20 Апрель, 2024
Кыр Рус Eng
little middle big
fbgpgp rss
mobile logo
Министерство юстиции
Кыргызской Республики
search
Уважаемые посетители сайта и друзья! Добро пожаловать на официальный сайт Министерства юстиции Кыргызской Республики! С уважением министр юстиции Кыргызской Республики Аяз Баетов!

Электронная приемная

+996 (312) 62-62-10 (+195)

г. Бишкек, проспект Молодой Гвардии 32

ep@minjust.gov.kg

Пн-Пт, 09:00-18:00


Телефон доверия:

+996 (312) 65-10-10

Задать вопрос

Инструкция по законодательной технике


 
 
Приложение
к постановлению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
от 26 июня 2015 года № 5389-V
ИНСТРУКЦИЯ
по законодательной технике
 
Настоящая Инструкция по законодательной технике (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" для применения ее при законопроектной работе.
Целью Инструкции является обеспечение качества законов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.
Глава 1. Общие требования к законопроекту
1. Проект конституционного закона, кодекса, закона (далее - закон) должен быть изложен в настоящем времени, лаконично и в утвердительной форме, с соблюдением норм официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
2. Законопроект должен быть внутренне согласованным, логично построенным и соответствовать законодательной технике.
3. При изложении текста законопроекта сначала размещаются общие, затем более конкретные положения.
4. При изложении правовых норм законопроекта следует избегать как чрезмерно обобщенных, так и чрезмерно детализированных формулировок, а также дублирования нормативных предписаний и их множественности по одному и тому же вопросу.
Рекомендуется использовать в одном предложении законопроекта не более 20 слов, за исключением наименований государственных органов и наименований международных договоров Кыргызской Республики.
5. Терминология законопроекта должна быть единообразной. Для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одинаковые термины.
При использовании терминов следует исходить из их общепринятых определений. В случае необходимости в проекте дается определение (толкование) юридических, технических и других специальных терминов.
6. Наименования законопроекта, частей, разделов, подразделов, глав, параграфов и статей должны быть лаконичными, четко сформулированными и отражать их содержание, а также основной предмет правового регулирования.
7. Наименование законопроекта не должно в обязательном порядке включать слова "Кыргызской Республики", "в Кыргызской Республике", за исключением случаев, когда в наименовании законопроекта указываются международные договоры Кыргызской Республики, наименования государственных органов и т.п.
Примеры правильного включения:
О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
 
О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2010 год
 
О государственных символах Кыргызской Республики
 
О градостроительстве и архитектуре
 
Об организациях здравоохранения
 
О риэлтерской деятельности
 
Примеры неправильного включения:
 
О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики
 
Об организациях здравоохранения Кыргызской Республики
 
О риэлтерской деятельности в Кыргызской Республике
8. Наименование законопроекта, которым вносятся изменения в один закон, должно содержать наименование этого закона.
Примеры:
 
О внесении изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики "О статусе судей Кыргызской Республики"
 
О внесении изменений в Воздушный кодекс Кыргызской Республики
 
О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О пастбищах"
9. Наименование законопроекта, которым вносятся изменения в несколько законов, должно содержать в скобках наименование законов, в которые вносятся изменения (не более трех), или содержать краткое указание на сферу регулируемых общественных отношений, или может содержать указание на вопросы, подлежащие регулированию данным законопроектом (если из наименования законопроекта нельзя четко определить сферу регулируемых общественных отношений).
Примеры:
 
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, закон Кыргызской Республики "О государственной службе")
 
О внесении изменений в законодательные акты в сфере недропользования
О внесении изменений в законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам социального обеспечения
 
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе
10. Не рекомендуется включать в наименование законопроекта слова, взятые в скобки.
Пример:
 
О банкротстве (несостоятельности)
 
рекомендуется: О банкротстве
 
О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования"
 
рекомендуется: О персонифицированном учете граждан Кыргызской Республики для целей обязательного государственного социального страхования
11. Нормативные предписания о порядке вступления в силу законопроекта и поручения государственным органам (организациям) излагаются в виде заключительных положений законопроекта.
12. В тексте законопроекта не допускается употребление просторечий, многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, а также сокращенных слов (аббревиатур), кроме общеизвестных (например, ООН, СНГ, ГОСТ и другие).
13. Сокращенные наименования географических объектов, административно-территориальных единиц, государственных органов (организаций), а также должностей в законодательном акте указываются в точном соответствии с полными официальными наименованиями. Сокращения наименований географических объектов, административно-территориальных единиц, государственных органов (организаций), а также должностей допускаются лишь в тех случаях, когда эти наименования являются официальными (например, органы местного самоуправления - органы МСУ).
14. В случае если в законопроекте содержится неоднократное упоминание государственного органа (организации), рекомендуется указывать его как "уполномоченный государственный орган в сфере..." (например, уполномоченный государственный орган в сфере образования, здравоохранения, обороны и т.д.).
15. Если наименования географических объектов, административно-территориальных единиц, государственных органов (организаций), а также должностей состоят из нескольких слов, то полное официальное название дается при первом его упоминании в законодательном акте с указанием в круглых скобках сокращенного (условного) обозначения для использования в последующих положениях (например, Министерство внутренних дел Кыргызской Республики (далее - МВД), Министерство иностранных дел Кыргызской Республики (далее - МИД) и т.д.).
16. В законопроекте количественные, порядковые и дробные числа выражаются в цифровой, буквенной и буквенно-цифровой формах.
17. Законопроект представляется на государственном и официальном языках в электронном формате (шрифт TIMES NEW ROMAN размером 12), а также в бумажном варианте.
Законопроекты (в том числе приложения к ним) должны иметь сквозную нумерацию страниц. Номер страницы располагается, как правило, сверху по центру. Номер на первой странице не ставится.
Глава 2. Структура законопроекта
18. Вид и наименование законопроекта печатаются по центру страницы.
19. Наименование вида законопроекта печатается прописными буквами полужирным шрифтом.
Примеры:
 
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
или
 
КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
или
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
20. Наименование законопроекта печатается с прописной буквы полужирным шрифтом соответственно.
Примеры:
 
О внесении изменений в конституционный Закон
Кыргызской Республики "О чрезвычайном положении"
 
или
 
Семейный кодекс Кыргызской Республики
 
или
 
О государственных закупках
21. Преамбула - самостоятельная, не являющаяся обязательной часть законопроекта, которая определяет цели, задачи, причины и условия его принятия и предваряет текст законопроекта.
Преамбула:
1) не содержит нормативные предписания и дефиниции;
2) не делится на структурные элементы статьи и не нумеруется;
3) не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта.
Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
22. Структурными элементами законопроекта являются части, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи, части статей, пункты, подпункты и абзацы.
Данная норма Инструкции не распространяется на законы, принятые до вступления в силу Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" от 20 июля 2009 года № 241.
23. Не допускается введение структурного элемента "раздел", если в законопроекте нет глав.
24. Крупные систематизированные законопроекты (например, кодексы) делятся на части, части - на разделы, разделы - на подразделы, подразделы - на главы, главы - на параграфы.
25. Часть законопроекта - структурный элемент крупных систематизированных законопроектов, объединяющий в себе два или более разделов:
1) обозначается словами;
2) может иметь наименование.
26. Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим полужирным шрифтом.
Примеры:
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
 
или
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
27. Если обозначение части кодекса не указывает на его порядковый номер, а обозначено иными словами, то обозначение части кодекса оформляется в виде наименования.
Примеры:
 
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
 
или
 
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
28. Раздел - структурный элемент законопроекта, объединяющий в себе подразделы и главы.
Раздел имеет:
1) порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
2) наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим полужирным шрифтом.
Пример:
 
РАЗДЕЛ II
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
29. Подраздел - структурная часть крупного законопроекта, в котором имеются главы.
Подраздел имеет:
1) порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
2) наименование.
30. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом по центру страницы в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
Пример:
 
Подраздел 2. Общие положения об обязательствах
31. Глава - структурный элемент значительного по объему законопроекта, объединяющий в себе близкие по содержанию статьи.
Глава:
1) нумеруется арабскими цифрами;
2) имеет наименование.
32. Обозначение главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом.
33. Наименование главы печатается по центру страницы с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
 
Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности
34. Параграф - структурный элемент законопроекта, имеющего главы большого объема.
Параграф:
1) обозначается знаком "§";
2) имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
3) может иметь наименование.
Наименование параграфа печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
Пример:
 
§ 2. Хозяйственные товарищества и общества
35. Статья законопроекта - основной структурный элемент законопроекта, содержащий в себе нормативные предписания.
Статья имеет:
1) порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
2) наименование, но в отдельных случаях (например, в законах, вносящих изменения в действующие законы) может его не иметь.
36. Обозначение статьи и ее порядкового номера печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
37. Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Пример:
 
Статья 33. Сертификация
38. Если статья не имеет наименования, после номера статьи точка не ставится и обозначение статьи печатается с абзацного отступа, с прописной буквы полужирным шрифтом.
Текст статьи печатается с абзацного отступа под обозначением статьи и ее номера.
Примеры:
 
Статья 1
 
Утвердить республиканский бюджет Кыргызской Республики на 2014 год по доходам в сумме 103325757,4 тыс. сомов и расходам в сумме 114794628,1 тыс. сомов согласно приложению 1.
 
или
 
Статья 1
 
Ратифицировать Конвенцию о межгосударственном лизинге.
39. Каждая статья законопроекта должна содержать одно нормативное предписание. Два или несколько нормативных предписаний могут быть помещены в одну статью законопроекта, если одно нормативное предписание не может быть понято полностью без другого.
40. Статья подразделяется на части.
41. Часть статьи - структурный элемент статьи законопроекта, содержащий отдельную норму права, обозначаемый арабской цифрой с точкой.
42. Часть статей подразделяется на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой.
43. Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами алфавита на государственном языке с закрывающейся круглой скобкой.
Пример:
 
Статья 44. Переходные положения
 
1. Со дня вступления в силу настоящего Закона впредь до введения в действие соответствующих технических регламентов требования к продукции и/или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), установленные действующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, определенным настоящим Законом для принятия технических регламентов. (часть 1)
2. Со дня опубликования настоящего Закона Правительство Кыргызской Республики в течение шести месяцев принимает постановления по вопросам:
1) определения исчерпывающего перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 статьи 5 и пунктом 1 статьи 7 настоящего Закона, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков и нормативных правовых актов или стандартов, устанавливающих эти требования и действующих до принятия технических регламентов, при этом: (пункт 1 части 2)
а) не допускается применение двух и более нормативных правовых актов, устанавливающих одни и те же требования; (подпункт "а" пункта 1 части 2)
б) обязательное подтверждение соответствия проводится только в форме сертификации или декларирования соответствия, при этом проведение иных обязательных форм оценки соответствия не допускается; (подпункт "б" пункта 1 части 2)
2) определения процедур по осуществлению государственного контроля (надзора) со стороны специально уполномоченных государственных органов исключительно на стадии обращения продукции и в отношении соблюдения требований указанных нормативных правовых актов. (пункт 2 части 2)
44. В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы.
45. Абзац - часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемое отступом в первой строке и начинающееся со строчной буквы или дефиса, кроме первого абзаца части статьи, который начинается с прописной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме последнего абзаца).
Если предыдущий абзац статьи (пункта) заканчивается точкой и по смысловому значению требует продолжения абзацем, то такой абзац начинается с прописной буквы.
Абзац не имеет цифрового или буквенного обозначения.
Примеры:
 
Статья 25. Органы управления системы защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
 
Органами, осуществляющими обеспечение защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются: (абзац первый)
Правительство Кыргызской Республики; (абзац второй)
уполномоченный орган по защите детей; (абзац третий)
комиссии по делам детей при местных государственных администрациях; (абзац четвертый)
территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей; (абзац пятый)
исполнительный орган местного самоуправления и комиссии исполнительных органов местного самоуправления по социальным вопросам. (абзац шестой)
 
или
 
Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
 
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов Верховный суд проверяет обоснованность требований. (абзац первый части 1)
Требования кредиторов рассматриваются в заседании Верховного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (абзац второй части 1)
2. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются план финансового оздоровления и график погашения задолженности. (часть 2)
46. В случае если статья содержит один или несколько абзацев, начинающихся с прописной буквы после пунктов (подпунктов), то такие абзацы следует считать абзацами соответствующей части.
Пример:
 
Статья 71. Обязанности специального администратора при недостаточности активов
 
1. Если в результате анализа финансового состояния должника установлена недостаточность активов для покрытия затрат процесса банкротства, специальный администратор информирует об этом суд, собрание кредиторов (во внесудебном порядке) и представляет рекомендации о проведении процедуры специального администрирования. В этом случае суд (собрание кредиторов) принимает решение: (абзац первый части 1)
1) завершить процедуру специального администрирования; (пункт 1 части 1)
2) продолжить процедуру специального администрирования и определяет условия проведения этой процедуры, включая освобождение специального администратора от выполнения некоторых обязанностей, предусмотренных настоящим Законом. (пункт 2 части 1)
Специальный администратор прекращает свою деятельность после уведомления регистрирующего органа. В случае проведения процесса банкротства должника (за исключением банков) в судебном порядке специальный администратор освобождается государственным органом по делам о банкротстве в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона. (абзац второй части 1)
В случае недостаточности активов специальный администратор получает вознаграждение в размере двадцати ставок минимальной заработной платы, установленной законодательством. Эта сумма выплачивается из специализированного фонда государственного органа по делам о банкротстве. (абзац третий части 1)
47. В случае если статья состоит из одной части, часть не нумеруется.
В случае если статья состоит из одной части, в которой содержатся абзацы, следующие после двоеточия, то такие структурные элементы обозначаются как пункты.
Пример:
 
Статья 1. Верховный суд
 
Верховный суд действует в составе:
1) Пленума; (пункт 1)
2) судебной коллегии. (пункт 2)
Такое же правило распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте (глоссарий).
Пример:
 
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
 
В настоящем Законе применяются следующие основные термины, понятия и их определения:
1) законодательство - совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения; (пункт 1)
2) коллизия нормативных правовых актов - противоречие (несоответствие) между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения; (пункт 2)
3) нормотворческая деятельность - научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, принятию (изданию), изменению, дополнению, толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов. (пункт 3)
48. Законопроекты о ратификации международных договоров Кыргызской Республики оформляются в соответствии с общими правилами, применяемыми для законопроектов, содержащих статьи без наименования.
Примеры:
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О ратификации Грантового соглашения между Правительством Кыргызской Республики и Японским Агентством Международного Сотрудничества (JICA) по проекту оснащения дорожно-эксплуатационной техникой Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областей, подписанного 31 июля 2014 года в городе Бишкек
 
Статья 1
 
Ратифицировать Грантовое соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Японским Агентством Международного Сотрудничества (JICA) по проекту оснащения дорожно-эксплуатационной техникой Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областей, подписанное 31 июля 2014 года в городе Бишкек.
 
Статья 2
 
Министерству финансов Кыргызской Республики уведомить Японское Агентство Международного Сотрудничества (JICA) о выполнении Кыргызской Республикой внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу вышеуказанного Грантового соглашения.
 
или
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой, Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об организации и формировании коллективного миротворческого батальона под эгидой ООН
 
Ратифицировать Соглашение между Кыргызской Республикой, Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об организации и формировании коллективного миротворческого батальона под эгидой ООН, подписанное 15 декабря 1995 года в городе Жамбыл.
49. Наименование международного договора Кыргызской Республики в законопроекте о ратификации должно быть полностью идентично наименованию этого международного договора в подписанном оригинале. Внесение каких-либо изменений в наименование международного договора не допускается.
50. Законопроекты о внесении изменений в законы, а также законопроекты, содержащие перечни законов, признаваемых утратившими силу, не имеют наименований статей.
Примеры:
 
Статья 1
 
Внести в Земельный кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 9, ст.440) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 2 слова "Законодательного собрания и Собрания народных представителей" исключить;
2) в пункте 2 статьи 8 слова "и одобряются Собранием народных представителей" исключить;
3) в пункте 1 статьи 25 слово "специально" исключить.
 
или
 
Статья 1
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "О порядке опубликования законов Кыргызской Республики" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1997 г., № 2, ст.116) следующее изменение:
Признать утратившим силу Закон Республики Кыргызстан "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Кыргызстан и других актов, принятых Верховным Советом Республики Кыргызстан и его органами" от 6 марта 1992 года (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1992 год, № 4/2, ст.181).
51. Нумерация статей, глав, разделов законопроекта должна быть сквозной. Недопустима отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
52. Недопустимо изменять в статьях нумерацию частей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов при внесении в закон изменений и признании утратившими силу его структурных элементов.
53. Если при внесении изменений дополнения вносятся в конец закона, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, параграфов, статей.
54. Если при внесении изменений дополнения вносятся в конец структурного элемента статьи, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.
55. Если при внесении изменений закон дополняется новыми структурными элементами на стыке существующих, то новые структурные элементы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми обозначениями.
Примеры:
 
Закон дополнить статьей 12-1 следующего содержания:
"Статья 12-1. Досрочная пенсия за особые условия труда
 
Лица, имеющие страховой стаж, превышающий на 10 лет требуемый стаж для назначения пенсии за особые условия труда, из них не менее половины на льготных условиях, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, имеют право на досрочную пенсию: мужчины - с 55 лет, женщины - с 50 лет.";
 
или
 
статью 16 дополнить частью 3-1 следующего содержания:
"3-1. Накопительная часть пенсии - часть пенсии, устанавливаемая застрахованному лицу от суммы пенсионных накоплений, учтенных в накопительной части личного страхового счета, и исчисляемая в соответствии со статьей 22 настоящего Закона.";
 
или
 
часть 1 статьи 3 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1) наименование предприятия-изготовителя;"
 
или
 
пункт 1 части 1 статьи 5 дополнить подпунктом "г-1" следующего содержания:
"г-1) по преступлениям небольшой тяжести, предусматривающим наказание, не связанное с изоляцией от общества.".
56. В статьях о вступлении в силу законопроекта должен употребляться термин "вступление в силу".
57. Статья о порядке вступления в силу вводится в законопроект в том случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного закона, отличный от порядка, предусмотренного Законом Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики". Если законопроект не предусматривает особого порядка вступления его в силу, то указанная статья в текст проекта может не вводиться.
Примеры:
 
Статья 5
 
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2016 года.
 
или
 
Статья 304
 
Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
 
или
 
Статья 5
 
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
58. В случае если законопроект содержит нормы об особом порядке вступления его в силу, то такие нормы указываются путем их перечисления с указанием, с какого момента они вступают в силу.
Примеры:
 
Статья 35
 
1. Настоящий конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
2. К лицам, сдавшим квалификационный экзамен в виде компьютерного тестирования на должность судьи местного суда до вступления в силу настоящего конституционного Закона, положения части 2 статьи 17 этого Закона не применяются в течение трех лет со дня вступления его в силу.
 
или
 
Статья 56. Вступление в силу настоящего Закона
 
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
2. Часть 6 статьи 6 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2016 года.
59. Термин "введение в действие" употребляется по отношению к кодексам. Самостоятельный закон о введении в действие принимается, как правило, в отношении кодексов.
60. Примечания включаются непосредственно в текст того структурного элемента, к которому они относятся.
61. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения формулируются в качестве самостоятельных статей или включаются непосредственно в текст того структурного элемента, к которому они относятся, а в тексте примечания обозначается, к какому структурному элементу конкретно это примечание относится.
Пример:
 
Статья 194. Разглашение коммерческой, банковской или иной тайны, а также тайны сведений налогоплательщика
 
1. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, банковскую или иную тайну, а также тайну сведений налогоплательщика, без согласия их владельца лицом, которому они были доверены или стали известны по службе или работе, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -
наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи расчетных показателей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание к части второй настоящей статьи. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если причиненный ущерб превышает десять тысяч расчетных показателей, установленных законодательством Кыргызской Республики на момент совершения преступления.
62. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, карты, схемы и т.д., структура которых зависит от их содержания (например, графы, строки, столбцы, позиции, колонки и т.п., именуемые соответственно в каждом конкретном случае). В этом случае таблицы, их графы, строки, столбцы, позиции, колонки и т.п. должны нумероваться.
При последующем упоминании в других законопроектах, внесении в них изменений и признании их утратившими силу такие таблицы и их структурные элементы указываются в соответствии с их нумерацией.
63. Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №.
Наименование приложения располагается по центру страницы и печатается полужирным шрифтом.
Пример:
 
 
 
Приложение 1
к Закону Кыргызской Республики "Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике"
 
Виды экономической деятельности, подлежащие обязательной экологической экспертизе
64. В тексте законопроекта ссылки на приложения приводятся, как правило, в форме: "согласно приложению _______ к настоящему Закону", "(приложение ______)". При этом знак № не указывается.
Пример:
 
Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием и отгрузку древесины, обязаны ежемесячно составлять отчет о принятой и отгруженной древесине по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.
 
или
 
Утвердить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год (приложение 1).
65. Если в тексте законопроекта или в приложении имеются таблицы, то графы и строки таблицы должны иметь наименования (заголовки).
Наименования (заголовки) граф и строк указываются с прописной буквы. Точка в конце наименований (заголовков) граф и строк не ставится.
Однострочный заголовок графы пишется с прописной буквы. В двух- или многострочных заголовках графы первая строка пишется с прописной буквы, а вторая, третья и т.д. - со строчной буквы, если они грамматически подчинены заголовку первой строки графы.
Если таблица содержит две или более строки, они должны быть пронумерованы. Номера граф и строк таблицы указываются без точек. Наименования последующих граф и строк грамматически должны быть согласованы с основным наименованием.
Если таблица размещается более чем на одной странице, наименование граф или их цифровое обозначение повторяется вверху на каждой странице.
В зависимости от ширины таблицы она размещается на листе или книжной, или альбомной ориентации.
Глава 3. Порядок использования ссылок
66. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на принятые законы применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
67. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законы. Ссылки на законопроекты и на утратившие силу законы недопустимы.
68. При необходимости сделать в законопроекте ссылку на закон указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид закона и наименование закона.
Примеры:
 
... регулируются конституционным Законом Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики"
 
или
 
... в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики".
69. Ссылки на Конституцию Кыргызской Республики оформляются следующим образом:
Пример:
 
... в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Кыргызской Республики.
70. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Примеры:
 
... регулируются статьей 321 Налогового кодекса Кыргызской Республики;
 
или
 
... в соответствии со статьей 324 Гражданского кодекса Кыргызской Республики.
71. При необходимости дать ссылку не на весь закон, а только на его структурный элемент сначала указывается этот конкретный элемент (начиная с наименьшего).
Пример:
 
... регулируются пунктом 2 части 7 статьи 17 Закона Кыргызской Республики "О недрах".
72. При ссылках разделы, главы, статьи, части, пункты обозначаются цифрами, подпункты - строчными буквами алфавита в кавычках.
Примеры:
 
... в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 5;
... согласно подпункту "в" пункта 1 части 2-2 статьи 5;
... в соответствии с главой 5;
... согласно разделам III и IV.
73. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Примеры:
 
... в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1.
74. Первым считается тот абзац, с которого начинается структурный элемент, в составе которого он находится.
Пример:
 
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
 
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, который является частью транспортной системы Кыргызской Республики. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (троллейбус) и не урегулированные настоящим Законом, регулируются другими законами и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. (абзац первый части 1)
Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом международного сообщения регулируются вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика. (абзац второй части 1)
2. Настоящий Закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно грузовыми автомобилями, автобусами, легковыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. (часть 2)
75. Ссылки на структурные единицы внутри одного и того же закона (кодекса) оформляются с использованием слова "настоящий" в соответствующих падежах.
Примеры:
 
... содержащиеся в главе 3 настоящего Закона;
... в связи с положениями настоящей главы;
... в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего Кодекса;
... в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 5 настоящего Закона;
... в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Закона;
... содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы;
... в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи.
76. Ссылки в законах могут даваться на законы высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законе на конкретное постановление Правительства Кыргызской Республики).
77. Бланкетные предписания в законопроекте могут отсылать:
1) на отрасль законодательства (например, "в порядке, предусмотренном гражданским законодательством");
2) на вид законодательного акта (например, регулируются конституционным законом, законом, кодексом);
3) на сферу регулирования (например, "регулируется законом в сфере недропользования" или "регулируется законом в сфере лицензионно-разрешительной системы");
4) на определенные правила (например, "по правилам гражданского судопроизводства").
78. Не допускаются бланкетные ссылки на законодательство в целом (например, "регулируются в соответствии с законодательством").
79. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
80. В отношении законов, принятых до вступления в силу Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" и настоящей Инструкции, указанные Закон и Инструкция применяются в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения формы и содержания этих законов.
При ссылках на структурные элементы таких законов, внесении в них изменений и признании утратившими силу их структурных элементов следует применять те обозначения структурных элементов, которые используются в данных законах.
Глава 4. Порядок указания официальных источников опубликования законов
81. Источниками официального опубликования конституционных законов и законов Кыргызской Республики являются газета "Эркин Тоо", официальный веб-сайт Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
82. Если в закон вносятся изменения или закон признается утратившим силу, то в скобках после наименования закона обязательно указывается источник его официального опубликования.
Примеры:
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "О недрах" (газета "Эркин Тоо" от 26 февраля 2010 года № 117) следующие изменения:
 
или
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 8, ст.323) следующие изменения:
83. При опубликовании текста законодательного акта, имеющего большой объем, в нескольких номерах газеты "Эркин Тоо" или Ведомостях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в качестве официального источника опубликования указываются даты и номера всех выпусков, в которых был опубликован текст законодательного акта.
Примеры:
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "О недрах" (газета "Эркин Тоо" от 26 февраля 2010 года № 117, от 1 марта 2010 года № 25) следующие изменения:
 
или
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2006 г., № 11, ст.981; 2006 г., № 12, ст.900) следующие изменения:
Глава 5. Внесение изменений в законы
84. Для совершенствования или приведения законов в соответствие с вновь принятым законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам, пробелов и коллизий готовятся законопроекты о внесении изменений в законы.
85. Внесением изменений в закон считается:
1) замена слов, цифр;
2) исключение слов, цифр, предложений;
3) признание утратившими силу структурных элементов;
4) новая редакция структурных элементов;
5) дополнение структурных элементов новыми словами, цифрами или предложениями;
6) дополнение закона новыми структурными элементами.
86. Независимо от того, предусматриваются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, признание утратившими силу структурных элементов, новая редакция структурного элемента, дополнение структурного элемента новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурными элементами, наименование законопроекта должно содержать только слово "изменение" в соответствующих падеже и числе и оформляется следующим образом.
Примеры:
 
О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики"
 
О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О недрах"
 
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в связи с принятием Закона Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики".
Такое же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменения.
Пример:
 
Статья 1
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 8, ст.323) следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
"...";
2) часть 1 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: "...";
3) в части 2 статьи 5 слова "..." исключить.
87. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Жогорку Кенеша следует вносить самостоятельные законопроекты о законах или их структурных элементах, подлежащих изменению (пакет законопроектов). Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законы или их структурные элементы, не допускается.
88. Внесение изменений в несколько законов может оформляться одним законопроектом, в котором изменения, вносимые в каждый закон, оформляются самостоятельными статьями.
При необходимости внесения изменений в конституционный закон и закон изменения оформляются самостоятельными законопроектами.
Примеры:
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" и Кодекс Кыргызской Республики о детях)
 
Статья 1
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 8, ст.323) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 1 дополнить абзацем пятнадцатым следующего содержания:
"дополнительное образование детей - специфическая часть системы дошкольного, школьного и профессионального образования, основанная на свободном выборе и более полном удовлетворении интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении детей, подростков и молодежи посредством освоения ими дополнительных программ сверх базового образования во время, свободное от учебы в общеобразовательных и других образовательных организациях;";
2) часть 1 статьи 3 после слов "социального и имущественного положения," дополнить словами "ограничений возможностей здоровья,".
 
Статья 2
 
Внести в Кодекс Кыргызской Республики о детях (газета "Эркин Тоо" от 15 августа 2006 года № 60) следующее изменение:
в пункте 2 статьи 19 слова "в течение 24 часов с момента рождения ребенка" исключить.
 
или
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об образовании"
 
Статья 1
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 8, ст.323) следующие изменения:
1) абзац тринадцатый статьи 1 изложить в следующей редакции:
"дополнительное образование детей - специфическая часть системы дошкольного, школьного и профессионального образования, основанная на свободном выборе и более полном удовлетворении интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении детей, подростков и молодежи посредством освоения ими дополнительных программ сверх базового образования во время, свободное от учебы в общеобразовательных и других образовательных организациях;";
2) в статье 15:
в части 2 слова "в раннем детском возрасте" заменить словами "в дошкольном возрасте";
в части 3 слова "раннего детского возраста" заменить словами "дошкольного возраста".
 
или
 
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
О внесении изменений в законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам социального обеспечения
 
Статья 1
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "О Социальном фонде Кыргызской Республики" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2004 г., № 11, ст.510) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 1 после слов "Кыргызской Республике," дополнить словами "проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения,";
2) в части 2 статьи 2:
- абзац третий после слов "медицинского страхования" дополнить словами ", Фонд оздоровления трудящихся";
- абзац шестой после слов "медицинского страхования" дополнить словами "и Фонда оздоровления трудящихся".
 
Статья 2
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1996 г., № 7, ст.85) следующие изменения:
1) статью 10 дополнить абзацем следующего содержания:
"финансирование мероприятий по оздоровлению застрахованных лиц и членов их семей, находящихся на их иждивении;";
2) часть 1 статьи 17 после слов "компенсируются расходы" дополнить словами ", связанные с оздоровлением застрахованных лиц и членов их семей, находящихся на их иждивении, а также".
89. В тексте законопроекта о внесении изменений в закон обязательно указываются вид и наименование закона, а также соответствующие источники его официального опубликования.
Пример:
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 8, ст.323) следующие изменения:
90. При одновременном внесении в закон изменений и признании утратившими силу его структурных элементов положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно.
Пример:
 
Статья 1
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 8, ст.323) следующие изменения:
1) в статье 1 слова "..." заменить словами "...";
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами "...";
3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова "..." исключить;
4) статью 4 признать утратившей силу;
5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
б) в статье 6 слова "..." заменить словами "...".
91. Если подлежащий изменению закон полностью был изложен в новой редакции, то указываются его вид и наименование. Реквизиты закона, которым подлежащий изменению закон был изложен в новой редакции, не приводятся.
Пример правильного включения:
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 92, ст.49) следующие изменения:
 
Пример неправильного включения:
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 92, ст.49) в редакции Закона Кыргызской Республики от 17 апреля 2015 года № 84 (газета "Эркин Тоо" от 21 апреля 2015 года № 34) следующие изменения:
92. Изменения всегда вносятся только в основной закон.
Вносить изменения в основной закон путем внесения изменений в изменяющий его закон недопустимо.
93. При внесении изменений в закон соответствующий текст заключается в кавычки.
Вносимые в закон изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения.
При внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, принятых различными законами, в обязательном порядке указывается часть, в которую вносятся изменения.
Пример:
 
Внести в часть II Гражданского кодекса Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2001 г., № 49, ст.45) следующие изменения:
94. При дополнении закона статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел закона.
Примеры:
 
Статья 1. Внести в Закон Кыргызской Республики "О ..." (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, ... г., № ..., ст. ...) следующее изменение:
главу 1 дополнить статьей 14-1 следующего содержания:
 
или
 
Статья 1. Внести в Закон Кыргызской Республики "О ..." (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, ... г., № ..., ст. ...) следующее изменение:
Закон дополнить главой 2-1 следующего содержания:
95. Внесение изменений в обобщенной форме в закон (в том числе замена слов с использованием формулировки "по всему тексту закона") не допускается.
По общему правилу, каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретного структурного элемента закона, который изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью закона или ее структурный элемент. При этом, если в статье или ее структурном элементе предусматривается только замена слова или слов (дополнение словом или словами), которые употреблены в одном и том же числе и падеже, и никаких других изменений не предусмотрено, то такое изменение (изменения) должно быть оформлено следующим образом:
Примеры:
 
В статье 10 слова "..." заменить словами "...".
 
или
 
Статью 10 после слов "..." дополнить словами "...".
96. Если в статье закона или ее структурном элементе предусматривается замена слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, и никаких других изменений не предусмотрено, то применяется следующая формулировка:
Примеры:
 
В статье 10 слова "отдел по поддержке семьи и детей" в различных числовых и падежных формах заменить словами "территориальное подразделение уполномоченного государственного органа по защите детей" в соответствующих числах и падежах.
 
или
 
В частях 1 и 2 статьи 10 слова "орган опеки и попечительства" и "органы опеки и попечительства" в различных падежных формах заменить соответственно словами "уполномоченный государственный орган по защите детей", "уполномоченные государственные органы по защите детей" в соответствующих падежах.
97. Если одни и те же заменяемые слово или слова в тексте статьи или ее структурного элемента имеют различные числовые, родовые, падежные формы; начинаются с прописной или строчной буквы; требуют постановки или исключения после них (перед ними) определенного знака препинания и т.п., то каждое предусматриваемое изменение должно согласовываться с конкретным контекстом.
При этом каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретного структурного элемента.
Примеры:
 
По всему тексту статьи 4:
слова "Министерства обороны", "Министерства обороны Кыргызской Республики", "Министерства обороны Кыргызской Республики,", "Министерства обороны Кыргызской Республики." заменить соответственно словами "уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами обороны," и "уполномоченного государственного органа, ведающего вопросами обороны.";
слова "министр обороны Кыргызской Республики" и "министр обороны" в различных падежных формах заменить словами "руководитель уполномоченного органа, ведающего вопросами обороны," в соответствующих падежах.
 
или
 
По всему тексту статьи 4 слова ", группа избирателей", "или соответственно группы избирателей" и "или группа избирателей" в различных падежных и числовых формах исключить.
 
или
 
По всему тексту статьи 2 слова "Служба электросвязи", "служба электросвязи" в различных падежных и числовых формах заменить соответственно словами "Поставщик услуг электросвязи", "поставщик услуг электросвязи" в соответствующих падежах и числах.
98. При внесении изменения в закон сначала указывается какой структурный элемент изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в закон следует оформлять, начиная с наименьшего структурного элемента.
Примеры:
 
Часть 1 статьи 7 дополнить предложением следующего содержания: "...".
 
или
 
В подпункте "в" пункта 2 части 1 статьи 7 слова "..." заменить словами "...".
99. При внесении дополнений в статью, ее часть, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:
 
статью 1 после слов "..." дополнить словами "...".
100. В случае если дополняется словами структурный элемент статьи закона и это дополнение должно находиться в конце данного структурного элемента, применяется следующая формулировка:
Пример:
 
пункт 1 статьи 1 дополнить словами "...".
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
101. Внесение нескольких изменений в различные структурные элементы статьи закона оформляется следующим образом:
Пример:
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "..." (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, ... г., № …, ст. ...) следующие изменения:
1) в статье 2:
в части 1 слова "..." заменить словами "…";
часть 2 после слов "..." дополнить словами "...";
часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7)... .";
часть 4 дополнить предложением следующего содержания: "...".
102. При дополнении статьи закона частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
Примеры:
 
статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. ... .";
 
или
 
часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) ... .".
 
или
 
пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:
"д) … .".
Необходимая в таких случаях замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции закона (без оговорки в тексте законопроекта).
103. При признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данный структурный элемент.
Пример:
 
Статья 68. Прекращение налогового обязательства
 
1. Налоговое обязательство прекращается, а налоговая задолженность считается погашенной: (абзац первый части 1)
надлежащим исполнением налогового обязательства и уплатой недоимки, процентов, пени и налоговых санкций; (абзац второй части 1)
истечением срока исковой давности по налоговому обязательству, установленному настоящим Кодексом; (абзац третий части 1)
(утратил силу в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 6 октября 2012 года № 169); (абзац четвертый части 1)
смертью физического лица в случае отсутствия правопреемника или наследника. (абзац пятый части 1)
104. Новая редакция закона в целом не допускается.
В порядке исключения новая редакция закона с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего закона принимается в случаях, если:
1) необходимо внести в закон изменения, требующие переработки закона по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных элементов;
2) количество вносимых в действующую редакцию изменений составляет более половины текста закона;
3) внесение отдельных изменений технически сложно для изложения или восприятия.
105. Структурный элемент закона излагается в новой редакции в случаях, если:
1) необходимо внести существенные изменения в данный структурный элемент;
2) неоднократно вносились изменения в текст структурного элемента;
3) количество вносимых в действующую редакцию изменений составляет более половины текста структурного элемента;
4) внесение отдельных изменений технически сложно для изложения или восприятия;
5) необходимо обеспечить аутентичность текстов структурного элемента на государственном и официальном языках.
106. Изложение структурного элемента закона в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данного структурного элемента.
107. При необходимости изложить один структурный элемент закона в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
 
Внести в Налоговый кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 8, ст.922) следующее изменение:
статью 83 изложить в следующей редакции:
"Статья 83. Вручение решения органа налоговой службы налогоплательщику
 
Решение считается врученным, если оно:
1) доставляется по последнему адресу осуществления налогоплательщиком экономической деятельности или по последнему его зарегистрированному адресу в Кыргызской Республике или налоговому представителю налогоплательщика лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения;
2) выдается налогоплательщику или его налоговому представителю в налоговом органе лично под роспись...".
108. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего закона, а не является приложением к нему.
Примеры:
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы" (газета "Эркин Тоо" от 1 мая 2012 года № 39) следующие изменения:
приложение 1 изложить в следующей редакции:
 
 
"Приложение 1
к Закону Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы"
 
ПРОГНОЗ
консолидированного бюджета Кыргызской Республики"
 
или
 
Внести в Закон Кыргызской Республики "Об Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Кыргызской Республики" (газета "Эркин Тоо" от 23 сентября 1998 года, № 143-150) следующие изменения:
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
"Настоящий Устав определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона, других лиц, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.";
2) пункт 1 приложения 14 изложить в следующей редакции:
 
 
"Приложение 14
к Закону Кыргызской Республики "Об Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Кыргызской Республики"
 
О гауптвахтах
 
1. Гауптвахтой называется специально оборудованное помещение для содержания военнослужащих, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего приложения, в условиях изоляции в предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики случаях. Гауптвахта может быть гарнизонная или войсковая.".
109. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Примеры правильного употребления:
 
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126";
цифры "35" заменить цифрами "45".
 
Примеры неправильного употребления:
 
числа "11" заменить числами "22";
числа "10, 20, 30" заменить числами "20, 30, 40".
110. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Примеры:
 
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз";
слова "в 1995 году" заменить словами "в 1996 году";
слова "50 расчетных показателей" заменить словами "100 расчетных показателей";
слова "в 33," заменить словами "в 44,".
111. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законы содержится статья с перечнем законов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.
Пример:
 
"О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "Об образовании" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Кыргызской Республики"
Глава 6. Перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу
112. Для приведения законов в соответствие с вновь принятым законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам, коллизий готовятся законопроекты о признании законов (их структурных элементов) утратившими силу.
113. Наименование законопроекта о признании утратившими силу нескольких законов должно содержать наименование этих законов (не более трех) или содержать указание на признание утратившими силу некоторых законодательных актов.
Примеры:
 
О признании утратившими силу Трудового кодекса Кыргызской Республики и Закона Кыргызской Республики "О профессиональных союзах"
 
или
 
О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Кыргызской Республики".
114. В перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) Законы, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как основной закон, так и все законы, которыми в текст основного закона ранее вносились изменения.
Пример:
 
Признать утратившими силу:
1) Закон Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" от 1 июля 1996 года № 34 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1996 г., № 7, ст.101);
2) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" от 17 июня 1999 года № 57 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 1, ст.455)
2) Законы, подлежащие признанию утратившими силу частично. При этом отдельными позициями указывается как сам структурный элемент закона, так и все законы, которыми в текст данного структурного элемента ранее вносились изменения.
Пример:
 
Признать утратившей силу:
статью 2 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 7 декабря 1999 года № 98 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 12, ст.537)
3) В исключительных случаях законы (или их структурные элементы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельный структурный элемент).
Примеры:
 
статью 71 Закона Кыргызской Республики "О республиканском бюджете на 2008 год" от 26 марта 2008 года № 42 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 13, ст.146) в части сроков возврата задолженности государственному бюджету по переоформленным в государственный внутренний долг Кыргызской Республики централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организациями-заемщиками;
 
или
 
Закон Кыргызской Республики "О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции" от 2 января 2000 года № 37 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2000 г., № 2, ст.158) в части, касающейся уголовного судопроизводства.
115. Перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть оформлен в виде:
1) самостоятельной статьи в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование;
2) самостоятельной статьи или статей в законопроекте о внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов;
3) самостоятельным законопроектом.
Оформление одновременного внесения изменений в закон и признания утратившими силу структурных элементов этого же закона производится в соответствии с пунктами 86 и 88 настоящей Инструкции.
116. Перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающим.
117. При включении каждого закона в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны реквизиты в следующей последовательности: вид и наименование закона, дата подписания, регистрационный номер (если он есть), а также источник его официального опубликования.
118. Не требуют признания утратившими силу законы, имевшие ограниченный срок действия, после истечения этого срока.
119. Не допускается признание утратившими силу законов без перечисления всех законов (их структурных элементов), которыми в разное время в основной закон вносились изменения.
Пример неправильного изложения:
 
Признать утратившим силу Уголовный кодекс Кыргызской Республики и все законы, вносившие в него изменения.
Каждый закон включается в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельного структурного элемента. Законы, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию. При этом они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающейся круглой скобкой.
Пример правильного изложения:
 
Признать утратившими силу:
1) Закон Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" от 2 марта 1996 года № 3 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1996 г., № 7, ст.101);
2) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" от 17 июня 1999 года № 57 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 11, ст.455);
3) статью 2 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 27 ноября 1999 года № 109 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., № 12, ст.537).
120. В перечне подлежащих признанию утратившими силу законы располагаются в хронологическом порядке (по дате подписания). В пределах одной и той же даты подписания законы располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
Пример:
 
Признать утратившими силу:
1) Закон Кыргызской Республики "О праздничных днях" от 6 марта 1992 года № 852-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Кыргызстан, 1992 г., № 4/2, ст.190);
2) Закон Республики Кыргызстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Кыргызстан "О судоустройстве Республики Кыргызстан" от 3 июля 1992 года № 958-XII (газета "Свободные горы" от 18 августа 1992 года № 101);
3) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О Фонде государственного имущества Кыргызской Республики" от 7 мая 1993 года № 1217-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1993 г., № 6, ст.166);
4) Раздел VIII Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 16 апреля 1994 года № 1501-ХII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 5, ст.165).
121. При необходимости установить в одном перечне законов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законы признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные элементы, формируемые в соответствии с датой (сроком) утраты силы.
Пример:
 
Статья 1
 
Признать утратившим силу со дня официального опубликования настоящего Закона:
Закон Кыргызской Республики "Технический регламент "О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования" от 29 декабря 2008 года № 280 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 10, ст.1108).
 
Статья 2
 
Признать утратившими силу с даты вступления в силу на территории Кыргызской Республики соответствующих технических регламентов Таможенного союза:
Закон Кыргызской Республики "Технический регламент Кыргызской Республики по безопасности наземных транспортных средств" от 29 мая 2009 года № 178 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 5, ст.495);
Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "Общий технический регламент по безопасности наземных транспортных средств" от 18 мая 2012 года № 61 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 5, ст.2285).
122. Если в законе остался один структурный элемент после утраты силы остальных и он подлежит признанию утратившим силу, то признается утратившим силу закон полностью.
123. Если в законе имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законы, то при необходимости признать утратившим силу данный закон, он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.
124. Если подлежащие признанию утратившими силу статья или ее структурный элемент содержат указание на приложение, которое утрачивает силу, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только эта статья или ее структурный элемент без указания приложения.
125. Если в статье закона или ее структурном элементе наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включается эта статья или ее структурный элемент в части, относящейся к приложению.
126. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
Пример:
 
Признать утратившим силу пункт 2 приложения 3 к Закону Кыргызской Республики "О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы" (газета "Эркин Тоо" от 1 мая 2012 года № 39).
127. Окончательный текст принятого закона должен быть отпечатан отчетливо и ровно, с использованием краски черного цвета, на соответствующем специальном бланке (конституционного закона, кодекса или закона), изготовленном типографским способом.

Может ли гражданин Кыргызской Республики заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица?

Каков размер минимального уставного капитала для акционерного общества?

В какие государственные органы необходимо обратиться для регистрации юридического лица?

Сколько участников требуется, чтобы зарегистрировать закрытое акционерное общество?

В какие сроки осуществляется регистрация коммерческих организаций?

Какие документы необходимы для регистрации общественного фонда?

При каких случаях требуется перерегистрация юридического лица?

С какого момента юридическое лицо считается зарегистрированным?

При каких случаях допускается отказ в регистрации юридического лица?

Что означает осуществление «государственной регистрации по принципу «единого окна»?

Можно ли осуществлять деятельность без регистрации юридического лица?

Иностранный гражданин или юридическое лицо может ли создать юридическое лицо в Кыргызстане?

Когда можно заново подать документы после отказа в регистрации юридического лица?

Что должно содержать решение о создании ОсОО?

Кто такие учредители юридического лица?

В случае изменения местонахождения юридического лица с иностранным участием необходимо ли пройти перерегистрацию?

В какой орган юстиции подаются документы для регистрации юридического лица, филиала, представительства, если его учредителем является юридическое лицо Кыргызской Республики с иностранным участием?

Необходимо ли представление учредительных документов при регистрации юридического лица, филиала, представительства?

Чем отличается филиал от представительства?

Может ли филиал или представительство выступать учредителем юридического лица?

Где можно получить образцы решений о создании юридических лиц, филиалов (представительств)?

Где можно получить информацию о зарегистрированных юридических лицах?

Какой минимальный срок предъявления претензий со стороны кредиторов ликвидируемого юридического лица?

Предусмотрена ли ответственность за непредставление сведений об изменениях руководителя юридического лица?

Существуют ли сроки, в течение которых должна быть представлена в органы юстиции выписка из реестра о том, что иностранное юридическое лицо, выступающее учредителем юридического лица на территории Кыргызской Республики, является действующим по законодательству своей страны?

Часто задаваемые вопросы по нотариальным действиям

Порядок проведения регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)

Все самое значимое о деятельности Министерства юстиции Кыргызской Республики в материалах журналистов: беседы на актуальные темы, репортажи с места событий и видеоматериалы о работе органов юстиции

Социальные ролики Министерства юстиции Кыргызской Республики расскажут Вам об основных правах человека и их защите, о повышении правовой культуры и грамотности населения страны, а также в целом о деятельности органов юстиции

В ток-шоу «Ой-Ордо» с участием сотрудников Министерства юстиции Кыргызской Республики проходит обсуждение правовых вопросов: защита прав человека, развитие правовых реформ в Кыргызстане и принципов верховенства права

Реализация Закона Кыргызской Республики "О медиации"

Вы имеете право на бесплатную правовую помощь! Куда вы можете обратиться за бесплатной правовой консультацией?

Обновленная интерактивная карта поставщиков юридических услуг предлагает новые возможности. Посмотрите видеоролик об обновленной интерактивной карте поставщиков юридических услуг www.legalmap.gov.kg, разработанный Министерством юстиции Кыргызской Республики при поддержке Программы USAID по совместному управлению.

25.07.2019г. Пресс-конференция в КНИА «КАБАР»

Программа «Потенциал»

Министерство Юстиции КР приглашает на пресс-конференцию о запуске декады правовой помощи (правовая помощь)

Мобильное приложение "Законы Кыргызской Республики"

Вы имеете право на бесплатную правовую помощь!

Выпуск № 2 «Знай свои права» Упрощение процедуры регистрации юридических лиц

Перечень государственных услуг, оказываемых Министерством юстиции КР

Семейные вопросы

Оформление документов на земельный участок

Гарантированная государством юридическая помощь в Кыргызской Республике

Кулбаев А. Досудебное производство в новом УПК КР

Асаналиев Азамат Исполнение пробационного надзора по новому УИК КР

Учур маселеси (Деятельность министерства юстиции КР) 22.06.2018 ELTR LIVE

Центр по координации гарантированной государством юридической помощи

Сулаймановой Н.Н. Кодекс о проступках понятие и ответственность

Летова Ирина Кодекс КР о нарушениях понятие и ответственность

Как обратиться в Конституционную палату ВС КР

Не забудьте пройти процедуру апостилирования своих документов!

Интерактивная карта поставщиков юридических услуг доступна для граждан Кыргызстана

ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР/Минюст: оказание качественных госуслуг населению

С 1 марта система электронного нотариата будет запущена в производственном режиме – Минюст

В Министерстве юстиции разработают онлайн-процедуру

Программа цифровой трансформации страны - это требование времени

Истории клиентов пробации

Президент Сооронбай Жээнбеков ознакомился с ходом цифровизации

Шанс исправить ошибку

Трудоустройство клиентов пробации

Шанс на исправление

Для оказания бесплатной юридической помощи ПРООН передала Министерству юстиции микроавтобусы

Единый реестр прав требований на движимое имущество

Доверенность на автотранспортное средство не является правоустанавливающим документом

Юридическая помощь от государства

Юридическая помощь на линии 112

Юридическая помощь населению во время пандемии COVID 19

Эффективное взаимодействие улучшит качество бесплатной правовой помощи

Волонтеры - клиенты пробации

Единый реестр прав требований на движимое имущество для финансовых организаций

Клиенты пробации в обсервации

Клиенты пробации принимают участие в борьбе с коронавирусом

В Министерстве юстиции реализуется проект "Автобус солидарности"

Единый портал общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики

Единый реестр прав требований на движимое имущество

Единый реестр прав требований на движимое имущество для финансовых организаций

Департаменту пробации 1 год

Один год Департаменту пробации при Министерстве юстиции Кыргызской Республики

Единый портал общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов

Цифровизация департамента пробации Новости Кыргызстана

Гарантированная государством юридическая помощь

Мамлекет кепилдеген юридикалык жардам

В Министерстве юстиции продолжается цифровизация оказываемых государственных услуг

Комментарий министра юстиции относительно полномочий Жогорку Кенеша

Люди начинают доверять департаменту пробации

Реализация судебно - правовой реформы ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР 04 11 2020

правовая помощь

Вице-премьер министр КР М. Мамытканов посетил Департамент пробации при Министерстве юстиции КР

За помощью к адвокатам ГГЮП

«Знай свои права». Стартовала декада по оказанию бесплатной юрпомощи населению

Минюстом с 30 ноября по 5 декабря организована декада бесплатной юридической помощи

Доступная и бесплатная юридическая помощь

Бесплатная правовая помощь ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР

О деятельности Министерства юстиции Кыргызской Республики

В Кемине состоялось открытие Центра по предоставлению бесплатной юридической помощи

Участница конкурса рисунков Медетова Бурулай

Что такое пробация и почему это важно ДЕЛОВОЙ ЗАВТРАК

Институт пробации вместо наказания, шанс на исправление

О Едином портале общественного обсуждения НПА Кыргызской Республики

Возможности разработчика Единого портала

Возможности пользователя Единого портала

Инвентаризация законодательства

Принцип гильотины в законодательном процессе

Все документы под рукой. Новое мобильное приложение от ГРС

Инвентаризация законодательства ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР 22 04 2021 Ала Тоо24

Ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Министр юстиции Асель Чынбаева поздравила ветерана ВОВ Мухамеджанова Х. с наступающим праздником

Новые законопроекты Плюсы и риски

Минюст открывает дома правосудия в шести районах страны

Автобус солидарности правовая помощь населению ЕЩЕ НЕ ВЕЧЕР 24 06 21

Перечень, порядок и образцы документов для государственной регистрации (перерегистрации) и регистрации прекращения деятельности СМИ

Форма регистрационного заявления

Государственный классификатор видов экономической деятельности

Правовые акты в сфере регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)

Прейскурант цен предоставляемые государственных услуг по регистрации юридических лиц, филиалов (представительств) и СМИ

Формы уведомлений

Локальные акты в сфере регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)

Адреса и реквизиты органов юстиции

Размер сборов за государственную регистрацию (перерегистрацию) и регистрацию прекращения деятельности юридических лиц и их филиалов (представительств) и прейскурант тарифов на платные государственные услуги

Образец формы согласия юридического лица

Техническая спецификация и техническое описание справки (свидетельства)

Правовые акты в сфере регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)

Объявление о реорганизации, ликвидации, об утере (порче) учредительных документов, свидетельства, печатей и (или) штампов юридических лиц, филиалов (представительств)

Примеры решений и соглашений для заполнения

Перечень необходимых документов для государственной регистрации

Объявление об утере (порче) свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) средства массовой информации

Типовые уставы коммерческих и некоммерческих организаций

Образцы типовых решений о государственной регистрации, перерегистрации и ликвидации юридических лиц

Форма регистрационного заявления

Ставки государственной пошлины

Состав Квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена у лиц, претендующих на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью

Реестр государственных нотариусов

Реестр частных нотариусов

План проверок организации деятельности государственных и частных нотариусов на 2023 год

Список частных нотариусов, уполномоченных вести наследственные дела

Правовые акты, регулирующие нотариальную деятельность

О лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью

О прохождении стажировки лицом, претендующим на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью

Перечень вопросов для сдачи квалификационного экзамена на получение лицензии на право занятия частной нотариальной деятельностью

Локальные акты в сфере нотариальной деятельности


База данных НПА

Подробнее

Регистрация права требования по исполнению обязательств в отношении движимого имущества

Подробнее

Электронная база данных юридических лиц, филиалов (представительств) и СМИ

Подробнее

Регистрация юридических лиц, филиалов (представительств) и СМИ

Подробнее

Апостилирование

Подробнее

Нотариат и адвокатура

Подробнее

d3252b3c3fe64108e6cc4a2aed6deb1920210315041853.gif44ccd13bb666f37a6c66c1c00523f46120230404061030.png7cdf7df91a1d777a49f8693f717bb7dd20240415092020.jpege38086776034e6d5973d5016b39d1f0b20211122022926.gif226555a6b07e15f065f2df1eb3d4a22720240110112248.jpga87fe4fbfbefd75f987d945a04a886d520240205122421.jpg300ca285734472f14462d5841d1b515420230323062712.png31d9369d9cefd50bbf584d13219660cb20210428032223.jpg

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Новости -

Анонсы -

Блиц-опрос

Какие факторы, на Ваш взгляд, препятствуют развитию и становлению правового государства, помимо коррупции?


Система Orphus //ком

Старая версия сайта