оценка выполнения Концепции и мероприятий Плана станут эффективным инструментом отслеживания прогресса в их реализации, который позволит принимать своевременные решения и вносить коррективы.

Согласованная система индикаторов будет являться неотъемлемой составляющей мониторинга, промежуточной и финальной оценки прогресса в реализации приоритетов, обозначенных на 2016-2020 годы в рамках настоящей Концепции. Индикаторы мониторинга и оценки будут иметь качественные и количественные характеристики, ориентированы на человека, его права, свободы и интересы.

Источниками информации для мониторинга будут результаты опросов населения, независимая оценка и отчеты органов государственного управления и местного самоуправления.

Индикаторы мониторинга и оценки позволят отслеживать промежуточные результаты выполнения Концепции с учетом заложенных ресурсов, а также конечные результаты через индикаторы выполнения поставленных целей и задач.

Результаты мониторинга и оценки как управленческого инструмента будут использоваться для корректировки Плана мероприятий по реализации Концепции, повышения потенциала исполнителей и партнеров, рационального использования ресурсов.

Приложение 2

 

Утвержден

постановлением Правительства

Кыргызской Республики

от 14 марта 2016 года № 122

 

 

План мероприятий

по реализации Концепции повышения правовой культуры населения

Кыргызской Республики на 2016-2020 годы

 

п/п

Задачи

Меры/Действия

Срок реализации

Ожидаемые результаты (продукт)

Ответственные исполнители

Раздел I. Развитие правового обучения и воспитания

1.1

Систематизация

 

и расширение правового обучения и воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрить в воспитательные программы дошкольных образовательных организаций занятий по духовно-нравственному и гражданско-правовому воспитанию:

 

- уважение к государственной символике (герб, флаг, гимн) и языку, Конституции и законам, культурным, национальным и др. ценностям;

- уважение и соблюдение прав и свобод других лиц вне зависимости от пола, расы, языка, вероисповедания, этнической принадлежности и других признаков

2017 год

 

 

 

Создана необходимая предметно-развивающая среда по формированию позитивного поведения личности с раннего возраста

 

МОН

 

1.2

Разработать цикл мультипликационных программ для детей дошкольного возраста на темы гражданско-правового воспитания

2017 год

Процесс духовно-нравственного и гражданско-правового воспитания детей дошкольного возраста обеспечен специально разработанным циклом мультипликационных программ

МОН

1.3

Разработать вариативные модули (4 и 8 часов) для системы повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций по общим вопросам права и правам ребенка

2018-2020 годы

Освоение и овладение необходимыми правовыми знаниями

МОН

1.4

Включить знакомство с правами человека и отраслями права на доступном для детей уровне в курс «Родиноведение» для начальной школы (1-4 классы)

2017-2020 годы

100 % школьников 1-4 классов охвачены обучением по основам права

МОН

1.5

Включить в курс «Человек и общество» для основного общего образования (5-7 классы) материалы по вопросам права, уважения к праву/верховенства права

2017-2020 годы

100 % школьников 5-7 классов охвачены обучением по основам права

МОН

1.6

Разработать, внедрить пакет обучающих материалов для учащихся 9-11 классов и методическое пособие для учителей по вопросам уважения к праву/верховенства права

2016-2018 годы

Процесс правового обучения и воспитания детей школьного возраста обеспечен специально разработанными методическими комплексами

МОН

1.7

Провести курсы повышения квалификации для учителей по основам права

2018-2020 годы

Освоение и овладение необходимыми правовыми знаниями

МОН,

КГЮА

1.8

Внедрить в воспитательные планы общеобразовательных организаций мероприятия по ненасильственному разрешению конфликтов

2017 год

Снижение количества случаев правонарушений, связанных с насилием, школьным рэкетом

МОН,

МТСР,

Омбудсмен (Акыйкатчы)

(по согласованию)

1.9

Проводить ежегодные олимпиады для учащихся (школьников) по основам права («Человек и общество»)

Ежегодно

Стимулирование учеников (школьников) изучать нормы права

МОН,

Омбудсмен (Акыйкатчы)

(по согласованию)

1.10

Внедрить программы по правовому воспитанию детей, содержащихся в детских учреждениях интернатного типа, а также правовому и религиозному просвещению лиц, находящихся в местах лишения свободы

2017-2019 годы

Повышение уровня правовой и религиозной грамотности, в том числе путем укрепления принципов уважения к различным воззрениям и убеждениям, предупреждения распространения

религиозной нетерпимости, радикализма и экстремизма

МОН,

ГСИН,

ГКНБ,

Омбудсмен (Акыйкатчы)

(по согласованию),

ГКДР

(по согласованию),

ДУМК

(по согласованию)

 

1.11

Провести курсы повышения квалификации для муниципальных служащих по основам права

Постоянно

Повышение правовой компетентности муниципальных служащих

ГАМСУМО,

ГКС

(по согласованию)

 

1.12

Запустить образовательные медиапроекты по повышению уровня правовой культуры граждан через СМИ, а также интернет-пространство

2016-2020 годы

Граждане имеют возможность повышать правовую грамотность через СМИ, интернет-пространство

МЮ,

МКИТ,

Омбудсмен (Акыйкатчы)

(по согласованию),

ОТРК

(по согласованию),

ЭЛТР,

«Кыргыз Туусу»,

«Эркин Тоо»,

«Слово Кыргызстана»

Раздел II. Повышение эффективности правовой пропаганды населения

2.1

Повышение эффективности правовой пропагандыРазработать методическое пособие по правовой пропаганде населения для государственных органов

III-IV кварталы 2016 года

Создание методической базы для эффективной правовой пропаганды среди разных групп населения

МЮ,

НИСИ

 

2.2

Внедрить государственный социальный заказ по повышению правовой культуры граждан в регионах

2016-2020 годы

Вовлечение институтов гражданского общества и органов местного самоуправления, расширение мероприятий по правовой пропаганде в регионах и проявление новых форм и методов повышения правовой культуры

МЮ,

МФ,

ГАМСУМО

2.3

Разработать медиаплан по повышению правовой культуры населения

IV квартал 2016 года

Повышение правовой культуры населения через средства массовой информации

МЮ,

МКИТ,

Омбудсмен (Акыйкатчы)

(по согласованию),

ОТРК

(по согласованию),

ЭЛТР,

«Кыргыз Туусу»,

«Эркин Тоо»,

«Слово Кыргызстана»

2.4

Провести анализ состояния правовой культуры в стране

2020 год

Мониторинг и оценка состояния правовой культуры в стране

НИСИ

2.5

Создать праворазъяснительные разделы (рубрики) на ведомственных сайтах государственных и муниципальных органов, в которых разместить (обнародовать) необходимую правовую информацию

1 марта

2016 года

Функционирование праворазъяснительных разделов (рубрик), посредством которого граждане имеют возможность ознакомиться соответствующей отраслевой правовой информацией

Министерства

и ведомства,

Верховный суд

(по согласованию),

Генпрокуратура (по согласованию),

Омбудсмен (Акыйкатчы)

(по согласованию)

ЦИК

(по согласованию),

Судебный департамент

(по согласованию),

мэрии городов Бишкек и Ош

(по согласованию),

аппараты полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях

2.6

Укрепление доверия граждан к государству и его институтам, эффективности правовой системыРазработать ведомственные планы мероприятий по повышению коэффициента индекса

 

доверия населения к государственным и муниципальным органам

II полугодие 2016 года

1) Доверие населения к деятельности государственных и муниципальных органов;

2) удовлетворенность населения государственными и муниципальными услугами;

3) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов

Министерства

и ведомства,

Верховный суд

(по согласованию),

Генпрокуратура

(по согласованию),

ЦИК

(по согласованию),

Судебный департамент

(по согласованию),

мэрии городов Бишкек и Ош

(по согласованию)

2.7

Дополнить положения министерств, ведомств функцией по проведению мероприятий по правовой пропаганде населения согласно курируемым отраслям и ввести практику отчетности по осуществлению данной функции

II полугодие 2016 года

Вовлечение государственных органов в работу по проведению мероприятий по правовой пропаганде населения

МЮ,

министерства

и ведомства

2.8

Включить в планы действий/обязательств руководителей министерств и ведомств:

 

- проведение широкой информационной кампании о проделанной работе;

- осуществление выступлений в СМИ с разъяснением НПА согласно курируемым отраслям

Согласно утвержденному плану

Формирование положительного имиджа у населения о работе министерств и ведомств, наличие представления у них об отраслевых законодательствах

Министерства

и ведомства

2.9

Разъяснительные лекции в общеобразовательных организациях (школах) и высших учебных заведениях (вузах) на правовую тематику

Ежегодно

Создание диалоговой площадки

Министерства

и ведомства,

Генпрокуратура

(по согласованию),

Омбудсмен (Акыйкатчы)

(по согласованию),

ЦИК

(по согласованию)

 

2.10

Пропаганда правомерного поведения человека и гражданинаРазработать и выпустить медиапродукты для наглядного подтверждения эффективности правовых способов разрешения споров (конфликтов)

1 декабря

2016 года

Расширение практики ненасильственного разрешения споров (конфликтов)

МЮ,

МКИТ,

ОТРК

(по согласованию),

ЭЛТР,

«Кыргыз Туусу»,

«Эркин Тоо,

«Слово Кыргызстана»

2.11

Внедрить практику распространения положительных примеров правового поведения граждан через СМИ и интернет-пространство

Постоянно

Созданы положительные примеры

правового поведения

МЮ,

МВД,

ГСИН,

МКИТ,

Омбудсмен (Акыйкатчы)

(по согласованию),

ОТРК

(по согласованию),

ЭЛТР,

«Кыргыз Туусу»,

«Эркин Тоо»,

«Слово Кыргызстана»

2.12

Внедрить практику предоставления правовой информации и консультации посредством «Автобуса солидарности»

2016-2017 годы

Оказание бесплатной квалифицированной юридической помощи

МЮ,

мэрии городов

(по согласованию),

местные государственные администрации,

ПРООН

(по согласованию)

2.13

Разработать типовой план мероприятий и методические пособия по профилактике правонарушений для общественно-профилактических центров

1 апреля

2016 года

Снижение случаев правонарушений на территории айылных аймаков

МВД,

ГАМСУМО

2.14

Учредить ежегодную премию для журналистов за лучшее освещение подходов к повышению правовой культуры

2016-2020 годы

Стимулирование журналистов освещать правовые вопросы, вопросы уважения к праву

МКИТ,

Омбудсмен (Акыйкатчы)

(по согласованию),

ОТРК

(по согласованию),

ЭЛТР

2.15

Создать и транслировать социальные ролики по правовой тематике:

 

- предупреждение противоправного поведения водителей на дорогах;

- предупреждение перекрытия дорог;

- формирование антикоррупционного правосознания граждан;

- повышение избирательного правосознания граждан, в том числе электоральной активности;

- прекращение насилия над детьми

2016-2020 годы

Внедрение в общественное правосознание добросовестного исполнения обязанностей и соблюдение правовых норм

МЮ,

МВД,

ЦИК

 (по согласованию),

МТСР,

МКИТ,

ОТРК

(по согласованию),

ЭЛТР

 

        

 

Список сокращений:

 

МЮ                    -        Министерство юстиции Кыргызской Республики;

МОН                   -        Министерство образования и науки Кыргызской Республики;

МФ                     -        Министерство финансов Кыргызской Республики;

МВД                   -        Министерство внутренних дел Кыргызской Республики;

МТСР                 -        Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики;

МКИТ                -        Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики;

ГКНБ                 -        Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики;

ГАМСУМО       -        Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических

отношений при Правительстве Кыргызской Республики;

ГСИН                 -        Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской

Республики;

Генпрокуратура         -       Генеральная прокуратура Кыргызской Республики;

ГКС                    -        Государственная кадровая служба Кыргызской Республики;

ГКДР                  -        Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики;

НИСИ                -        Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики;

ЦИК                   -        Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики;

КАО                             -        Кыргызская академия образования;

КГЮА                -        Кыргызская государственная юридическая академия;

ОТРК                  -        Общественная телерадиовещательная корпорация Кыргызской Республики;

ЭЛТР                  -        Телерадиовещательная компания Кыргызской Республики «Общественное телевидение — ЭЛТР»;

ДУМК                —        Духовное управление мусульман Кыргызстана;

ПРООН              -        Программа развития Организации Объединенных Наций.

 

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Может ли гражданин Кыргызской Республики заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?

Каков размер минимального уставного капитала для акционерного общества?

В какие государственные органы необходимо обратиться для регистрации юридического лица?

Сколько участников требуется, чтобы зарегистрировать закрытое акционерное общество?

В какие сроки осуществляется регистрация коммерческих организаций?

Какие документы необходимы для регистрации общественного фонда?

При каких случаях требуется перерегистрация юридического лица?

С какого момента юридическое лицо считается зарегистрированным?

При каких случаях допускается отказ в регистрации юридического лица?

Что означает осуществление «государственной регистрации по принципу «единого окна»?

Можно ли осуществлять деятельность без регистрации юридического лица?

Иностранный гражданин или юридическое лицо может ли создать юридическое лицо в Кыргызстане?

Когда можно заново подать документы после отказа в регистрации юридического лица?

Что должно содержать решение о создании ОсОО?

Кто такие учредители юридического лица?

В случае изменения местонахождения юридического лица с иностранным участием необходимо ли пройти перерегистрацию?

В какой орган юстиции подаются документы для регистрации юридического лица, филиала, представительства, если его учредителем является юридическое лицо Кыргызской Республики с иностранным участием?

Необходимо ли представление учредительных документов при регистрации юридического лица, филиала, представительства?

Чем отличается филиал от представительства?

Может ли филиал или представительство выступать учредителем юридического лица?

Где можно получить образцы решений о создании юридических лиц, филиалов (представительств)?

Где можно получить информацию о зарегистрированных юридических лицах?

Какой минимальный срок предъявления претензий со стороны кредиторов ликвидируемого юридического лица?

Предусмотрена ли ответственность за непредставление сведений об изменениях руководителя юридического лица?

Существуют ли сроки, в течение которых должна быть представлена в органы юстиции выписка из реестра о том, что иностранное юридическое лицо, выступающее учредителем юридического лица на территории Кыргызской Республики, является действующим по законодательству своей страны?

Порядок проведения регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)


База данных НПА

Подробнее

Карта поставщиков юридических услуг

Подробнее

База данных Юридических лиц и СМИ

Подробнее

Регистрация юридических лиц

Подробнее

Апостилирование

Подробнее

Нотариат и адвокатура

Подробнее

7d4db68a5235974960713fc6bb5a547720170731105642.gif1a006d90a40d69b9a15aeadf2ed1250720170913044224.gif

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Новости -

Анонсы -

Блиц-опрос

Какие нотариальные действия, совершаемые частными и государственными нотариусами, вызывают у Вас наибольший интерес?


Система Orphus

Старая версия сайта