23 Сентябрь, 2017
Кыр Рус Eng
little middle big
fbgpgp rss
mobile logo
Министерство юстиции
Кыргызской Республики
search
Уважаемые посетители и друзья! Добро пожаловать на официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики!

С уважением, Министр юстиции Кыргызской Республики Уран Ахметов

Электронная приемная

+996 (312) 65-18-05

г. Бишкек, ул. Молодая Гвардия 32

ep@minjust.gov.kg

Пн-Пт, 09:00-18:00


Телефон доверия:

+996 (312) 65-10-10

Задать вопрос

История образования Министерства


Отечественная система юстиции берет начало с 15 ноября 1917 года, когда в Ташкенте, 3 краевой съезд Советов рабочих солдатских и крестьянских депутатов рассмотрел вопрос о создании краевого правительства, в котором было создано несколько комиссариатов, и среди них, комиссариат юстиции. Однако на путь самостоятельного развития система юстиции встала с образованием автономной, а впоследствии, и союзной республики.

C 7-12 марта 1927 г. в здании исторического музея проходил Учредительный съезд Киргизской АССР, где была принята Декларация о создании КАССР. Вслед, состоялась первая сессия Центрального Исполнительного Комитета, в ходе которой председателем ЦИК был избран А.Орозбеков, председателем СНК – Ю.Абдрахманов, а Народным комиссаром юстиции стал Ташмухамед Худайбергенов.

Приказом Наркома юстиции КАССР от 3 октября 1928 года № 1 были созданы следующие штатные отделы: отдел прокуратуры, общий отдел, отделения суда по уголовным и гражданским делам.

Верховный суд КАССР находился в полном подчинении Народного комиссариата юстиции КАССР, который осуществлял надзор за исполнением законодательства судебными учреждениями, прокуратурой, следственными органами. Особое внимание уделялось выполнению основной задачи – охране правопорядка и законности.

Наркомат юстиции исполнял следующие функции: издавал приказы юридического характера, готовил законопроекты, разрабатывал и осуществлял меры по развитию судебно-следственного аппарата, осуществлял общее руководство исправительно-трудовым комитетом, выносил заключения по законам СССР и РСФСР.

25-30 апреля 1929 года произошло важнейшее историческое событие в жизни кыргызского народа – на втором Республиканском съезде КАССР была принята первая Конституция, послужившая укреплению основ государственного строя, определению гражданских прав и обязанностей.

Для подготовки кадров для наркомата юстиции были открыты шестимесячные юридические курсы, в последующем, преобразованные в постоянно действующую годичную правовую школу, по окончании которой выпускники направлялись на прокурорскую, судебно-исследовательскую работу. В середине 1936 г. в связи с изменением структур НКЮ СССР и Верховного суда СССР от системы НКЮ КАССР отделяются Верховный суд КАССР, а затем и республиканская прокуратура.

5 декабря 1939 г. произошло другое важное историческое и политическое событие – КАССР была преобразована в Киргизскую Советскую Социалистическую Республику. В декабре 1940 г. была утверждена структура наркомата юстиции. В дополнение к существующим отделам при наркомате образовались контрольно-инспекторская группа, секретариат и архивный отдел, а областные управления НКЮ состояли из судейского сектора, отдела кадров, финансово-хозяйственного сектора и секретариата.

На наркомат юстиции КССР возлагалось исполнение следующих задач:

1. контроль за исполнением судами положений о судебном устройстве, уголовного, гражданского и процессуального кодексов, а также за обеспечением объединенной судебной практики;

2. руководство организацией судебной системы, выборами судей и организационно-хозяйственным обслуживанием судов;

3. контроль и инструктаж судебных учреждений;

4. общее руководство и контроль за деятельностью производственно-товарищеских, аильных, сельских общественных судов;

5. судебная статистика и учет лиц, лишенных избирательных прав судом;

6. контроль за исполнением законодательства;

7. общее руководство и контроль нотариата;

8. руководство и подготовка изданий правовой литературы на кыргызском языке;

9. ведение дел по кодификации законов КССР, подготовка заключений для СНК.

Создаются новые группы и отделы: сектор статистики, секретно-шифровальный отдел и архив. В дальнейшем, добавились отделы по организации и контролю за работой судебных органов и по руководству за работой адвокатуры и судебных исполнителей.

Структура НКЮ КССР состояла из:

1.отдела судебных учреждений;

2.отдела оказания юридической помощи и судебной защиты населения;

3.отдела нотариата;

4.отдела кодификации законодательства КССР;

5.отдела подготовки, учета и распределения кадров;

6.финансового отдела.

В состав коллегии  Народного комиссариата юстиции  входили заместитель  наркома,  заведующие отделами судебных учреждений, отдела кадров и отдела кодификации.

Перед началом Великой Отечественной Войны в КССР работало 5 областных управлений юстиции, однако война потребовала реорганизации и мобилизации всей деятельности советского государства.

На состоявшемся в июле 1941 г. чрезвычайном совещании при наркомате юстиции, на военный трибунал и правоохранительные органы возлагались задачи борьбы с правонарушениями в тылу: нарушения трудовой дисциплины на предприятиях военной промышленности, уклонение от обязательного прохождения курса военной подготовки, и нарушения правил военного учета. На органы юстиции и судебные органы возлагалось проведение комплекса мероприятий, направленных на укрепление обороноспособности страны,  на борьбу с дезертирством, спекуляцией. Поэтому с января 1942 г. НКЮ имело право  привлекать к уголовной ответственности уклоняющихся от воинского учета и исполнения воинского долга.

В марте 1946 г. Наркомат юстиции республики преобразован в Министерство юстиции Киргизской ССР, в компетенции которого оставалось выполнение тех же функций   и задач.

Однако в 1958 г., под мотивом того, что многие центральные органы стали дублировать отдельные функции и осуществление централизованного руководства усложнилось, Министерство юстиции было ликвидировано, а его функции переданы Верховному Суду.

После упразднения Министерства юстиции при Совете Министров Киргизской ССР была образована юридическая комиссия, которая занималась разработкой положений Гражданского кодекса, обсуждением его статей и внесением предложений по пересмотру других законодательных актов. В ведение Юридической комиссии передавалась и адвокатура.

Со временем, в связи с увеличением многообразия задач в различных областях советской системы, возникла острая необходимость дополнять и корректировать все существовавшие нормативно-правовые акты в союзном масштабе. Но, только силами сотрудников судебных органов и юридической комиссии решить данную проблему не представлялось возможным и в целях улучшения качества издаваемых законодательных актов в 1970 г. вновь образовано Министерство юстиции Киргизской ССР.

На Министерство юстиции вновь возлагались задачи руководства и координирования работы судов, кодификация законов, разъяснение и пропаганда населению правовых знаний, руководство деятельностью нотариатом, адвокатурой, регистрация записей актов гражданского состояния, руководство учреждениями судебно-медицинской экспертизы, и т.д.

В функции Министерства юстиции входило следующее:

- защита законных интересов государственных, кооперативных, общественных организаций;

- развитие и улучшение правоприменительной практики;

- разработка предложений по организации судов;

- проведение социологических исследований в целях борьбы с преступностью и укреплению законности;

- контроль и руководство за исполнением судебных решений и приговоров;

-  кодификация законов Киргизской ССР.

В конце 80-х годов особое внимание уделялось принятию мер по правовому обеспечению политических, социально-экономических и личных прав граждан. В связи с этим ставилась задача ускорения подготовки и порядка рассмотрения проектов законов, гарантирующих права и свободы человека, открытой печати, религиозного вероисповедания, добровольных обществ и объединений, т.е. обеспечение гражданских прав требовало принципиально нового подхода.

В 1986 – 1990 г.г. был рассмотрен целый ряд вопросов по развитию всей правовой системы республики.

80-е годы ознаменовались становлением новых демократических устоев. Началось внедрение принципов правового государства, рыночной экономики, защиты прав и свобод человека.

31 августа 1991 г. Верховный Совет Кыргызской Республики торжественно огласил «Декларацию о государственном суверенитете Кыргызской Республики». Наша страна встала на путь самостоятельного, независимого развития.

После обретения независимости Кабинетом Министров Республики Кыргызстан 15 апреля 1991 года за №153 было утверждено Положение о Министерстве юстиции Республики Кыргызстан. С этого момента начинается новая история кыргызской юстиции. В соответствии с вышеуказанным положением основными задачами Министерства юстиции Республики Кыргызстан являлись: подготовка проектов законодательных актов, проведение юридической  экспертизы проектов нормативных актов, систематизация и совершенствование законодательства, организационное обеспечение деятельности судов, руководство нотариатом, судебно-экспертными учреждениями, органами записи актов гражданского состояния,  правовой работой в народном хозяйстве, правовое воспитание и юридическое обучение населения, а также общее руководство адвокатурой.

В целях повышения роли и ответственности органов юстиции при проведении правовой политики Президентом Республики Кыргызстан подписан Указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции Республики Кыргызстан» от 16 июня 1992 года, согласно которому на Министерство юстиции Республики Кыргызстан дополнительно возложено осуществление функций по обеспечению и координации работы по практической реализации судебно-правовой реформы, проведению правовой экспертизы и регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и административных ведомств Республики Кыргызстан, носящих общеобязательный характер, регистрации и выдаче лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг, регистрации республиканских средств массовой информации и контролю за соблюдением законодательства в сфере средств массовой информации. Этим же Указом в ведение Министерства юстиции Республики Кыргызстан были переданы органы ЗАГСа, которые до этого находились в ведении местных исполнительных комитетов.

Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по развитию органов юстиции Кыргызской Республики» от 22 ноября 1996 года №УП-325 на Министерство юстиции Кыргызской Республики возлагается методическое руководство юридическими службами центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по реализации законодательства Кыргызской Республики и организацию учебы их сотрудников по вопросам подготовки законопроектов. Министру юстиции Кыргызской Республики предоставляется право внесения Президенту Кыргызской Республики и в Правительство Кыргызской Республики представлений о привлечении к ответственности должностных лиц органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения законов Кыргызской Республики, указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики, постановлений и распоряжений Правительства Кыргызской Республики.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 июня 1998 года №332 в ведение Министерства юстиции передается Республиканская залоговая контора, а постановлением Правительства от 30 апреля 1999 года N 243 Республиканская научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз преобразуется в Государственный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.

Указом Президента Кыргызской Республики от 28 декабря 2000 года УП №363 Судебный департамент Кыргызской Республики реорганизован в Судебный департамент при Министерстве юстиции Кыргызской Республики. Эти же Указом поставлен вопрос об изучении вопроса о передаче системы исполнения наказаний из ведения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики в ведение Министерства юстиции Кыргызской Республики.

Во исполнение  Указа  Президента Кыргызской Республики «О мерах по дальнейшему совершенствованию уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики» от 24 октября 2001 года, а также в целях реализации Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 20 марта 2002 года постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 июня 2002 года №391 уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Кыргызской Республики передается в ведение Министерства юстиции Кыргызской Республики.

Указом Президента Кыргызской Республики от 21 апреля 2008 года УП №143 Судебный департамент при Министерстве юстиции Кыргызской Республики из ведения Министерства юстиции Кыргызской Республики передан в систему судебной власти Кыргызской Республики с преобразованием в Судебный департамент Кыргызской Республики.

Указом Президента Кыргызской Республики от 26 октября 2009 года УП №425 «О мерах по обеспечению реализации Закона Кыргызской Республики «Об утверждении структуры Правительства Кыргызской Республики» на базе функций Министерства юстиции по вопросам исполнения наказаний и конвоирования осужденных создается Государственная служба исполнения наказания при Правительстве Кыргызской Республики с передачей в его ведение Главного управления исполнения наказания и Департамента по охране исправительных учреждений и конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу. Этим же Указом из ведения Министерства юстиции в ведение Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики передаются функции по регистрации актов гражданского состояния.

В настоящее время, единую систему органов юстиции Кыргызской Республики составляют центральный аппарат, территориальные и подведомственные подразделения Министерства юстиции.

Задачами Министерства юстиции являются:

- нормативное правовое обеспечение деятельности государства в установленной сфере деятельности;

- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечение координации законопроектной деятельности органов исполнительной власти;

- обеспечение процедур регистрации в пределах предоставленных полномочий;

- организация и осуществление судебно-экспертной деятельности.

Для выполнения своих задач Министерство юстиции осуществляет следующие функции:

а) функции нормотворчества и экспертизы:

- проводит работу по систематизации и кодификации законодательства Кыргызской Республики;

- формирует и обобщает планы законопроектных работ Правительства Кыргызской Республики на основе предложений государственных органов, вносит их в установленном порядке на утверждение в Правительство Кыргызской Республики и осуществляет контроль за их исполнением;

- проводит инвентаризацию законодательства в рамках деятельности межведомственной комиссии по инвентаризации нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

- разрабатывает или принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых актов;

- разрабатывает предложения по формированию проекта республиканского бюджета, в части, касающейся финансирования органов юстиции;

- проводит правовую, правозащитную и гендерную экспертизы проектов нормативных правовых актов, вносимых государственными органами на рассмотрение Президента Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики;

- проводит аккредитацию физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по проведению специализированных видов экспертиз проектов нормативных правовых актов (правовой, правозащитной, гендерной, антикоррупционной и экологической);

- осуществляет судебно-экспертную деятельность;

- проводит и развивает в установленном порядке международные связи по правовым вопросам, участвует в подготовке и экспертизе проектов международных договоров и соглашений;

- ведет Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

б) функции координации:

- в целях обеспечения принятия законопроектов, вносимых Правительством Кыргызской Республики, обеспечивает взаимодействие с постоянным представителем Правительства Кыргызской Республики в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики;

- координирует законопроектную деятельность министерств, административных ведомств;

- осуществляет организационно-методическое и техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по имплементации международного гуманитарного права;

- координирует научно-исследовательскую деятельность в сфере судебной экспертизы;

в) функции регулирования:

- осуществляет лицензирование на право занятия частной нотариальной деятельностью;

- осуществляет лицензирование на право занятия адвокатской деятельностью;

г) функции по предоставлению услуг:

- оказывает гарантированную государством юридическую помощь гражданам Кыргызской Республики;

- осуществляет государственную регистрацию, перерегистрацию и регистрацию прекращения деятельности некоммерческих организаций и филиалов (представительств) некоммерческих организаций, средств массовой информации и политических партий;

- ведет государственный реестр некоммерческих организаций и филиалов (представительств) некоммерческих организаций и средств массовой информации;

- осуществляет нотариальные действия;

- ведет государственный реестр государственных и частных нотариусов;

- ведет государственный реестр адвокатов;

- осуществляет государственную регистрацию залоговых сделок;

- ведет единый государственный реестр залоговых сделок;

- осуществляет аппостилирование, исходящих от Кыргызской Республики документов, кроме судебных и правоохранительных;

- предоставляет информацию заинтересованным физическим и юридическим лицам из централизованного банка данных правовой информации Кыргызской Республики;

- представляет в порядке, установленном законодательством, интересы Правительства Кыргызской Республики в судебных органах в рамках полномочий Министерства юстиции;

д) функции поддержки:

- содействие деятельности уполномоченного государственного органа в области государственной службы в вопросах подбора, расстановки и повышения квалификации кадров органов юстиции;

- организует курсы повышения квалификации для нотариусов и адвокатов;

- осуществляет организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по отчуждению жилых домов и квартир жилого фонда иностранным юридическим и физическим лицам на территории Кыргызской Республики;

- ведет централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики;

- организует материально-техническое обеспечение и финансирование органов юстиции, в том числе по строительству и ремонту их зданий, обеспечивает организацию бухгалтерского учета и отчетности, принимает решения по вопросам материального и социального обеспечения работников органов юстиции, а также другие меры по организации деятельности органов юстиции;

- осуществляет анализ, оценку и мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля, надежности и достоверности финансовой и управленческой информации, результативности, экономичности и эффективности деятельности и управления, сохранности активов и соблюдения законодательства Кыргызской Республики в органах юстиции;

- осуществляет в соответствии с законодательством работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов министерства.

Министерство юстиции осуществляет также иные функции, возложенные на него законодательством.

Руководство органов юстиции с момента их образования.

Худайбергенов Ташмухамед – нарком юстиции Киргизской АССР (1927-1929 г.г.);

Жоломанов Искендер Джанузакович – нарком юстиции Киргизской АССР (1929-1934 г.г.);

Табельдинов Каратал – нарком юстиции Киргизской ССР (1935-1937 г.г);

Урицкий Анатолий Григорьевич – нарком юстиции Киргизской ССР (1939-1940 г.г.);

Климов Сергей Алексеевич – нарком юстиции Киргизской ССР (1940-1942 г.г.);

Али Мамедов Сафар Гусейн Заде – нарком юстиции Киргизской ССР (1942-1943 г.г.);

Лавренков Иван Кузьмич – министр юстиции Киргизской ССР (1945-1949 г.г.);

Ташкулов Рашид Ташкулович – министр юстиции Киргизской ССР (1949-1952 г.г.);

Шаменов Кожоналы – министр юстиции Киргизской ССР (1953-1958 г.г.);

Жумабаев Мухтарбек Акматбекович – министр юстиции Киргизской ССР (1970-1980 г.г.);

Абакиров Джумабек Абдыласович – министр юстиции Киргизской ССР (1981-1983 г.г.);

Абдыралиев Аскар – министр юстиции Киргизской ССР (1983-1986 г.г.);

Алымбеков Мадан – министр юстиции Киргизской ССР (1986-1989 г.г.);

Табалдиев Бусурманкул Беркутович – министр юстиции Киргизской ССР (1989-1991 г.г.);

Мукамбаев Усуп Мукамбаевич – министр юстиции Кыргызской Республики (1992-1993 г.г.);

Чолпонбаев Мукар Шалтакович – министр юстиции Кыргызской Республики (1993-1995 г.г.);

Гутниченко Лариса Викторовна – министр юстиции Кыргызской Республики (1995-1998 г.г.);

Бейшеналиева Нэля Николаевна – министр юстиции Кыргызской Республики (1998-2001 г.г.);

Абдрахманов Жакып Токтобекович – министр юстиции Кыргызской Республики (2001-2002 г.г.);

Нарымбаев Данияр Ильич – министр юстиции Кыргызской Республики в 2002 г.;

Осмонов Курманбек Эргешович – министр юстиции Кыргызской Республики (2002-2004 г.г.);

Бейшеналиева Нэля Николаевна – министр юстиции Кыргызской Республики (2004-2005 г.г.);

Кайыпов Марат Таштанович – министр юстиции Кыргызской Республики (2005-2008 г.г.);

Турсункулов Нурлан Жанышевич – министр юстиции Кыргызской Республики (2008-2009 г.г.);

Абдиев Курмантай Абдиевич – министр юстиции Кыргызской Республики (2009-2010 г.г.);

Салянова Аида Женишбековна – министр юстиции Кыргызской Республики с апреля по декабрь 2010 года;

Мухамеджанов Абылай Жумакадырович – министр юстиции Кыргызской Республики (2010-2011 г.г.);

Шыкмаматов Алмамбет Насырканович — министр юстиции Кыргызской Республики (2011-2015 г.г.);

Мамбеталиева Жылдыз Жээнбаевна —  министр юстиции Кыргызской Республики с февраля 2015 года по настоящее время.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Может ли гражданин Кыргызской Республики заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?

Каков размер минимального уставного капитала для акционерного общества?

В какие государственные органы необходимо обратиться для регистрации юридического лица?

Сколько участников требуется, чтобы зарегистрировать закрытое акционерное общество?

В какие сроки осуществляется регистрация коммерческих организаций?

Какие документы необходимы для регистрации общественного фонда?

При каких случаях требуется перерегистрация юридического лица?

С какого момента юридическое лицо считается зарегистрированным?

При каких случаях допускается отказ в регистрации юридического лица?

Что означает осуществление «государственной регистрации по принципу «единого окна»?

Можно ли осуществлять деятельность без регистрации юридического лица?

Иностранный гражданин или юридическое лицо может ли создать юридическое лицо в Кыргызстане?

Когда можно заново подать документы после отказа в регистрации юридического лица?

Что должно содержать решение о создании ОсОО?

Кто такие учредители юридического лица?

В случае изменения местонахождения юридического лица с иностранным участием необходимо ли пройти перерегистрацию?

В какой орган юстиции подаются документы для регистрации юридического лица, филиала, представительства, если его учредителем является юридическое лицо Кыргызской Республики с иностранным участием?

Необходимо ли представление учредительных документов при регистрации юридического лица, филиала, представительства?

Чем отличается филиал от представительства?

Может ли филиал или представительство выступать учредителем юридического лица?

Где можно получить образцы решений о создании юридических лиц, филиалов (представительств)?

Где можно получить информацию о зарегистрированных юридических лицах?

Какой минимальный срок предъявления претензий со стороны кредиторов ликвидируемого юридического лица?

Предусмотрена ли ответственность за непредставление сведений об изменениях руководителя юридического лица?

Существуют ли сроки, в течение которых должна быть представлена в органы юстиции выписка из реестра о том, что иностранное юридическое лицо, выступающее учредителем юридического лица на территории Кыргызской Республики, является действующим по законодательству своей страны?

Порядок проведения регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)


База данных НПА

Подробнее

Карта поставщиков юридических услуг

Подробнее

База данных Юридических лиц

Подробнее

Регистрация юридических лиц

Подробнее

Апостилирование

Подробнее

Нотариат и адвокатура

Подробнее

7d4db68a5235974960713fc6bb5a547720170731105642.gif1a006d90a40d69b9a15aeadf2ed1250720170913044224.gif

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Новости -

Анонсы -

Блиц-опрос

Как часто Вы пользуетесь базой данных законодательства - Централизованным банком данных правовой информации (ЦБД) на нашем сайте?


Система Orphus

Старая версия сайта